Публичный отчет за 2015 год

Публичный отчет за 2015 год



Совершенствование деятельности библиотек в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы, с повышением значимости методических служб библиотек. Методическая работа государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара» в 2015 году велась планомерно и охватывала все основные направления библиотечного обслуживания детей и подростков.

Методический мониторинг и аналитическая деятельность

Сбор данных о работе библиотек и их анализ занимает важное место в методической работе. Изучение состояния библиотек,  опыта их работы позволяет определить основные тенденции развития библиотечного обслуживания в регионе, выявить интересные начинания.  На основе полученных данных сотрудниками отдела были составлены: сводная таблица цифровых показателей детских библиотек области, сводная таблица «Библиотечное обслуживание детей и подростков муниципальными библиотеками Архангельской области», статистическая форма «Показатели муниципальных детских библиотек» для Российской государственной детской библиотеки, актуализирована база данных «Детские библиотеки/отделы Архангельской области».

Результатом анализа статистических данных и информационных отчетов, представленных детскими библиотеками, стали аналитические обзоры «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2014 году» и «Решаем проблемы, сохраняем традиции, пробуем новое: из опыта краеведческой  работы с детьми в 2014 году». Обзоры были опубликованы на сайте библиотеки и в сборнике «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области 2014 году», что  позволило довести результаты анализа до муниципальных библиотек всех районов Архангельской области.

Консультационно-методическая помощь библиотекам Архангельской области

Сотрудники библиотеки оказали за год 45 индивидуальных и групповых консультаций для библиотекарей области и города. Консультационную помощь оказывают ведущие специалисты методического, справочно-библиографического отделов, отдела комплектования и обработки фонда. Темы запросов разнообразны: показатели «дорожной карты», расстановка книг с учётом требований ФЗ № 436, разработка договора сотрудничества и Правил пользования библиотекой и др. Много вопросов в 2015 году поступало по теме «Работа библиотеки с художественной литературой». Коллег интересуют инновационные формы работы с классической и современной художественной литературой,  книжные новинки о Великой Отечественной войне, лучшие современные произведения российской и мировой литературы для   детей и подростков.                            

Подготовка, издание и распространение методических пособий является основным путем активного консультационно-методического влияния на библиотекарей. В 2015 году А.Н. Макуриной, главным библиотекарем методического отдела, была подготовлена письменная консультация «Квест в детской библиотеке». В пособии раскрывается специфика квеста, характеризуются этапы подготовки к нему, даются методические рекомендации.

Всего библиотекой было издано 15 методико-библиографических материалов разных по тематике и видам. (Приложение 4).

Исследовательская деятельность

Массовая работа — большая и важная часть деятельности современной детской библиотеки. Ежегодно всё больше ребят принимает участие в массовых мероприятиях, организованных детскими библиотеками Архангельской области (2013 г. — 99 634 человек, 2014 г. — 128 301). Это говорит о востребованности тем и форм массовой работы, о хорошем контакте с педагогами образовательных учреждений. Практически любая детская библиотека может гордиться своим уникальным опытом массовой работы.

Но, как и всякая работа, массовая тоже нуждается в изучении и осмыслении, особенно в наше переменчивое время. Сегодня библиотекам приходится конкурировать не только с другими досуговыми учреждениями, но и с виртуальным миром. Выросло целое поколение, для которого экран гаджета удобнее и привычнее книжного томика. Поэтому библиотекари стремятся идти в ногу со временем: разрабатывают новые формы работы, используют опыт специалистов из других областей, внедряют информационно-коммуникационные технологии — всё, чтобы привлечь читателей.

Чтобы изучить состояние и качество массовой работы в детских библиотеках Архангельской области, АОДБ им. А. П. Гайдара провела в 2015 году анкетирование «Массовая работа детской библиотеки: актуальность, проблемы, перспективы». Всего в нём приняло участие 35 сотрудников библиотек, обслуживающих детей и подростков Архангельской области.

Итоги анкетирования были представлены на областном семинаре «Модельная детская библиотека: от поиска смысла к обретению формы». Сборник по итогам исследования был издан и распространен по детским библиотекам/отделам Архангельской области. Итоги анкетирования представлены в отчёте (Приложение 5).

Повышение квалификации

В рамках государственного задания для библиотекарей Архангельской области были проведены:

  • Всероссийская конференция «Роль библиотек в развитии и укреплении традиций семейного чтения»;

  • Межрегиональный семинар «Модельная детская библиотека: от поиска смысла к обретению формы» межрегиональный семинар;

  • Областной семинар «Актуальные формы поддержки и продвижения детского чтения в библиотеке».

25-26 ноября 2015 года на базе Вельской детской библиотеки был организован  межрегиональный семинар «Модельная детская библиотека – от поиска смысла к обретению формы». Организаторы мероприятия – Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара и Вельская библиотечная система. В работе семинара приняло участие 30 библиотекарей из Архангельска, Белгорода, Котласа, Вельского, Няндомского, Пинежского, Красноборского, Устьянского и Плесецкого районов.

С 2002 года Министерство культуры РФ реализует федеральный проект «Создание модельных публичных библиотек на селе». Белгородская область стала одним из активных его участников. Идея создания модельных библиотек нашла поддержку у Губернатора и поэтому в областную целевую программу «Развитие сельской культуры в Белгородской области» (2003–2005 гг., 2009 – 2013гг.) был включен раздел о создании в каждом муниципальном районе ежегодно не менее одной модельной библиотеки. На сегодняшний день в области создано 298 модельных библиотек, из них 12 – детские. С интересным опытом их работы познакомила собравшихся И.В. Проскурина, заместитель директора по научно-методической работе Белгородской государственной детской библиотеки А.А. Лиханова. Ирина Валерьевна рассказала об организации методического сопровождения модельных детских библиотек и мониторинге эффективности и качества их работы. С большим интересом участники семинара познакомились с критериями эффективности и результативности деятельности модельных детских библиотек, которые разработаны белгородскими коллегами. Участники семинара пришли к выводу, что такие подробные критерии, охватывающие все аспекты работы современной библиотеки, могут применяться и для оценки внедрения в практику  «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки». С основными положениями этого документа участников семинара познакомила директор АОДБ им. А.П. Гайдара С.Ю. Третьякова.

На семинаре был представлен и опыт работы модельных детских библиотек Архангельской области. В рамках федеральной программы финансирование на модернизацию получили Красноборская и Вельская детские библиотеки.

Модельную детскую библиотеку отличает наличие оптимального набора компьютерного оборудования и подключение к сети Интернет, что позволяет ей оперативно удовлетворять информационные запросы юных пользователей, делать массовые мероприятия более зрелищными. Владение новыми информационными технологиями библиотекари смогли продемонстрировать, приняв участие в областном профессиональном конкурсе «Библиоконтент». Его итоги были подведены на семинаре. В конкурсе приняли участие 13 сотрудников муниципальных и школьных библиотек из Архангельска, Северодвинска, Коряжмы, Вельска, Виноградовского, Коношского, Плесецкого районов области. Самой популярной стала номинация «Библиовидеостудия», участники которой представляли библиотечную видеопродукцию. Порадовало жанровое и тематическое разнообразие конкурсных работ: виртуальная книжная выставка, фильм-иллюстрация, репортаж о жизни библиотеки, фильм-акция, буктрейлер и т.д. Жюри отметило высокий технический уровень видеоработ (качество съёмки, монтажа, использование анимации), что свидетельствует об успешном освоении библиотекарями современных компьютерных программ и интернет-сервисов. В целом работы получились продуманными, содержательными, интересными. Качественно выполнены фильмы, сопровождающие беседы и литературные часы. Подбор материала и его подача (коротко, из достоверных источников, самое интересное), а также высокий технический уровень отличают видеоролики А.А. Зажигиной, И.В. Кузнецовой, О.П. Чесноковой. Очень эмоционален фильм Веры Васильевны Ярошенко «Мы помним вас, ребята из Афгана».

Снимают библиотекари фильмы и в непростом жанре буктрейлера. На конкурс пришло две таких работы, и обе они соответствуют основным требованиям роликов: яркость, лаконичность, установка на силу промо-воздействия («Тимур и его команда» И.В. Кузнецовой, «Лесные домишки» Н. А. Худяковой). Порадовали членов жюри и совместные работы библиотекарей и читателей. И. В. Кузнецова отправила на конкурс сразу три фильма, снятых школьниками под её руководством. В каждом из фильмов — свой почерк, свой стиль: Ирина Владимировна позволила детям раскрыться и в то же время добилась достойного качества работ. Очень трогательной получилась сказка, снятая Валентиной Николаевной Калининой вместе с группой детского сада. Ребята и нарисовали, и озвучили сказку Сутеева «Яблоко». Создание фильмов по детским рисункам, фильмов в технике скрайбинга — современная и перспективная форма занятий по творческому чтению. Отдельно стоит сказать о фильме, который стал итогом общешкольной акции в духе «Читаем всем миром», посвящённой 200-летию М. Ю. Лермонтова. Акцию организовала заведующая библиотекой Г.Н. Лазарева. В день рождения поэта строки его произведений вспоминали и ученики, и педагоги и даже представители администрации.

В номинации «Библиотека в сети» участвовали библиотечные сайты, странички и сообщества в социальных сетях. Уже многие библиотеки Архангельской области освоили виртуальный мир, но на конкурс, к сожалению, пришло всего 5 работ. Выбор победителя в этой номинации стал самым сложным для жюри, понимающего, какая это непростая работа — вести виртуальную страницу. Чисто технического освоения интернет-пространства здесь явно недостаточно. Важно уметь перестроиться на иную подачу материала, иной стиль общения. Библиотека в сети должна постоянно удивлять, сообщать что-то новое о себе и мире.

В номинации «Виртуальный навигатор» представлена одна работа:  исполненный буклет Н. А. Худяковой, представляющий ресурс «Веб-ландия». К сожалению, других работ по веблиографии не поступило, из чего мы делаем вывод о недостаточном внимании библиотекарей Архангельской области к этому актуальному направлению работы.

Целями областного профессионального конкурса «Библиоконтент» стали активизация создания и совершенствования интернет-представительств библиотек, освоение библиотекарями современных компьютерных и интернет-технологий (программ), внедрение в работу новых форм библиотечной визуальной и библиографической продукции для достижения нового качества обслуживания детей и подростков Архангельской области. Очевидно, что при столь невысокой активности участников эти цели реализованы лишь отчасти. Однако анализ итогов конкурса позволил организаторам сделать важные выводы о том, как сотрудники библиотек области осваивают современные технологии и применяют их в работе с детьми.

Большой оптимизм вызывает библиотечная видеопродукция, причём как технический уровень исполнения, так и видовое разнообразие, понимание специфики различных жанров.

К сожалению, не всё так хорошо обстоит с другими номинациями. Из итоговых отчётов за последние годы нам известно, что очень многие библиотеки области создали свои представительства в Интернете. Но на конкурс пришло всего несколько работ в номинации «Библиотека в сети». Можем предположить, что либо виртуальной стороне библиотечной жизни не придаётся достаточно большого значения, либо коллеги недовольны результатами. Очевидно, что этот вопрос нуждается в глубоком изучении и анализе. Возможно, необходимы обучающие семинары, курсы по данной теме. Одна-единственная работа в номинации «Виртуальный навигатор» наводит на грустные выводы о невнимании библиотекарей области к проблеме информирования детей, подростков и родителей о лучших веб-ресурсах, полезных и безопасных. Здесь также необходима работа по продвижению этого направления работы и, возможно, обучению основам веблиографии.

С целью активизации работы детских библиотек области по формированию у детей и подростков культуры использования информационного пространства Интернета АОДБ им. А.П. Гайдара разработала баннерную выставку «Безопасный Интернет». На семинаре заведующая методическим отделом представила выставку коллегам, познакомила с сайтами, которые помогут организовать библиотекарям работу по обучению детей правилам работы во всемирной паутине. Выставка передана во временное пользование Вельской детской библиотеке.

В рамках семинара состоялась деловая игра «Библиотечная видеопродукция. Зачем и как?». Видеокультура прочно вошла в нашу жизнь, что не могло отразиться и на работе библиотек. В течение последних лет российскими библиотеками накоплен большой опыт по созданию и использованию видеопродукции для продвижения книги и чтения. Разделившись на команды, участники семинара оценивали видеоролики, придумывали историю их создания, предлагали способы их улучшения и использования в работе.

Проведенное по итогам работы семинара анкетирование показала, что программа семинара оправдала ожидания участников. Все отметили отличную организацию мероприятия и радушный приём вельчан.  

Областной семинар «Актуальные формы поддержки и продвижения детского чтения в библиотеке» состоялся 23 декабря на базе Виноградовской детской библиотеки. Его организаторами выступили Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара и  Виноградовская библиотечная система. В начале семинара заведующая методическим отделом АОДБ познакомила собравшихся с основными положениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Основ государственной культурной политики» и «Концепции библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.».

В выступлении «Библиотечная видеопродукция» были представлены различные жанры: ролики-анонсы, буктрейлеры, видеоотчёты, видеоопросы, буктрейлеры и т.п. Рассказ иллюстрировали работы, снятые библиотекарями России, АОДБ им. А.П. Гайдара и коллегами Архангельской области, представленными на областной профессиональный конкурс «Библиоконтент». Это помогло участникам семинара убедиться, что библиотечная видеопродукция не дань моде, а современное, интересное пользователям средство продвижения чтения, книги и библиотеки.

Поддержка и продвижение детского чтения – важное направление деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками. Динамика изменений, происходящих в социально-культурной и информационной сфере общества, заставляет библиотекарей искать современные, более привлекательные для «цифрового» поколения формы и методы массовой работы. Повышению качества обслуживания способствует внедрение в практику работы библиотек интерактивных форм. Специфика интерактивного метода обучения и общие принципы организации интерактивных занятий с детьми и подростками в библиотеке были также представлены на семинаре. Более подробно заведующая методическим отделом АОДБ осветила методику организации квест-ориентирований и подиум-дискуссий.

В деле приобщения ребенка к чтению важную роль играет семья: первая встреча ребенка с литературой происходит именно там, там же формируются и первый интерес к книге, и привычка проводить свой досуг за чтением, и традиция посещать библиотеку. Детские библиотеки области придают большое значение поддержке семьи в привлечении детей к чтению. На семинаре был представлен опыт работы с семьей Архангельской областной детской библиотеки. Заместитель директора  рассказала о творческих семейных объединениях, клубе для молодых мам «Между нами в Гайдаровке», информационно-просветительской работе с родителями и Днях семейного отдыха. В заключении семинара были анонсированы конкурсы, акции, профессиональные мероприятия по повышению квалификации, запланированные АОДБ им. А.П. Гайдара на 2016 год.

Кроме мероприятий в рамках государственного задания, сотрудниками методического отдела были проведены:

  • Семинар для библиотекарей и педагогов-библиотекарей Архангельской области «Реализация ФГОС общего образования в преподавании русского языка и литературы». Участники семинара – слушатели курсов повышения квалификации Института открытого образования. Специалисты АОДБ им. А.П. Гайдара рассказали коллегам о возможных путях сотрудничества школьной и областной библиотек в деле приобщения детей к чтению. Основное внимание было уделено современной литературе для подростков и актуальным формам работы с книгой. Сотрудники АОДБ познакомили участников семинара  с новинками художественной зарубежной и российской литературы, с лучшими краеведческими изданиями для школьников, а также с интернет-ресурсами о детской литературе и детском чтении. В ходе деловой игры библиотекари оценивали буктрейлеры по русской классике, а в завершение семинара вспомнили о незаслуженно забытой и невероятно актуальной в наши дни форме работы с книгой – читательском отзыве.

  • Семинар для библиотекарей и педагогов-библиотекарей образовательных учреждений г. Архангельска «Роль библиотек в совершенствовании педагогического мастерства учителя». Семинар организован совместно с Департаментом образования мэрии г. Архангельска. На семинаре были представлены циклы мероприятий, разработанные сотрудниками АОДБ им. А.П. Гайдара, которые помогут педагогам и библиотекарям образовательных учреждений в организации воспитательной работы, преподавании регионального компонента, изучении иностранных языков и приобщении детей и подростков к чтении.

Выступления сотрудников библиотеки прозвучали и на мероприятиях, организованных другими учреждениями. Возможности современных информационных технологий позволили специалистам АОДБ им. А.П. Гайдара выступить на профессиональных мероприятиях, организованных коллегами Ярославля и Белгородской области:

  • «Великая война и великая Победа» видеоконференция (Институт открытого образования, г. Архангельск);

  • «Учебный предмет «Литература: от теории к практике» региональная научно-практическая конференция (Институт открытого образования, г. Архангельск);

  • «Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС» видеоконференция (Институт открытого образования, г. Архангельск);

  • «Мир современного подростка глазами социологов, писателей, педагогов, библиотекарей, журналистов» семинар-практикум (ЦБС г. Архангельска);

  • «Первые шаги к чтению: опыт, идеи, инновации» круглый стол (ЦБС, г. Губкин, Белгородская область);

  • «Формула успеха» съезд женщин, посвященный 25-летию Всероссийской общественной неправительственной организации «Союз женщин России» (г. Архангельск);

  • «Формирование нравственных приоритетов растущей личности: современные библиотечные практики» межрегиональная научно-практическая конференция (ОДБ им. И.А. Крылова, г. Ярославль);

  • «Библиографическая деятельность современной библиотеки», в рамках очной сессии курсов повышения квалификации «Библиотечная школа» семинар (АОНБ им. Н.А. Добролюбова, г. Архангельск).

  • «Продвижение книги и чтения: формы работы библиотеки» видеоконференция (Институт открытого образования, г. Архангельск).