Публичный отчет за 2015 год



Номинант конкурса

Публичный отчет за 2015 год

Публичный отчет за 2015 год



Специфика библиографической  работы весьма  многопланова и включает в себя множество  процессов и операций: выявление и группировку документов разных отраслей знания, работу с большими массивами информации, качественный  отбор документов, удовлетворение сложных или неопределенных читательских запросов, составление библиографических пособий, формирование баз данных, консультирование и информационное обучение читателей.  Каждый из этих видов работы направлен на выполнение одной из главных функций библиотеки – информационной.  Исходя из вышесказанного, вытекают основные направления  библиографической работы любой библиотеки, в том числе и детской: формирование поискового аппарата библиотеки (как в  карточной форме, так и электронной); осуществление справочно-библиографического, информационного и консультационного обслуживания пользователей; подготовка библиографических пособий; информационное обучение пользователей; методическое обеспечение информационно-библиографической деятельности детских библиотек.

Для качественного выполнения изменившихся запросов и потребностей пользователей  очевидна необходимость  совершенствования справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки, являющегося базой обслуживания читателей. Именно в процессах СБО наиболее полно используется накопленный потенциал библиотеки, проявляется уровень культуры библиотечного труда, степень профессионализма библиотечного персонала. Как показывает анализ СБО, сегодня все больший процент библиографических справок выполняется на основе его электронных составляющих. Если говорить применительно к нашей библиотеке, можно констатировать, что львиная доля запросов выполняется при помощи БД «Статьи», «Край», «Методический каталог» и «Искусство», которые ведут сотрудники библиотеки на основе АБИС ИРБИС.  За 2015 год в БД было внесено 7,5 тысяч записей: «Статьи» – 3950; «Край» – 1194; «Методический каталог» – 1798 и «Искусство» – 545.

При интенсивной работе с электронными  БД, вплоть до 2014 года, велась работа по совершенствованию традиционных библиографических каталогов и картотек:  осуществлялось текущее редактирование систематической картотеки статей (СКС) и краеведческого каталога (КК) в зале делового чтения для старших школьников и предметной картотеки (ПК) в отделе дошкольников и младших школьников,  изымались карточки на устаревшие источники, оформлялись разделители, вводились новые рубрики.

В 2015 году было принято методическое решение законсервировать карточные картотеки, что дало возможность  полнее раскрывать фонд библиотеки за счет  более тщательного расписывания сборников в БД.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в режиме “запрос-ответ” традиционно занимаются все отделы обслуживания. Это очень логично, что именно библиотекарь, находящийся в непосредственном контакте с пользователем, наравне с библиографами оказывает помощь в поиске необходимой информации. Для читателя это удобно: в одном месте выполняется его запрос и тут же выдается литература.  Во всех этих отделах налажен учет справок по количеству и типам. Библиографами справочно-библиографического отдела выполняются запросы читателей повышенной сложности. В основном они носят тематический характер, но сегодня вырисовывается тенденция еще и к фактографическим запросам.  Среди них около 15% носят краеведческий характер, некоторые из них требуют просмотра больших объемов информационных ресурсов, а иногда и составления библиографических списков. Всего в 2015 году было выполнено 5853 справок (Плановое задание – 4500).

С появлением в библиотеке сайта, уже не первый год в библиотеке работает  виртуальная справочная служба (ВВС). Это явление обусловлено возможностью реализации виртуального общения библиографа с пользователем, поддерживаемого современными программно-техническими средствами. Технически работа ВСС выстроена следующим образом. Пользователь отправляет свой запрос, заполнив форму непосредственно на странице библиотечного сайта. Ответ размещается также на сайте. Пока эта услуга  не получила у  читателей широкого распространения. Количество  запросов,  поступающих на ВВС,  остается в пределах 50 – 55, что в целом соответствует плану, который составляет 50 справок за год.  2015 год не стал исключением, за этот год была выполнена 51 виртуальная справка. Многие из этих запросов поступают от взрослых читателей – студентов, библиотекарей. Поэтому сегодняшняя задача в этом направлении – более активно работать  по информированию пользователей о возможностях виртуальной справки  именно в отделах облуживания.

Другим видом библиографического обслуживания является библиографическое информирование.  Массовое информирование  осуществляется преимущественно на сайте нашей библиотеки путем предоставления читателям рекомендательной библиографической информации о книгах.  Подраздел  «Советуем почитать» (раздел «Детям») постоянно  пополняется аннотациями на лучшую литературу для подростков. За истекший год было размещено порядка 15 аннотаций на книги различных жанров.

В работе с реальными пользователями применяются различные формы массовых мероприятий.  Тематика и читательский адрес  разнообразен: беседа «Семейна забота человека ростит», обзоры периодических изданий, часы информации «Здравствуй Книжкина неделя», «Северные конвои: героизм и трагедия», «Похвальное слово поморам», литературный час «Родился я на Пинеге», познавательные игры «Загадки Мурзилки» и «Загадки из бабушкиного сундука». Некоторые из этих мероприятий были проведены для пациентов Архангельской областной клинической больницы, с которой библиотека сотрудничает уже на протяжении нескольких лет.  

Среди этих мероприятий и занятия по формированию информационной культуры школьников. Воспитание грамотного пользователя –  еще одна  из важных задач детской библиотеки. Сотрудниками библиотеки используются различные формы и методы библиографического обучения читателей: экскурсии по библиотеке, беседы по культуре чтения, практические занятия по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, библиографические   уроки,  индивидуальные и групповые консультации.  Недостаточно дать ребенку, подростку определенный объем информации по той или иной теме, необходимо научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Многие школьники и студенты не умеют перерабатывать информацию, бездумно копируют материал из книги или скачивают из Интернета. Научить учащихся поиску информации, качественному составлению учебной работы,  раскрыть основные этапы написания реферата и его грамотного оформления – такова задача курса «Основы информационной культуры».  Этот курс уже на протяжении десятилетия мы практикуем в содружестве с университетской гимназией им. Ломоносова.

На этих занятиях  школьники получают расширенное представление о месте информационной культуры  в жизни общества как важнейшего фактора успешной деятельности человека.  У подростков  формируются умения оценивать информацию с точки зрения качества и достоверности,  составлять библиографические списки  литературы.

В течение года для читателей всех возрастов проведено более 50 экскурсий, при записи в библиотеку новых читателей проводятся беседы по культуре чтения.

Другое важное направление в формировании информационной культуры читателей – предоставление   консультативной   помощи   в   поиске   и   выборе   источников информации.   Эта работа особенно значима, так как предполагает непосредственное общение с конкретным читателем. При этом  консультирование  является не только действенным средством повышения уровня  информационной культуры читателей, но также  предоставление таких услуг повышает эффективность использования информационных ресурсов библиотеки. В зале делового чтения читатель всегда может обратиться за помощью к дежурному библиографу с различным вопросом, будь то помощь при работе с СБА, или с электронными составляющими поискового аппарата, или оформление списка использованной литературы.

Библиографический отдел осуществляет информационное сопровождение    различных мероприятий, проводимых АОДБ,  в виде подготовки справочно-информационных материалов. Информационная продукция отдела – это библиографические пособия малых форм: памятки, буклеты, библиографические закладки, аннотированные списки литературы, дайджесты.

Главными критериями качества при разработке рекомендательных библиографических пособий мы выделяем следующие: актуальность тематики, творческий подход, соответствие формы пособия читательскому адресу, профессионализм исполнения с точки зрения библиографии, занимательность и лаконичность аннотаций.

Рекомендательная библиография сегодня может играть важную роль в формировании культуры информационной безопасности, в духовно-нравственном развитии детей и подростков. Тем более это актуально в условиях всеобщего пользования интернет – технологий. Сегодня Интернет – важная составляющая информационных ресурсов современной библиотеки. Библиотека в дополнение к печатным документам предоставляет доступ к электронным информационным ресурсам, и что немаловажно, помогает ориентироваться в них. Поэтому многие детские библиотеки обратили свое внимание на «веблиографию». Этот термин впервые был употреблен в 1990 году и обозначает библиографические подходы к организации ресурсов Интернета с целью облегчения поисковой деятельности пользователей Сети.  Для детской библиотеки очень важно, чтобы веблиография выполняла рекомендательные функции. Формы такой рекомендации могут быть разными. Например, появляются путеводители по Интернету, размещенные на веб-сайтах библиотек. В них представлены лучшие порталы и сайты, такие как Веб-ландия, Папмамбук, а также издательские блоги. Мы тоже работаем в этом направлении. В минувший юбилейный год Великой Победы на сайте библиотеки был размещен рекомендательный список интернет-ресурсов  самых хороших сайтов о Великой Отечественной войне «Помним и гордимся!»,  содержащий  ссылки на предложенные ресурсы.

Таким образом, электронные библиографические ресурсы (ЭБР) уже стали неотъемлемой составляющей библиографической деятельности библиотек. Современная популярная библиография, создаваемая для функционирования в электронной среде, очень перспективное направление, позволяющее реализовать самые разные проекты.

Но это не значит, что мы перестали создавать библиографические пособия в традиционной форме. Это могут быть издания  объединенные жанром литературных произведений, актуальной тематикой, юбилейными датами,  краеведческого характера. В 2015 году были подготовлены рекомендательные списки «Под созвездием сказочника» (книги – лауреаты Международной премии им. Х.-К.  Андерсена), «Звонкое пионерское лето» (книги советских писателей), «Финансовые знания – школьникам». В библиотеке хорошей традицией стали встречи с современными детскими писателями. К каждой такой встрече готовится информационная продукция библиографического характера. Получилась уже целая серия  персональных памяток. В этом году нашими гостями были Д. Бурачевская и Е. Сергиевская.  Эта продукция востребована именно в период встреч писателей с детьми. На такой персональной памятке ребята берут автографы авторов, оставляя на память  воспоминание об этой встречи.

АОДБ им. А. П. Гайдара  является методическим центром для детских библиотек Архангельской области. Сотрудники справочно-библиографического отдела оказывают коллегам всестороннюю профессиональную  поддержку. Она выражается и в участии в различных мероприятиях по повышению квалификации  библиотечных кадров, и методическом мониторинге, и в консультативно-методической помощи библиотекарям  по актуальным вопросам библиографической работы. Тематика таких консультаций самая разнообразная. Приведу некоторые темы консультаций: «Методика составления предметных рубрик», «Классификация изданий по таблицам ББК», «Учет справочно-библиографического обслуживания (СБО)», «Организация СБА детской библиотеки», «Методика проведения краеведческого мероприятия для детей младшего школьного возраста», «Создание библиографической записи 3-х и более авторов» и так далее.

Библиографы принимают самое непосредственное участие в мероприятиях по повышению квалификации библиотечных специалистов, которые готовит методический отдел – семинары, конференции, круглые столы. Систематически проводят работу по анализу библиографической и краеведческой  деятельности детских библиотек области. Основным источником для такого анализа служат их годовые отчеты. Аналитическая статья о библиографической деятельности этих библиотек находит свое отражение в традиционном сборнике «Итоги», который готовит методический отдел нашей библиотеки.



Возврат к списку