Публичный отчет за 2014 год


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Публичный отчет за 2014 год

Публичный отчет за 2014 год


6. Методическая деятельность

Методическая работа государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара» в 2014 году велась планомерно и охватывала все основные направления библиотечного обслуживания детей и подростков. 

Методический мониторинг и аналитическая деятельность Сбор данных о работе библиотек и их анализ занимает важное место в методической работе. Изучение состояния библиотек, опыта их работы позволяет определить основные тенденции развития библиотечного обслуживания в регионе, выявить интересные начинания. На основе полученных данных сотрудниками отдела были составлены: сводная таблица цифровых показателей детских библиотек области, сводная таблица «Библиотечное обслуживание детей и подростков муниципальными библиотеками Архангельской области», статистическая форма «Показатели муниципальных детских библиотек» для Российской государственной детской библиотеки, актуализирована база данных «Детские библиотеки/отделы Архангельской области». Результатом анализа статистических данных и информационных отчетов, представленных детскими библиотеками, стали аналитические обзоры «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2013 году» и «Библиографическая деятельность детских библиотек Архангельской области в 2013 году». Обзоры были опубликованы на сайте библиотеки и в сборнике «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области 2013 году», что позволило довести результаты анализа до муниципальных библиотек всех районов Архангельской области. На основе мониторинга деятельности детских библиотек области была подготовлена аналитическая справка для Министерства образования, науки и культуры Архангельской области «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2013 году». Консультационно-методическая помощь библиотекам Архангельской области Сотрудники библиотеки оказали за год 55 индивидуальных и групповых консультаций для библиотекарей области и города. Темы запросов разнообразны: оценка качества массовых мероприятий, работа в программе «Киностудия», организация онлайн-встреч, летнего читального зала и квестов. Как и в предыдущие годы много вопросов от библиотекарей поступает «Организация работы библиотеки с персональными данными пользователей» и «Работа библиотеки в условиях реализации ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В 2014 году сотрудниками методического отдела были разработаны методические рекомендации «Федеральный Закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: механизм внедрения норм закона в практику работы библиотек, обслуживающих детей и подростков», которые были распространены по всем детским библиотекам/отделам Архангельской области. Подготовка, издание и распространение методических пособий является основным путем активного консультационно-методического влияния на библиотекарей. В 2014 году библиотекой было издано 17 методико-библиографических материалов разных по тематике и видам. (Приложение 1). 

Ресурсная поддержка библиотек Архангельской области, работающих с детьми В 2014 году АОДБ продолжила свою работу как ресурсный центр для библиотек области. В рамках книжно-читательской акции «Сокровища Гайдаровки – детям области!» из фондов АОДБ были сформированы и предоставлены во временное пользование комплекты: • Детской библиотеке-филиалу № 1 МБУК «Библиотечная система Коношского района»; • Центральной детской библиотеке МУ «Коряжемская ЦБС»; • Строевской библиотеке-филиалу МБУК «Устьянская межпоселенческая центральная районная библиотека»; • Черевковской библиотеке МБУ «Межпоселенческая библиотека Красноборского района»; • Шипицынской районной детской библиотеке МУК «МБС Котласского муниципального района». В 2014 году были разработаны две передвижные баннерные выставки: «Читаем вместе с Книгуру» и «Правила безопасного Интернета». С первой выставкой смогли познакомиться читатели Устьянской детской библиотеки. Библиотек, желающих работать с выставкой «Читаем вместе с Книгуру», было много, поэтому АОДБ нашла возможность изготовить второй экземпляр баннерной выставки и сформировать ещё один комплект книг, лауреатов конкурса «Книгуру». Вторую выставку и комплект получила во временное пользование Центральная детская библиотека МУ «Коряжемская ЦБС». Специально для выставки были разработаны методическими материалами, которые помогут организовать работу с ней. Банерная выставка «Правила безопасного Интернета» экспонируется в Городской детской библиотеке МУК «Новодвинская ЦБС». Также для нового компьютерного класса, открытого в детской библиотеке, был сформирован комплект книг и электронных изданий из фонда АОДБ. Передвижная баннерная выставка «Арктика: прошлое, настоящее, будущее», созданная в 2012 году в рамках проекта «Библиотечное краеведение: арктический вектор» в 2014 году работала в детском отделе «МУК «Ленская межпоселенческая библиотека» и в МУК «Межпоселенческая библиотека Шенкурского района им. В.М. Шукшина». 

Повышение квалификации В рамках государственного задания методическим отделом АОДБ имени А.П. Гайдара были организованы три мероприятия по повышению квалификации библиотекарей Архангельской области, работающих с детьми и подростками: • Семинар для библиотекарей образовательных учреждений Архангельска «Актуальные аспекты деятельности школьного библиотекаря и педагога-библиотекаря: образовательно-воспитательные ресурсы школьных библиотечных центров в условиях современного развития системы образования» (АОДБ имени А.П. Гайдара); • Творческая мастерская «Интерактивные формы работы с детьми и подростками в библиотеке» (Детская библиотека МБУ «Вилегодская ЦБС»); • Литературно-педагогические Гайдаровские чтения «Гайдар и детская литература ХХI века» (АОДБ имени А.П. Гайдара). Традиционный семинар для библиотекарей образовательных учреждений Архангельска был организован АОДБ имени А.П. Гайдара в феврале. Тема мероприятия «Актуальные аспекты деятельности школьного библиотекаря и педагога-библиотекаря: образовательно-воспитательные ресурсы школьных библиотечных центров в условиях современного развития системы образования». Школьная библиотека сегодня работает в условиях внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Результатом их введения должен стать ученик, способный не только усваивать отработанные другими умения и навыки, но и творчески конструировать знания из информации и идей. Большую роль в формировании ученика ХХI века может сыграть библиотека. В арсенале современного библиотекаря много форм и методов, помогающих читателям эмоционально, творчески воспринимать значение, содержание литературных произведений. Сегодня наиболее актуальными становятся интерактивные формы работы с книгой: дискуссии, диспуты, дебаты, квесты, игры, буктрейлеры. Они развивают критическое мышление, дают простор инициативе, формируют навыки работы в команде, способствуют творческому осмыслению прочитанного. В выступлении заведующей методическим отделом АОДБ были представлены общие принципы организации интерактивных занятий с детьми и подростками в библиотеке. Важным пунктом новых ФГОС стало возвращение воспитания в задачи школы. Помочь реализовать эту задачу могут клубы и кружки, которые вновь активно входят в практику работы библиотек. Они не только помогают ребёнку с пользой проводить свободное время, но и дают ему возможность раскрыть и развить свои способности, проявить себя. В выступлении главного библиографа АОДБ была представлена методика организации и опыт клубной и кружковой работы библиотек Архангельской области. ФГОС требует также «информационного обеспечения каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим ресурсам». Особой поддержки со стороны библиотекарей требуют начинающие педагоги. В своем выступлении заведующая отделом информации по проблемам детства представила педагогическую профессиональную периодику и литературу из фондов АОДБ имени А.П. Гайдара, которая поможет школьным библиотекарям организовать работу с начинающими педагогами и классными руководителями как группой специалистов, особо нуждающихся в информационной поддержке в период адаптации и к профессиональной деятельности. Творческая мастерская «Интерактивные формы работы с детьми и подростками в библиотеке» была организована на базе МБУ «Вилегодская ЦБС» состоялась . В профессиональном форуме приняли участие специалисты АОДБ им. А.П. Гайдара, Вилегодской ЦБС, Национальной детской библиотеки Республики Коми, муниципальных и сельских библиотек Котласа, Коряжмы, Мезени, Шенкурска, Вельска, Красноборского, Котласского, Ленского, Устьянского районов Архангельской области, Лузского района Кировской области. Директор АОДБ им. А.П. Гайдара С.Ю. Третьякова представила желаемый образ современной детской библиотеки, который «вырисовывается» из принятой недавно «Концепции библиотечного обслуживания детей в России». Подводя итог выступлениям библиотекарей Вилегодского района, делившихся своим опытом, можно сказать, что они двигаются «в нужном русле». Одно из важнейших слагаемых успеха детской библиотеки в современном обществе – это установка на диалог, на сотрудничество и сотворчество. Тема интерактивных форм библиотечной работы, таким образом, весьма актуальна. Сущность и основные виды таких форм участникам мастерской напомнила заведующая методическим отделом АОДБ им. А.П. Гайдара Е.В. Яковлева. В ходе мастерской её участники получили возможность рассмотреть эти формы на примерах из опыта работы библиотек: квест-бродилка по любимой библиотеке; городское квест-ориентирование; интерактивные познавательные игры; создание скрайб-презентации вместе с читателями-подростками… Согласно итогам проведённого по завершении работы мастерской анкетирования, её участники оценили практическую направленность профессионального форума. Действительно, были раскрыты многие секреты успеха удачных мероприятий, библиотекари щедро делились и наработками и размышлениями, делали «методическую распаковку», часть выступлений носила характер мастер-класса… На протяжении 10 лет АОДБ им. А.П. Гайдара помогает районным и сельским библиотекам решать проблему нехватки в фондах современной детской литературы с помощью проекта «Сокровища Гайдаровки – детям области». В рамках творческой мастерской двум библиотекам во временное пользование были переданы комплекты лучшей современной литературы для подростков. Как показывает практика, библиотечное общение с тинейджерами – одна из острейших проблем нашего времени. Актуальные книги на волнующие 10–15-летних темы – вот территория, благоприятствующая налаживанию диалога с современным подростком. Поэтому здесь предпочтительны именно интерактивные формы. Одна из них – подиум-дискуссия – была продемонстрирована в заключительный день творческой мастерской специалистами АОДБ им. А.П. Гайдара. Вопрос об альтруизме, его актуальности в наши дни никого не оставил равнодушным. Участники дискуссии признались, что такая форма подачи книги (обсуждение вопроса шло с привлечением повести Ю.Кузнецовой «Помощница ангела»), безусловно, очень привлекательная для подростков. Не секрет, что дискуссионные формы работы – нечастые гости в наших библиотеках. Разработать и провести интерактивное занятие сложно, многих пугает непредсказуемость интерактивных мероприятий. Захотят ли дети высказывать свое мнение? Что делать, если разговор пошёл не по намеченному библиотекарем пути? Библиотекарь должен быть и хорошим психологом, оратором, философом… Не случайно в областном профессиональном конкурсе на лучший сценарий дискуссионного мероприятия «Искусство рассуждать о книге» было немного участников. Однако присланные работы порадовали организаторов (АОДБ им. А.П. Гайдара) и были высоко оценены жюри. Итоги конкурса были подведены в рамках творческой мастерской. Организаторы получили хорошие отзывы от участников творческой мастерской. Но главным итогом для нас станет активизация интерактивных форм работы с детьми и подростками в библиотеках Архангельской области. Кроме запланированных мероприятий по повышению квалификации библиотекарей, работающих с детьми, в АОДБ состоялись: – семинар для школьных библиотекарей Архангельской области в рамках курсов повышения квалификации «Формирование профессиональной компетентности библиотекарей образовательных учреждений в контексте ФГОС общего образования» (Институт открытого образования, г. Архангельск). Слушатели курсов познакомились с ресурсами, проектами и деятельностью АОДБ имени А.П. Гайдара. Заведующая отделом информации по проблемам детства представила обзор методических материалов, посвященных памятным и знаменательным датам 2014 года. – семинар для учителей русского языка и литературы образовательных организаций Архангельской области «Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе» (Институт открытого образования, г. Архангельск). Специалисты Гайдаровки рассказали педагогам о возможных путях сотрудничества библиотеки и школы в деле приобщения детей к чтению. Основное внимание было уделено современной литературе для подростков и актуальным формам работы с книгой. Участников семинара познакомили с новинками художественной зарубежной и российской литературы, с лучшими краеведческими изданиями для школьников, а также с интернет-ресурсами о детской литературе и детском чтении. В ходе деловой игры педагоги оценивали буктрейлеры по русской классике, а в завершение семинара вспомнили о незаслуженно забытой и невероятно актуальной в наши дни форме работы с книгой – читательском отзыве. Выступления сотрудников АОДБ имени А.П. Гайдара прозвучали на следующих профессиональных мероприятиях: • Межрегиональной конференции городов Северо-Запада России «Библиотеки для будущего – на пути в общество знаний» (ЦБС г. Архангельска); • Вебинаре «Разнообразие подходов к духовно-нравственному воспитанию детей и юношества: библиотечный акцент» (РДЮБ Республики Карелия); • Областном креативном семинаре «Феномен английской художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей и подростков» (Волгоградская областная детская библиотека); • Видеоконференции «Образовательные технологии в работе педагога-библиотекаря» (информационно-методический библиотечный центр Института открытого образования, г. Архангельск); • Творческой мастерской «Кукольный театр в библиотеке - как одна из эффективных форм работы с детской литературой» (МБУ «Межпоселенческая библиотека Красноборского района»). Способствовать повышению профессионального мастерства библиотекарей Архангельской области был призван и организованный АОДБ имени А.П. Гайдара областной профессиональный конкурс «Искусство рассуждать о книге». В последние 10-15 лет библиотеки России активно занимаются продвижением детского чтения, эта тема красной нитью проходит по большинству разрабатываемых программ, проектов, акций… Многие специалисты отмечают: в фаворе у библиотек литературные часы, литературные игры и литературные праздники, а формы, предполагающие диалог о прочитанном, «живое» общение – не такие уж частые гости на шумном балу её величества Книги. Почему так редко мы проводим обсуждения, дискуссии, конференции? Это очень трудоёмкие формы, требующие не только тщательной подготовки, но и высокого уровня литературного развития самих библиотекарей. Кроме того, читательская активность и качество чтения современных детей часто не позволяет наладить конструктивный диалог о книге. Конкурс должен был напомнить библиотекарям области о важности и нужности дискуссионных форм работы с подростками и помог выявить и обобщить лучший опыт их использования. Мы пригласили коллег принять участие в двух номинациях. В номинации «Диалоги о книгах» были представлены сценарии дискуссионных мероприятий по обсуждению произведений классической и современной художественной литературы. Участникам номинации «Точка зрения» предстояло отдать на суд жюри сценарии дискуссионных мероприятий, направленных на обсуждение общественно значимой проблемы с использованием статей из печатных и интернет-изданий. Мы ожидали, что работ будет немного: предложенные формы (дискуссии, диспуты, конференции и т.п.) нечасто используются в библиотечной практике, а работа с подростками – одно из сложнейших направлений работы. В конкурсе приняли участие библиотекари из Архангельска, Мирного, Коряжмы и Котласа. В номинации «Точка зрения» участвовала лишь одна работа - сценарий ток-шоу «НЕТ сквернословию!», подготовленный Е.В. Бондаренко, сотрудник ЦМБС г. Мирного (Плесецкий район). Все остальные участники конкурса прислали нам сценарии мероприятий по обсуждению произведений художественной литературы. Главный библиотекарь школы № 26 г. Архангельска Н.В. Меньшикова совместно с учителем-словесником Е.А. Другановой подготовили и провели обсуждение книги современного французского писателя Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама». И это было не просто обсуждение, но диалог поколений: вместе с шестиклассниками проблемы жизни и смерти, веры и безверия обсуждали их родители, бабушки и дедушки. С.В. Шилина, сотрудник ЦМБС г. Мирного (Плесецкий район) представила на конкурс две работы: урок-откровение «Пусть не иссякнет доброта» и урок-размышление «Заглянем в будущее». Оба занятия строились на чтении с остановками и обсуждении рассказов современных российских авторов и были разработаны в рамках программы «Молодое поколение выбирает!», представляющей собой цикл уроков мудрости и доброты, которые проходят в форме дискуссий, громких чтений, чтений с остановками. Л.Ю. Белых, заведующая ЦГДБ Котласской ЦБС, также обратилась к произведению современной литературы. Книга Дины Сабитовой «Три твоих имени» вышла в 2012 году в издательстве «Розовый жираф». В центре повести – судьба приемного ребенка. Лариса Юрьевна взяла на себя смелость обсудить эту тему с воспитанниками детского дома. Л.Ю. Белых прислала на конкурс ещё одну работу – сценарий обсуждения повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Вопросы были направлены не только на осмысление проблематики произведения, но и давали подросткам возможность поразмышлять над непростой историей нашей страны. И ещё один сценарий мероприятия о сложном периоде российской истории был представлен на конкурс. Это литературный час «Блокадные дневники Леонида Пантелеева», разработанный библиотекарем ЦДБ Коряжемской ЦБС О.П. Чесноковой. Жюри в первую очередь отметило выбор произведения. Обычно для рассказа о блокаде Ленинграда используют более известные книги. Ольга Павловна выбрала дневник человека пережившего блокаду, документ, где события показаны такими, какими они и были (без приукрашивания). При этом материал детям доступен для понимания и осмысления. В качестве недостатка многих работ жюри отметило недостаточное внимание к такому важному этапу работы с художественным текстом как рефлексия. Но в целом все сценарии были оценены очень высоко. Вот что написала в своём отзыве член жюри, учитель русского языка и литературы гимназии №6, педагог высшей квалификационной категории М.В. Крюкова: «Работы очень интересные. За ними видна большая предварительная работа, творческий подход библиотекарей к делу. Читать работы было интересно. Спасибо за открытия».





Возврат к списку