Публичный отчет за 2013 год

Публичный отчет за 2013 год


5. Библиотечное обслуживание руководителей детского чтения

Отдел информации по проблемам детства – это структура библиотеки, основными пользователями которой являются педагоги (от дошкольных образовательных учреждений до высшей школы) и все специалисты, работающие с детьми. Цель отделасоздание комфортной среды для специалистов, удовлетворение их информационных потребностей, содействие их профессиональному росту и самообразованию. Для реализации этой цели отдел располагает обширным документным фондом и фондом периодических изданий педагогической направленности, что позволяет обеспечить тематическое разнообразие профессиональных запросов специалистов, используя весь арсенал информационно-библиографических средств и методов.

Удовлетворению информационных, профессиональных, образовательных потребностей пользователей способствует продуманное комплектование фонда отдела периодическими изданиями и литературой по различным направлениям педагогической деятельности и детской психологии, организации внеклассных мероприятий и досуговой деятельности, по вопросам самообразования и профессионального роста, семейному воспитанию, образованию и развитию детей. Пополнение фонда отдела происходит постоянно в течение года, состав и качество библиотечного фонда отдела соответствует читательским запросам, о чем свидетельствует малое количество отказов. Использование документов других отделов библиотеки расширяет возможности отдела, что ценят наши читатели.

Массовая и информационная работа отдела строятся с учетом профессиональных интересов отдельных категорий читателей.

Педагоги и специалисты дошкольных учреждений

Сотрудничество детской библиотеки и дошкольных образовательных учреждений становится все более востребованным и эффективным направлением работы отдела. Основывается оно на партнерстве – при инициирующей роли библиотеки. Наша цель – поддержка чтения специалистов, работающих с детьми.

Информационное обслуживание педагогов и специалистов дошкольных учреждений традиционно осуществляется в форме информационных обзоров и группового информирования в рамках обучающих семинаров. Темы семинаров планируются в начале учебного года совместно с методистами ДОУ. В 2013 году сотрудники отдела приняли участие в 16 семинарах: «Исследовательская деятельность в дошкольном учреждении», «Физическое воспитание детей в ДОУ: игры, упражнения, занимательные формы работы», «Экологическое воспитание дошкольников: материалы для занятий», «Знакомим дошкольников с творчеством северного писателя С.Г. Писахова» и др. К каждому семинару библиотекари подбирают комплект литературы по заявленной теме, с которым педагогический коллектив ДОУ имеет возможность работать в течение определенного времени. Как правило, это издания, отражающие современные тенденции организации дошкольного и предшкольного образования, новые формы работы с детьми и родителями, нестандартные формы проведения детских праздников. Любой педагог ДОУ может получить индивидуальную консультацию по работе с представленной литературой. Учиться, заниматься самообразованием педагогам ДОУ очень важно, поскольку их мировоззрение и компетентность в профессиональной деятельности влияет на мировоззрение и качество жизни вверенных им детей. Мероприятия, проводимые библиотекарями для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, способствуют формированию в педколлективе позитивного отношения к библиотеке и книге, развитию творческого потенциала педагогов и получению профессиональных знаний в удобной для них форме и в рабочее время, что немаловажно для женского коллектива, когда свое личное время можно потратить на отдых.

Учителя общеобразовательных школ

Необходимость сотрудничества школы и библиотеки продиктована общими целями и проблемами по развитию детей и привлечению их к чтению, личностному и профессиональному росту учителей, формированию информационной культуры читателей. В школьных библиотеках функционируют передвижные книжные выставки, которые предоставляют возможность продемонстрировать информационные ресурсы областной детской библиотеки и повышают качество обслуживания пользователей школьных библиотек. В течение года были оформлены семь передвижных выставок («День заповедников и национальных парков», «Великие сыны России»: к Дню защитника Отечества, «Всемирный день здоровья», «Все о технике: познавательные книги для мальчиков-подростков» и др.), подобраны семь тематических комплектов к праздничным датам и юбилеям детских писателей (к 100-летию С.В. Михалкова, 110-летию Е.А. Благининой, 100-летию В.Ю. Драгунского и др.)

Особенно востребованы в школьных библиотеках комплекты методической литературой и литературой в помощь организации внеклассной деятельности, недостает сценарных материалов к проведению государственных и школьных праздников, детских досугов. В течение года были сформированы следующие тематические комплекты в помощь учителям и классным руководителям: «Организация внеклассной работы в школе», «Исследовательская работа с учащимися начальных классов», и др.

Родители

Приоритетное направление деятельности отдела информации по проблемам детства – работа с родителями. Именно информационно-просветительская работа с родителями – залог воспитания читающего поколения. Поэтому шестой год библиотека проводит работу с будущими мамами в университете молодой мамы «Я учусь быть мамой», организованном совместно с Детской поликлиникой № 1. По мнению специалистов, ответственное родительство заключается в получении молодыми мамами и папами знаний и навыков по правильному уходу за новорожденными, их дальнейшему воспитанию, формированию родительской компетенции. Именно воспитание ответственного родительства – одна из целей деятельности университета молодой мамы. Вторая цель – привлечение читателей в библиотеку. В программе занятий – лекция-беседа о чтении вслух до появления малыша на свет и о раннем развитии детей через книгу. Радует заинтересованное отношение слушательниц к предмету разговора.

Каждую неделю по пятницам в течение месяца будущие мамы имеют возможность посетить семь занятий по следующим темам:

  • Воспитание до рождения;

  • Новорожденные: уход и особенности развития;

  • Воспитание ребенка первого года жизни;

  • Как по-настоящему любить своего ребенка;

  • Крещение и имянаречение;

  • Рождение новой семьи: мама, папа и малыш;

  • В пространстве материнских рук.

Мировой опыт показывает, что надо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Для этого создан Библиоклуб «Книжки-малышки» для родителей и малышей от 1,5 до 3-х лет. Цель клуба – развитие детей раннего возраста через привлечение к книге и чтению посредством знакомства с библиотекой. Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю по следующим темам: «Котятки-перчатки», «Голодная гусеница», «Матрешкины потешки», «Баю-баюшки-баю», «Зайчишка-трусишка», «Башмачки», «Снежный хоровод».

К приходу малышей с родителями оформляем читальный зал в младшем отделе таким образом, чтобы сделать среду максимально комфортной для них: превращаем на время читальный зал в игровую детскую комнату с книжками-игрушками, развивающими играми, принадлежностями для рисования и творчества. Перед занятием можно удобно усесться с мамой за маленьким столиком или в глубоком мягком кресле, взять любую понравившуюся книжку или игрушку, красочный журнал и вместе рассматривать, читать или играть. Звучит очень спокойная, нежная, умиротворяющая музыка. Детишки настолько полюбили занятия и этот уютный уголок, что не хотят уходить, и родители, уговаривая их, обещают снова вернуться в библиотеку. Надеемся, что когда эти дети подрастут, они, не задумываясь, ответят на вопрос: «Как пройти в библиотеку?»

Студенты

Обслуживание и информирование студентов с целью продвижения чтения и библиотечных услуг – неотъемлемая часть работы отдела. Как правило, к нам обращаются студенты педагогического колледжа и колледжа культуры и искусств, Северного Арктического Федерального университета. Для привлечения новых читателей из числа студентов используются традиционные для нас формы экскурсий по библиотеке и информационных часов, знакомящих с деятельностью, фондом и набором библиотечно-библиографических услуг библиотеки и отдела. К информационным часам в отделе представлен развернутый просмотр учебной и справочной литературы, периодических изданий в помощь образовательному процессу и организации досуговой деятельности молодежи.

Традицией отдела стала организация встреч будущих педагогов с детскими писателями. В 2013 году студенты Архангельского педагогического колледжа и Северного Арктического федерального университета встретились с молодым поэтом Анастасией Орловой, литературным критиком Ксенией Молдавской, директором всероссийского конкурса «Книгуру» Георгием Урушадзе, Андреем. Жвалевским и Евгенией Пастернак (последняя встреча проходила в режиме онлайн).

Проводится индивидуальное консультирование студентов по их запросам, касающихся написания курсовых работ и рефератов; правил библиографического описания книг, брошюр и журнальных статей.