Публичный отчет за 2013 год


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Публичный отчет за 2013 год

Публичный отчет за 2013 год


1. Общая характеристика библиотеки

Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара» – центральная детская библиотека, методический центр для библиотек, обслуживающих детей и подростков Архангельской области.

Дата основания библиотеки – 1 апреля 1955 года. В фонде библиотеки более 207 тысяч единиц хранения, в том числе книг, журналов, газет, диафильмов, грампластинок, аудио и видеокассет, CD и DVD-дисков.

Структура библиотеки:

  • Отдел комплектования и хранения фондов

  • Справочно-библиографический отдел

  • Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов

  • Отдел обслуживания учащихся 5-9 классов

  • Отдел делового чтения

  • Отдел информации по проблемам детства

  • Методический отдел

  • Общий отдел

  • Бухгалтерия

  • Хозяйственный отдел

Общая численность работающих в библиотеке сотрудников – 43 человека, из них библиотечных специалистов – 26. Высшее образование имеют 20 человек, в т.ч. высшее библиотечное – 11.

Мы работаем ежедневно с 10.00 до 18.00

Воскресенье с 10.00 до 16.00

Суббота – выходной день

Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 41

Телефоны:

Директор Светлана Юрьевна Третьякова – 21-57-13

Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов – 20-71-73

Отдел обслуживания учащихся 5-9 классов – 20-77-72

Отдел делового чтения – 65-35-92

Отдел информации по проблемам детства – 21-58-75

Справочно-библиографический отдел – 21-58-75

Методический отдел – 21-58-75

e-mail: info@aodb.ru

2. Выполнение плановых показателей деятельности

Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки

  1. Количество документов, выданных из библиотечного фонда пользователям библиотеки - 274,5 тыс. уч. ед.

  2. Количество документов, выданных из библиотечного фонда удаленным пользователям библиотеки – 4,9 тыс. ед.

  3. Количество выполненных справок и консультаций пользователям библиотеки – 4,5 тыс. справок

  4. Количество выполненных справок удаленным пользователям библиотеки – 0,05 тыс. справок

Формирование и учёт фондов библиотеки

  1. Объём поступивших за отчетный период документов на материальных носителях - 4,5 тыс. уч. ед.

  2. Объём поступивших за отчетный период электронных документов на машиночитаемых носителях - 0,02 тыс. уч.ед.

  3. Объем библиотечного фонда – 207,4 тыс. уч.ед.


Библиографическая обработка документов и организация каталогов

  1. Количество внесённых в электронный каталог библиографических записей – 3,41 тыс. библиографических записей

  2. Количество отредактированных библиографических записей в карточных – 1,0 тыс. названий

Организация и проведение фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий силами учреждения

  1. Количество мероприятий – 8 ед.

Методическая работа в установленной сфере деятельности

  1. Количество мероприятий – 3 ед.

  2. Количество изданий – 5 ед.

3. Значимые мероприятия и проекты 2013 года

В течение года было реализовано 8 проектов, проведено 6 творческих конкурсов, оформлено 103 книжные выставки, разработано 15 тематических циклов мероприятий. Состоялось 4 Дня семейного отдыха и Праздник лучшего читателя, приуроченный к Всероссийскому дню библиотек. Библиотека приняла участие во всероссийских и международных акциях: «Международный День чтения» и «Библионочь», в день рождения Аркадия Петровича Гайдара, 22 января, была проведена акция «Гайдар. Мы знакомы?». Всего в течение года проведено 806 массовых мероприятий, которые посетили 19 543 человек.

В отчетном году сотрудники библиотеки активно осваивали новые методики работы с читателями: онлайн-встречи читателей с писателями, электронные викторины, буктрейлеры, начал работу клуб для родителей и детей от 1,5 до 3 лет «Книжки-малышки».

В 2013 году АОДБ им. А.П. Гайдара включилась в проект по созданию сводного каталога библиотек Архангельской области. За отчетный год электронные базы данных библиотеки пополнились на 11,5 тыс. записей, электронных каталог на конец года составил 24 % от общего количества электронных баз.

АОДБ им. А.П. Гайдара развивается как ресурсный центр для детских библиотек области. За отчетный период было выдано 4,9 тыс. документов абонентам МБА, сформировано 44 тематических комплектов литературы для муниципальных библиотек Архангельской области и школьных библиотек города Архангельска. В течение года работали 6 пунктов выдачи в детских садах.

Для повышения комфортности пребывания в библиотеке пользователей и повышения качества обслуживания проведен косметический ремонт отделов обслуживания, приобретена новая мебель для зоны обслуживания и книгохранилища, обновился парк компьютерной техники. В рамках федеральной целевой программы «Доступная среда» был оборудован пандус на входе в отдел обслуживания учащихся 5-9 классов.

Наиболее значимые проекты 2013 года:

2.1 «Книга. Читатель. Писатель»

Проект направлен на продвижение книги и чтения среди детей и подростков Архангельской области, его основная цель – формирование книжной культуры юных северян через организацию диалога с современными писателями, совершенствование форм и методов приобщения детей к чтению.

По мнению современных психологов, педагогов и социологов, диалог является оптимальной формой общения и обладает огромным развивающим, воспитывающим и творческим потенциалом. В рамках проекта «Книга. Читатель. Писатель» библиотека организовала общение читателей с писателями, как в реальном, так и в виртуальном режиме.

В 2013 в реальном режиме состоялись встречи читателей с молодым ярославским поэтом Анастасией Орловой, архангельским автором Александром Тутовым и московской писательницей Аей эН.

Анастасия Орловаавтор десятка книг, лауреат Всероссийской премии им. А. Дельвига, стипендиат Министерства культуры РФ, член Союза писателей Москвы. Возможность встретиться с писательницей получили юные читатели Архангельска, Новодвинска и Приморского района. Пообщалась Анастасия Орлова и со взрослой аудиторией. Она стала гостем клуба радетелей детской литературы. С удовольствием внимали мудрой простоте детского стиха студенты педагогического колледжа.

Презентация новой повести для детей – сказочно-лесного детектива «Потапыч и Миша» архангельского писателя Александра Тутова собрала в библиотеке семейные команды, которые попробовали себя в роли сыщиков, сразившись в литературной игре по книге. Победила в итоге дружба, так что звание лучшего семейного детективного агентства получили все! Но главным подарком стало общение с писателем и возможность получить заветный автограф.

В мае гостями библиотеки стали директор всероссийского конкурса «Книгуру» Георгий Урушадзе, известный литературный критик Ксения Молдавская и писательница Ая эН. На встречах с юными читателями из Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Приморского района, а также с будущими филологами – студентами С(А)ФУ разговор шел о конкурсе «Книгуру», который помогает открыть новые имена в современной подростковой литературе, об авторах, пишущих для тинейджеров. Ая эН – один из таких писателей. В 2011 году сама принимала участие в конкурсе – её повесть «Библия в SMSках» заняла тогда второе место. Для библиотекарей, работающих с детьми, Ксения Молдавская провела мастер-класс по аннотированию детских книг.

Фотоальбом Недели детской и юношеской книги.


К сожалению, приехать в Архангельск удаётся не всем писателям, кого мы хотели бы пригласить. Причины бывают разными: занятость авторов и огромные расстояния, разделяющие нас. Решением этих проблем стали онлайн-встречи читателей с писателями. Такие встречи привлекли внимание, прежде всего, подростков, которые уверенно осваивают интернет–пространство и знакомы с современными информационными технологиями. Всего в отчетном году состоялось семь онлайн-встреч. Их участниками стали Елена Габова (г. Сыктывкар), Марина Бородицкая (г. Москва), Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак (г. Минск), Мария Парр (Норвегия), Анника Тор (Швеция).


Эффективным средством привлечения детей и подростков к чтению наряду со встречами читателей и писателей являются также творческие конкурсы. В 2013 году в АОДБ им. А.П. Гайдара состоялось два конкурса, посвященных современной детской литературе: фестиваль литературно-музыкальных композиций «Читаем! Танцуем! Поем!» и XIX областной конкурс творческих работ детей с ограниченными возможностями «Книжная карусель», в которых приняли участия более 400 детей из Архангельска, Коряжмы, Котласа, Ненецкого АО, Вельского, Шенкурского, Няндомского, Котласского, Онежского, Холмогорского, Вилегодского, Пинежского, Каргопольского, Устьянского, Коношского и Красноборского районов.

Неотъемлемой составляющей деятельности по продвижению современной детской литературы являются культурно-досуговые мероприятия: литературные часы, беседы, викторины, проводимые для читателей всех возрастов. В отчетном году для учащихся 2-4 классов был разработан цикл мероприятий и книжных выставок «Писатели-юбиляры 2013 года», учащимся 5-7 классов был адресован цикл «Родом из детства. Современная литература для подростков».


Взрослых читателей в АОДБ им. А.П. Гайдара объединяет клуб радетелей детской литературы. В отчетном году в клубе состоялось пять встреч. Радетели не только обсуждают проблематику книг, но и размышляли о том, что вынесет подросток из прочтения, кому можно рекомендовать ту или иную вещь…

Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Архангельска был разработан цикл бесед о писателях-юбилярах 2013 года. Эмоциональный рассказ о детстве и семье будущего писателя, его школьных годах и юношеских увлечениях; личной жизни и обстоятельствах, которые сформировали его взгляды и повлияли на творчество – пришелся по душе педагогам. Узнав много интересного о, как правило, непростой жизни детского писателя, педагоги на волне личной симпатии к нему как личности начинают активнее сами перечитывать и переосмысливать его творчество, с чувством личной заинтересованности знакомят с его творчеством детей. Приблизить писателя-классика к читателям, сделать его хорошо знакомым, почти близким человеком – цель этих бесед. Инициатива детских библиотекарей поддержана специалистами ДОУ: беседы о детстве и жизни детских писателей включены в план совместной работы на 2014 год.

Встретиться с хорошей книгой детям и взрослым помогает и передвижной летний читальный зал. Лето – время отпусков и каникул. Дети и взрослые с удовольствием проводят время в парках и скверах. Чтобы дети смогли соединить вместе два удовольствия – прогулку и чтение – наша библиотека организовала в Петровском парке передвижной читальный зал. Уютный шатер, стеллажи с книгами и журналами, настольные игры, мольберты для рисования помогли организовать досуг и напомнить детям и их родителям о чтении как интересном и полезном занятии.

Продолжила свою деятельность в Архангельской областной клинической больнице и сформированная в рамках проекта «Открытые сердца» (2011 г.) при библиотеке волонтерская группа. В 2013 году состоялось 8 встреч, во время которых волонтеры читали детям книги, размышляли о прочитанном, играли, рисовали, лепили.

2.2 «Старину спою да стародавнюю»: проект, направленный на активизацию деятельности детских библиотек Архангельской области по формированию и поддержке интереса у детей и подростков к северному русскому фольклору

2013 год оказался богатым на памятные даты, связанные с устным народным творчеством. Исполнилось 170 лет со дня рождения Марьи Дмитриевны Кривополеновой, отмечались юбилеи у Маремьяны Романовны Голубковой и Анны Ивановны Гладкобородовой.

Былины давно ушли из устного бытования, и представляется важным возродить память о традиции былинного пения, о талантливых северных сказителях. Проект «Старину спою да стародавнюю» был призван способствовать приобщению молодого поколения к истокам национальной культуры – устному народному творчеству. Очевидно, что без этого невозможно воспитание истинного патриотизма, ибо фольклор – это душа народа.

Сотрудниками АОДБ был разработан цикл мероприятий для детей разных возрастов, который познакомил детей и подростков с жанрами русского фольклора, историей его изучения на территории архангельского края, с биографией известных северных сказителей. Лучшие сценарии вошли в сборник «Хранители старины стародавней». Его распространение по детским библиотекам/отделам области оказало методическую помощь коллегам в популяризации этой литературы среди читателей-детей региона.

Возможность по-настоящему заинтересоваться северным фольклором, проникнуться гордостью за свою малую родину как сокровищницу устного народного творчества, совершить множество открытий там, где, казалось бы, «всё открыто», предоставила областная творческая олимпиада «Старина стародавняя». Участники олимпиады могли принять участие в одном из состязаний: историческом, исследовательском, литературном и театральном. Всего в конкурсе приняли участие более 40 подростков из Архангельска, Вилегодского, Мезенского, Виноградовского, Устьянского, Холмогорского и Шенкурского районов. Участники профессиональной номинации областной творческой олимпиады, библиотекари из Коряжмы, Верхнетоемского, Вилегодского, Холмогорского и Шенкурского районов, представили уникальный опыт по приобщению детей к устному народному творчеству, по изучению местных народных традиций и обычаев.

Итоги олимпиады были подведены 19 ноября на ставших уже традиционными Малых Ломоносовских чтениях. Среди выступающих были участники исторического и исследовательского состязаний Олимпиады, гостям Чтений были также показаны творческие работы – видеоролики, победившие в театральном состязании.

1.3 «Пусть компьютер станет другом: библиотека за здоровый образ жизни и безопасный интернет»: проект, направленный на формирование у детей и подростков сознательного отношения к правилам поведения в виртуальном пространстве

Реализация межведомственного проекта по профилактике вредных привычек среди детей и молодежи «Я выбираю Жизнь!» (2009-2012 гг.) показала, что библиотека как социальный институт обладает уникальными возможностями по популяризации здорового образа жизни. Нам удалось объединить для решения этой непростой задачи большой круг партнеров. Востребованность мероприятий проекта образовательными учреждениями показала необходимость продолжения и развития этого направления работы.

В 2013 году к традиционным направлениям работы по пропаганде здорового образа жизни (профилактика табачной, алкогольной, наркотической зависимостей,) добавилось новое – профилактика вредного влияния компьютерных и интернет-технологий на здоровье детей, а также формирование у детей и подростков сознательного отношения к правилам поведения в виртуальном пространстве.

Сотрудниками АОДБ был разработан цикл мероприятий для детей разных возрастов, направленных на развитие у школьников навыков эффективного сетевого поиска, критической оценки интернет-ресурсов, знакомство с сетевой этикой, правилами поведения в виртуальном пространстве и защиты от агрессивного контента. Чтобы обратить внимание родителей на проблему безопасности детей в Интернете, рассказать им о том, как защитить детей от опасностей, угрожающих им в глобальной сети, показать лучшие ресурсы интернета, которые будут способствовать развитию ребёнка, сотрудниками отдела информации по проблемам детства были разработаны родительские собрания. Лучшие сценарии мероприятий и родительские собрания вошли в сборник «Пусть компьютер станет другом», который был распространен по всем детским библиотекам/отделам Архангельской области.

Для того чтобы информация о правилах поведения в сети не воспринималась подростками как навязанная взрослыми, чтобы она прочно вошла в сознание, необходимо организовать её самостоятельное, творческое освоение. С этой целью был проведён конкурс исследовательских работ и видеороликов «Компьютерные страшилки: мифы и реальность». 17 мая, в День гражданина информационного общества, в библиотеке состоялась конференция по итогам конкурса. На ней выступили школьники, авторы лучших исследовательских работ.

7 февраля, в Международный день безопасного Интернета, в АОДБ имени А. П. Гайдара состоялся круглый стола «Компьютер и интернет: зона риска для здоровья или территория больших возможностей» для социальных педагогов, школьных психологов г. Архангельска. Общую картину по существующим сегодня интернет-угрозам для детей обрисовала в своём выступлении заведующая методическим отделом библиотеки, познакомив также участников круглого стола с крупнейшими российскими проектами в сфере пропаганды безопасного Интернета. Начальник комиссии по делам несовершеннолетних отдела полиции № 3 УМВД России по г. Архангельску В.В. Смирнов представил статистику преступлений против несовершеннолетних в интернет-среде по городу. Психолог Т. Р. Низовцева подробно раскрыла проблему компьютерной зависимости детей, сделав акцент на необходимости искать истинные причины такой зависимости в сфере семейных взаимоотношений. Татьяна Резовна представляет Архангельский областной центр медицинской профилактики и сама проводит групповые тренинги для подростков по профилактике компьютерной зависимости. Возможности профилактики вредного влияния компьютерных и технологий на здоровье детей, по формированию у молодого поколения сознательного отношения к правилам поведения в виртуальном пространстве есть и у библиотек. Участников круглого стола познакомили с основными мероприятиями проекта «Пусть компьютер станет другом». Проведение круглого стола способствовало привлечению внимания взрослых к проблемам вредного влияния компьютера на здоровье ребенка, его безопасности в интернете. Круглый стол помог определить пути сотрудничества библиотеки и школы в деле формирования интернет-грамотности и профилактике интернет-угроз среди детского населения Архангельска. 

4. Методическая работа

Методическая работа охватывает все основные направления библиотечного обслуживания детей и подростков.

Важное место в методической работе занимает методический мониторинг и аналитическая деятельность. Изучение состояния библиотек, опыта их работы позволяет определить основные тенденции развития библиотечного обслуживания в регионе, выявить интересные начинания. На основе полученных данных были составлены: сводная таблица цифровых показателей детских библиотек области, сводная таблица «Библиотечное обслуживание детей и подростков муниципальными библиотеками Архангельской области», статистическая форма «Показатели муниципальных детских библиотек» для Российской государственной детской библиотеки, актуализирована база данных «Детские библиотеки/отделы Архангельской области». Результатом анализа статистических данных и информационных отчетов, представленных детскими библиотеками, стал аналитический обзор «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2012 году». Публикация их в сборнике «Итоги 2012 года» позволила довести результаты анализа до муниципальных библиотек всех районов Архангельской области. На основе мониторинга деятельности детских библиотек области была подготовлена аналитическая справка для Министерства образования, науки и культуры Архангельской области «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2012 году».

Основным путем активного консультационно-методического влияния на библиотекарей является подготовка, издание и распространение методических пособий. В 2013 году библиотекой было издано 5 сборников методических материалов разных по тематике и видам.

Сотрудники библиотеки оказали за год 56 индивидуальных и групповых консультаций для библиотекарей области и города. Темы запросов разнообразны: проектная деятельность, организация открытого доступа и расстановка фонда с учётом современных требований ,чаще всего библиотекари области в прошлом году обращались с запросами по темам «Организация работы библиотеки с персональными данными пользователей» и «Работа библиотеки в условиях реализации ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В консультировании принимали участие специалисты методического, справочно-библиографического отдела, отдела комплектования и обработки литературы.

В рамках научно-исследовательской деятельности в 2013 году было проведено анкетирование «Проектная деятельность детских библиотек». Выводы, которые позволило сделать исследование:

· У детских библиотекарей Архангельской области есть желание заниматься проектной деятельностью, они полны идей. Реализовать их мешает недостаток опыта, навыков написания проектных заявок и информации о проводимых конкурсах, а также загруженность на работе. Если организовать обучающие семинары и тренинги по проектной деятельности и активизировать информирование о конкурсах по силам методистам центральных районных и областных библиотек, то помочь библиотекарям найти в своем плотном графике свободное время для написания и реализацию проектов может только материальное стимулирование. Это должно стать одним из критериев оценки труда библиотекаря.

· Сотрудники библиотек осознают, что проектная деятельность дает много как библиотеке в целом, так и библиотекарю в его профессиональном росте. В условиях недофинансирования библиотек это порой единственный выход улучшить материально-техническую базу библиотеки, пополнить ее фонд. Еще одна важная сторона этой работы, которую отметили многие опрошенные, возможность получить положительную оценку профессионализма сотрудников библиотеки со стороны власти.

· Анкетирование показало, что только 4 из опрошенных библиотек рассматривают реализацию библиотечного проекта как способ улучшить жизнь местного сообщества, решить какие-то его насущные проблемы.

Итоги анкетирования были представлены на областной творческой мастерской «Проектная деятельность детских библиотек: социальная значимость, эффективность, успехи» в Каргополе.

В рамках повышения квалификации библиотечных специалистов в 2013 году АОДБ им. А.П. Гайдара организовала три мероприятия по повышению квалификации библиотекарей Архангельской области, работающих с детьми:

· Межрегиональный семинар-совещание детских и школьных библиотекарей «Продвижение книги и чтения: библиографический аспект»;

· Творческая мастерская «Проектная деятельность детских библиотек, социальная значимость, эффективность, успехи»;

· Семинар-практикум «Актуальные вопросы библиотечного обслуживания детей и подростков».

В них приняло участие 190 библиотекарей муниципальных и школьных библиотек Архангельской области

В межрегиональном семинаре-совещании детских и школьных библиотекарей «Продвижение книги и чтения: библиографический аспект» приняли участие специалисты из Москвы (РГДБ), из Вологды, Владимира, а также библиотекари муниципальных и школьных библиотек Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Мирного, Каргополя, Котласа, Вельского, Виноградовского, Коношского, Онежского, Холмогорского, Приморского районов Архангельской области. География виртуальных участников (выступающих в режиме «он-лайн»): Москва, Челябинск, Сыктывкар, Саров (Нижегородская область).

Главной задачей семинара стало обсуждение метаморфоз, которые претерпело традиционное для детских библиотек направление работы – рекомендательная библиография. Под влиянием глобальной информатизации и – шире – смены культурной парадигмы общества изменились статус и качество чтения, и современный ребёнок не способен усваивать вторичную информацию (информацию об информации), а значит, традиционные библиографические формы и приёмы уже «не работают». Это привело к тому, что адрес рекомендательной библиографии сместился от ребёнка в сторону руководителей детского чтения. Сегодня очень активно развиваются интернет-ресурсы о детской литературе и детском чтении, ориентированные на взрослых. Участники семинара имели возможность познакомиться с самыми качественными и успешными проектами подобного рода – сайтами «Библиогид» и «Папмамбук», каталогом «Детям и о детях». В рамках семинара состоялась также презентация адресованного педагогам и библиотекарям методико-библиографического пособия, посвящённого творчеству архангельского писателя М.К. Попова, созданного специалистами Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара.

Выпускать традиционные рекомендательные библиографические пособия (пусть и в электронном виде), которыми заинтересуется лишь 3% читателей (согласно опросам) или пытаться искать новые формы, которые «зацепят» детей и подростков? Есть библиотеки, которые выбирают второе. Одна из таких форм – буктрейлеры, видеоролики, рекламирующие книгу. Участники семинара не только познакомились с опытом коллег из Централизованной системы детских библиотек г. Сарова, но и получили возможность проанализировать и оценить буктрейлеры в ходе деловой игры.

Областная творческая мастерская «Проектная деятельность детских библиотек: социальная значимость, эффективность, успехи» была организована на базе детской библиотеки МБУК «Каргопольская ЦБС». В работе мастерской приняли участие библиотечные специалисты Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара, библиотек Коряжмы, Котласского, Устьянского, Вилегодского, Ленского, Няндомского, Плесецкого, Каргопольского районов, а также заведующая научно-методическим отделом Ярославской областной детской библиотеки имени И.А. Крылова А.Е. Сергеева.

Темой профессионального форума стала проектная деятельность детской библиотеки в современных условиях. На семинаре были представлены итоги анкетирования библиотекарей области «Проектная деятельность детских библиотек Архангельской области». Один из сделанных выводов – неумение видеть социальные проблемы местного сообщества, которые можно решить с помощью библиотечного проекта. На превращение беды библиотеки (нет компьютеров, мало читателей и т.д.) в социальную проблему была направлена деловая игра. Разнообразным опытом реализации проектов поделились с участниками мастерской библиотечные специалисты Шипицынской районной детской библиотеки (Котласский район), Устьянской детской библиотеки (Устьянский район), ЦДБ г. Коряжмы, а также заведующая научно-методическим отделом Ярославской областной детской библиотеки имени И.А. Крылова.

Участниками семинара-практикума «Актуальные вопросы библиотечного обслуживания детей и подростков стали библиотекари Коряжмы, Котласа, Красноборского и Котласского районов. Семинар был организован на базе Центральной городской детской библиотеки МУК «Котласской ЦБС». В ходе работы семинара были освещены различные аспекты библиотечной работы с детьми и подростками: «Организация и содержание краеведческой работы в библиотеке», «Выставочная работа в библиотеке» «Устные формы работы с детьми и подростками», «Проектная деятельность детских библиотек», «Библиотечная работа со слепыми и слабовидящими пользователями». Библиотекари познакомились с документами, регламентирующими библиотечное обслуживание детей и подростков и основными положениями ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В ходе практикума участники семинара создали и обсудили четыре проекта. Заместитель директора Национальной детской библиотеки им. С.Я. Маршака Республики Коми представила новые форматы продвижения книги и чтения. Среди участников были слушатели Заочной библиотечной школы, для которых семинар стал заключительным этапом обучения. В течение 2013 года в рамках заочного этапа ими были изучены теоретические материалы и выполнены практические работы по темам «Справочно-библиографический аппарат библиотеки как база обслуживания читателей», «Индивидуальное библиотечное обслуживание», «Справочно-библиографическое обслуживание и информирование в библиотеке», «Комплексные формы библиографического информирования», «Взаимодействие библиотеки и семьи». По итогам обучения 15 участников получили удостоверения о повышения квалификации. Проект «Заочная библиотечная школа - 2013» был реализован совместно с ГБОУ СПО АО «Архангельский колледж культуры искусства».

Второй проект АОДБ им. А.П. Гайдара по повышению квалификации библиотекарей, работающих с детьми, рассчитан на три года (2013-2014 гг. – заочный этап, 2015 г. – очный на базе АОДБ им. А.П. Гайдара). В 2013 году были подготовлены методические пособия и разработаны вопросы и задания по темам «Справочно-библиографическое обслуживание и информирование в библиотеке», «Индивидуальная работа». Всего в этом проекте участвуют 27 библиотекарей из Вельского, Виноградовского, Ленского, Коношского, Приморского, Устьянского районов, Новодвинска, Северодвинска и Емецка.

В 2013 году сотрудники АОДБ им. А. П. Гайдара приняли участие в работе 18 мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников, было подготовлено более 40 выступлений, проведено 12 практикумов и деловых игр. 

5. Библиотечное обслуживание руководителей детского чтения

Отдел информации по проблемам детства – это структура библиотеки, основными пользователями которой являются педагоги (от дошкольных образовательных учреждений до высшей школы) и все специалисты, работающие с детьми. Цель отделасоздание комфортной среды для специалистов, удовлетворение их информационных потребностей, содействие их профессиональному росту и самообразованию. Для реализации этой цели отдел располагает обширным документным фондом и фондом периодических изданий педагогической направленности, что позволяет обеспечить тематическое разнообразие профессиональных запросов специалистов, используя весь арсенал информационно-библиографических средств и методов.

Удовлетворению информационных, профессиональных, образовательных потребностей пользователей способствует продуманное комплектование фонда отдела периодическими изданиями и литературой по различным направлениям педагогической деятельности и детской психологии, организации внеклассных мероприятий и досуговой деятельности, по вопросам самообразования и профессионального роста, семейному воспитанию, образованию и развитию детей. Пополнение фонда отдела происходит постоянно в течение года, состав и качество библиотечного фонда отдела соответствует читательским запросам, о чем свидетельствует малое количество отказов. Использование документов других отделов библиотеки расширяет возможности отдела, что ценят наши читатели.

Массовая и информационная работа отдела строятся с учетом профессиональных интересов отдельных категорий читателей.

Педагоги и специалисты дошкольных учреждений

Сотрудничество детской библиотеки и дошкольных образовательных учреждений становится все более востребованным и эффективным направлением работы отдела. Основывается оно на партнерстве – при инициирующей роли библиотеки. Наша цель – поддержка чтения специалистов, работающих с детьми.

Информационное обслуживание педагогов и специалистов дошкольных учреждений традиционно осуществляется в форме информационных обзоров и группового информирования в рамках обучающих семинаров. Темы семинаров планируются в начале учебного года совместно с методистами ДОУ. В 2013 году сотрудники отдела приняли участие в 16 семинарах: «Исследовательская деятельность в дошкольном учреждении», «Физическое воспитание детей в ДОУ: игры, упражнения, занимательные формы работы», «Экологическое воспитание дошкольников: материалы для занятий», «Знакомим дошкольников с творчеством северного писателя С.Г. Писахова» и др. К каждому семинару библиотекари подбирают комплект литературы по заявленной теме, с которым педагогический коллектив ДОУ имеет возможность работать в течение определенного времени. Как правило, это издания, отражающие современные тенденции организации дошкольного и предшкольного образования, новые формы работы с детьми и родителями, нестандартные формы проведения детских праздников. Любой педагог ДОУ может получить индивидуальную консультацию по работе с представленной литературой. Учиться, заниматься самообразованием педагогам ДОУ очень важно, поскольку их мировоззрение и компетентность в профессиональной деятельности влияет на мировоззрение и качество жизни вверенных им детей. Мероприятия, проводимые библиотекарями для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, способствуют формированию в педколлективе позитивного отношения к библиотеке и книге, развитию творческого потенциала педагогов и получению профессиональных знаний в удобной для них форме и в рабочее время, что немаловажно для женского коллектива, когда свое личное время можно потратить на отдых.

Учителя общеобразовательных школ

Необходимость сотрудничества школы и библиотеки продиктована общими целями и проблемами по развитию детей и привлечению их к чтению, личностному и профессиональному росту учителей, формированию информационной культуры читателей. В школьных библиотеках функционируют передвижные книжные выставки, которые предоставляют возможность продемонстрировать информационные ресурсы областной детской библиотеки и повышают качество обслуживания пользователей школьных библиотек. В течение года были оформлены семь передвижных выставок («День заповедников и национальных парков», «Великие сыны России»: к Дню защитника Отечества, «Всемирный день здоровья», «Все о технике: познавательные книги для мальчиков-подростков» и др.), подобраны семь тематических комплектов к праздничным датам и юбилеям детских писателей (к 100-летию С.В. Михалкова, 110-летию Е.А. Благининой, 100-летию В.Ю. Драгунского и др.)

Особенно востребованы в школьных библиотеках комплекты методической литературой и литературой в помощь организации внеклассной деятельности, недостает сценарных материалов к проведению государственных и школьных праздников, детских досугов. В течение года были сформированы следующие тематические комплекты в помощь учителям и классным руководителям: «Организация внеклассной работы в школе», «Исследовательская работа с учащимися начальных классов», и др.

Родители

Приоритетное направление деятельности отдела информации по проблемам детства – работа с родителями. Именно информационно-просветительская работа с родителями – залог воспитания читающего поколения. Поэтому шестой год библиотека проводит работу с будущими мамами в университете молодой мамы «Я учусь быть мамой», организованном совместно с Детской поликлиникой № 1. По мнению специалистов, ответственное родительство заключается в получении молодыми мамами и папами знаний и навыков по правильному уходу за новорожденными, их дальнейшему воспитанию, формированию родительской компетенции. Именно воспитание ответственного родительства – одна из целей деятельности университета молодой мамы. Вторая цель – привлечение читателей в библиотеку. В программе занятий – лекция-беседа о чтении вслух до появления малыша на свет и о раннем развитии детей через книгу. Радует заинтересованное отношение слушательниц к предмету разговора.

Каждую неделю по пятницам в течение месяца будущие мамы имеют возможность посетить семь занятий по следующим темам:

  • Воспитание до рождения;

  • Новорожденные: уход и особенности развития;

  • Воспитание ребенка первого года жизни;

  • Как по-настоящему любить своего ребенка;

  • Крещение и имянаречение;

  • Рождение новой семьи: мама, папа и малыш;

  • В пространстве материнских рук.

Мировой опыт показывает, что надо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Для этого создан Библиоклуб «Книжки-малышки» для родителей и малышей от 1,5 до 3-х лет. Цель клуба – развитие детей раннего возраста через привлечение к книге и чтению посредством знакомства с библиотекой. Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю по следующим темам: «Котятки-перчатки», «Голодная гусеница», «Матрешкины потешки», «Баю-баюшки-баю», «Зайчишка-трусишка», «Башмачки», «Снежный хоровод».

К приходу малышей с родителями оформляем читальный зал в младшем отделе таким образом, чтобы сделать среду максимально комфортной для них: превращаем на время читальный зал в игровую детскую комнату с книжками-игрушками, развивающими играми, принадлежностями для рисования и творчества. Перед занятием можно удобно усесться с мамой за маленьким столиком или в глубоком мягком кресле, взять любую понравившуюся книжку или игрушку, красочный журнал и вместе рассматривать, читать или играть. Звучит очень спокойная, нежная, умиротворяющая музыка. Детишки настолько полюбили занятия и этот уютный уголок, что не хотят уходить, и родители, уговаривая их, обещают снова вернуться в библиотеку. Надеемся, что когда эти дети подрастут, они, не задумываясь, ответят на вопрос: «Как пройти в библиотеку?»

Студенты

Обслуживание и информирование студентов с целью продвижения чтения и библиотечных услуг – неотъемлемая часть работы отдела. Как правило, к нам обращаются студенты педагогического колледжа и колледжа культуры и искусств, Северного Арктического Федерального университета. Для привлечения новых читателей из числа студентов используются традиционные для нас формы экскурсий по библиотеке и информационных часов, знакомящих с деятельностью, фондом и набором библиотечно-библиографических услуг библиотеки и отдела. К информационным часам в отделе представлен развернутый просмотр учебной и справочной литературы, периодических изданий в помощь образовательному процессу и организации досуговой деятельности молодежи.

Традицией отдела стала организация встреч будущих педагогов с детскими писателями. В 2013 году студенты Архангельского педагогического колледжа и Северного Арктического федерального университета встретились с молодым поэтом Анастасией Орловой, литературным критиком Ксенией Молдавской, директором всероссийского конкурса «Книгуру» Георгием Урушадзе, Андреем. Жвалевским и Евгенией Пастернак (последняя встреча проходила в режиме онлайн).

Проводится индивидуальное консультирование студентов по их запросам, касающихся написания курсовых работ и рефератов; правил библиографического описания книг, брошюр и журнальных статей.

6. Справочно-библиографическая и информационная деятельность

Справочно-библиографический аппарат является базой обслуживания читателей. Он состоит из традиционных и электронных ресурсов и постепенно трансформируется в сторону увеличения электронной составляющей. В первую очередь речь идет об автоматизированных базах данных. На окончание 2013 года их объем составил более 60 тыс. записей:

БД «Статьи» – 28740

БД «Край» – 8295

БД «Методико-библиографический каталог – 22115

По-прежнему ведется работа по дублированию библиографических записей в традиционные элементы СБА – систематическую картотеку статей (СКС) и краеведческий каталог для старшеклассников, предметную картотеку для младших школьников, а также методико-библиографическую картотеку для РДЧ. За минувший год было расставлено 2300 каталожных карточек. Эти части поискового аппарата систематически редактируются.

В библиотеке существует координация в справочно-библиографическом обслуживании (СБО): сложные запросы и связанные с краеведческой тематикой поступают в справочно-библиографический отдел и выполняются дежурным библиографом. В 2013 году поступило 123 подобных запроса, которые были удовлетворены в полном объеме. При выполнении справок библиографами все в большей мере используются автоматизированные базы данных.

Все отделы, занятые в СБО, ведут учет справок по количеству и типам. За 2013 год по библиотеке в целом их было выполнено 4507.

С появлением в библиотеке сайта заработала виртуальная справочная служба. Это явление обусловлено возможностью реализации виртуального общения библиографа с пользователем, поддерживаемого современными программно-техническими средствами. Пока эта услуга не получила у читателей широкого распространения. Количество запросов, поступающих на ВВС, остается в пределах 50 – 55. В 2013 году было выполнено 50 виртуальных справок (в 2012 – 52).

Уделяя большое внимание выполнению сложных запросов индивидуальных читателей, сотрудники отдела осуществляют и групповое библиографическое информирование. Его формами являются библиографические обзоры и игры, Дни и часы информации, Дни библиографии. Среди этих мероприятий можно назвать библиографические обзоры «Современная краеведческая литература для детей», «Периодические издания для детей»; часы информации «Похвальное слово поморам», «Жили-были: мир поморской семьи»; День информации «Одна планета – одно будущее»; День библиографии «Это Земля твоя и моя». К этому Дню библиографии был подготовлен аннотированный рекомендательный список для младших школьников «Природа дарит чудеса». На его основе были проведены беседа-обзор и библиографическая игра.

Так же как и названное пособие, экологической тематике посвящен рекомендательный список для старшеклассников «Человек и природа: развитие без разрушения». Этот список знакомит со статьями из периодических изданий, поднимающих проблемы охраны окружающей среды.

Биобиблиографическое пособие «Жемчуга словесного хранители» призвано рассказать читателям о талантливых сказительницах Архангельского края. Каждый раздел содержит краткую биографическую справку о сказительнице, перечень изданий её произведений и список литературы о жизни и творчестве.

Продолжалась работа над серией персональных памяток о творчестве современных детских писателей. К приезду молодого поэта Анастасии Орловой были подготовлены пособия малых форм, как для руководителей детского чтения, так и для детей.

Говоря о рекомендательной библиографии, следует отметить, что она сегодня может играть важную роль в формировании культуры информационной безопасности, в духовно-нравственном развитии детей и подростков. Тем более это актуально в условиях всеобщего пользования интернет – технологиями.

Сегодня Интернет важная составляющая информационных ресурсов современной библиотеки. Библиотека в дополнение к печатным документам предоставляет доступ к электронным информационным ресурсам, и что немаловажно, помогает ориентироваться в них.

Важно помочь читателю-ребенку сориентироваться в нагромождении различной информации, порой бесполезной и даже вредной. И если Интернет не всегда несет ответственность за её достоверность и качество, то библиотека такую ответственность перед своими читателями несет. Это относится и к рекомендации лучших изданий детской литературы. Сотрудники отдела регулярно выставляют информацию о хороших, полезных книгах для детей и подростков на сайте библиотеки.

Для дошкольников и младших школьников рекомендации о лучшей детской литературе систематически размещаются на информационном стенде «Для вас, читатели» и в иллюстрированной картотеке «Новые книги».

Информационное обслуживание предполагает и обучение пользователей. Информационная культура как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, является важным фактором в обучении, трудовой деятельности и социальной защите каждой личности. Её уровень определяется базой знаний, навыками поиска и работы с информацией. Обучение пользователей реализуется в процессе индивидуальных консультаций и занятий по программе «Основы информационной культуры». На этих занятиях школьники постигают алгоритмы информационного поиска, основные правила библиографического разыскания, что способствует выработке и закреплению навыков не только культуры чтения, но и информационной культуры в целом.

По этой программе справочно-библиографическим отделом в 2013 году было проведено 25 занятий. Это меньше, чем в 2012 году (42 часа), т.к. большая часть занятий с Университетской гимназией им. М.В. Ломоносова (постоянными слушателями этого курса) по объективным причинам перенесена на 2 полугодие 2013-2014 учебного года. Сотрудники отделов обслуживания также занимаются формированием библиотечно-библиографической культуры, основы которой закладываются с первого посещения библиотеки. В 2013 году было проведено 14 экскурсий для первоклассников и 16 для учащихся среднего звена. Таким образом, в целом по библиотеке было проведено 72 занятия по библиотечно-информационной грамотности (в 2012 году – 58).

Работа отдела, направленная на методическое обеспечение библиографической деятельности АОДБ им. А.П. Гайдара и детских библиотек области включает в себя следующие направления: аналитическое, консультативное, повышение профессионального уровня, оказание практической помощи детским и школьным библиотекарям города и области.

Коллегам, работающим с детьми и обращающимся в АОДБ с какими-либо профессиональными запросами, оказывается квалифицированная консультативная помощь. За минувший год было выдано 16 методических консультаций различной тематики.


7. Развитие партнерства, межведомственные, межрегиональные, международные связи, проектная деятельность

В течение пяти лет АОДБ им. А.П. Гайдара – активный участник совместного проекта института педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова и отделения социальной работы и здоровья Высшей профессиональной школы г. Эмден / Леер (Германия) «Родительское кафе». Цель проекта – объединение родителей и педагогов как партнеров в вопросах воспитания детей, приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем и формирования у них навыков самопомощи. Основная задача библиотеки в этом проекте – объединение детей и родителей вокруг хорошей детской книги, демонстрация родителям простых, но эффективных приёмов творческого чтения, которые они могут использовать сами, пропаганда лучших образцов детской литературы.

На решение этой задачи направлены занятия по творческому чтению. Участники занятий – дети и родители, объединенные в региональную общественную организацию «Приёмная семья». Усыновление, опека, патронат – это шанс для брошенного ребёнка почувствовать себя любимым и нужным. Семья, в которую был взят ребёнок, далеко не сразу может почувствовать себя единым целым. Что может объединить всех? Во все временна семью сплачивала хорошая книга, традиции семейного чтения переходили из поколения в поколение. Поэтому сотрудники библиотеки выстраивают занятия таким образом, чтобы организовать совместную деятельность детей и взрослых. Семьи-участники библиотечного «кружка» не только открывают для себя лучшие детские книжки и интересные способы их прочтения, но и в ходе занятий учатся лучшие понимать друг друга. Вместе с детьми и их родителями мы читали сказки Н. Абрамцевой «Что такое зима?», Д. Биссета «Кузнечик Денди», С. Прокофьевой «Не буду просить прощения», Ю. Кушака «Приглашение на уху», Е. Ракитиной «Дождик, который поверил в себя», «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Каждый раз библиотекари стараются придумать что-то новое – показать новый способ сделать чтение увлекательным и радостным делом. Участники чтений пишут письма от лица литературного героя (например, лошади), создают свою собственную книгу, разыгрывают сказку в картонном театре и даже… снимают небольшой фильм. Во время творческих чтений библиотекари знакомят с лучшими произведениями современной детской литературы. Занятие выстраивается таким образом, чтобы организовать совместную деятельность каждой семьи, через размышление и творчество. Кроме этого, мы демонстрируем родителям приемы творческого прочтения, которые они смогут использовать дома. Все это делается для объединения семьи вокруг доброй, хорошей книги, для творческого, интеллектуального и духовного времяпрепровождения.

Ещё одна площадка «Родительского кафе» существует на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя образовательная школа № 43». Всего в отчетном году состоялось четырнадцать занятий по творческому чтению, в т.ч. на общегородских родительских собраниях «Родительское кафе»: из опыта работы школы» и «Возрождение традиций семейного чтения».

В июле 2013 года мэрия г. Архангельска, АРОО «Гильдия специалистов помогающих профессий», НКО «Родительское Кафе в Диалоге» (Германия) совместно с институтом педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова провели летнюю российско-германскую школу «Семейные ценности на Русском Севере и особенности работы с семьёй». В рамках Школы на базе Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара состоялся научно-практический семинар «Психологическое сопровождение родительства». Его участниками стали волонтёры и модераторы «Родительского кафе», студенты, преподаватели и специалисты, работающие с семьёй, а также сотрудники библиотеки.

На семинаре речь шла о важнейшем направлении деятельности библиотеки – продвижении книги и чтения, о различных формах работы с семьёй, популяризации лучшей детской литературы и эффективных методиках чтения. Несмотря на обилие разнообразной информации в Интернете, библиотека остаётся надёжным навигатором, помогающим выбрать самое ценное. В этом участники семинара убедились, познакомившись с выставкой «Святая наука расслышать друг друга», на которой была представлена популярная психологическая и специальная литература и периодика. Один из разделов выставки был посвящён детской художественной литературе. Простые и бесхитростные истории, написанные для детей, часто хранят в себе при этом ответы на самые важные жизненные вопросы, помогают взрослому лучше понять своего ребёнка, взглянуть на мир и на себя самого его глазами, задуматься о взаимоотношениях в собственной семье. Слушателям семинара был представлен и обзор «Папы разные нужны», посвящённый образу отца в детской художественной литературе.

Был сделан вывод, что хорошие детские книги не только содержат подсказки для взрослых, но и могут стать поводом для разговора с ребёнком по душам, выявления и решения проблем взаимоотношений в семье. Каждое из выступлений вызвало большой интерес слушателей, которые не только задавали вопросы, но и вносили предложения. Немецкие участники проекта «Родительское кафе» отметили, что «взяли на вооружение» богатые возможности сотрудничества психологов и педагогов, волонтёров «Родительского кафе» с библиотекой.

Событием для Архангельска и областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара стало экспонирование в библиотеке интерактивной выставки «Дети в Интернете». Она была подготовлена одним из ведущих операторов мобильных сетей в России, компанией МТС, при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Лиги безопасного Интернета и специалистов Российской государственной детской библиотеки. При поддержке министерства культуры Архангельской области с 29 октября по 10 декабря 2013 года выставка «Дети в Интернете» экспонировалась в АОДБ им. А.П. Гайдара.

Экспозиция создавалась в помощь родителям и учителям и была призвана познакомить ребёнка с пространством Интернета. Она состояла из шести частей, каждая из которых знакомила посетителя с каким-либо важным аспектом Всемирной Паутины. Так, к примеру, в зоне «Полезный Интернет» можно было познакомиться с самыми интересными и полезными сайтами. Об истории вирусов и троянских программ, а также о том, как можно им противостоять информировала зона «Опасный Интернет». А в зоне «Весёлый Интернет» посетителей ждали забавные шары-смайлики и флеш-игра о необычайных приключениях во Всемирной сети. На протяжении всего пути гостей выставки сопровождали рисованные герои Интернешка и Митясик, которые не только показывали возможности Интернета, но и рассказывали, как в нём себя стоит вести, чтобы как следует повеселиться и не попасть при этом в беду.

Всего за месяц работы были проведены 33 экскурсии для организованных групп, на них побывало 765 школьников из 14 школ города, и 72 человека посетили модуль в индивидуальном порядке. Итого выставку «Дети в Интернете» посетили 837 школьников и взрослых.



Возврат к списку