Кадеты, гардемарины, юнкера : мемуары воспитанников военных училищ XIX века


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Кадеты, гардемарины, юнкера : мемуары воспитанников военных училищ XIX века

Кадеты, гардемарины, юнкера : мемуары воспитанников военных училищ XIX века / составление, подготовка текста и примечания Г. Г. Мартынова. – Москва : ЛомоносовЪ, 2012. – 328 с. – (История воспитания).

В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа – первое в России учебное заведение для подготовки офицеров военно-морского флота. Именно эта школа стала основой для создания Академии морской гвардии в Петербурге, а в дальнейшем и Морского кадетского корпуса, из стен которого вышли все знаменитые российские адмиралы и флотоводцы. Открыт он был в Петербурге в 1732 году по указу императрицы Анны Иоановны. В него принимали для обучения дворянских детей от 13 до 18 лет. Всего в России в 18 веке было основано четыре кадетских корпуса, а в 19 веке ещё двадцать два.

Книга «Кадеты, гардемарины, юнкера» составлена из мемуаров бывших воспитанников кадетских корпусов. Вот что вспоминает В. Г. фон Бооль, проходивший обучение в Александровском малолетнем Царскосельском кадетском корпусе в 1841-1846 гг.:

«Трудно передать словами те чувства тоски и одиночества, которые наполнили всё моё существо, когда моя мать уехала в Петербург, оставив меня одного. Я, росший дома почти без надзора, вдруг попал под строгую дисциплину кадетского корпуса старых времён, где играть и бегать позволялось лишь на определённом небольшом квадрате залы, а летом почти на такой же величины квадрате плаца, со ста другими детьми одной и той же роты; где для того, чтобы пообедать или поужинать, надо было построиться маршировать в столовую всем четырёмстам кадетам в ногу; чтобы выйти на прогулку – опять строиться и маршировать; точно так же маршировать в классы, из классов в спальню, из спальни для умывания…

Надо отдать справедливость Александровскому корпусу, что не в нравах заведения было обижать новичков; напротив того, товарищи мои старались всячески развлечь меня, занимали меня рассказами о порядках заведения, о своём житье-бытье и даже успели меня научить, как я должен вести себя ввиду предстоящей мне перемены…»

Из воспоминаний вы узнаете, как проходило обучение, какие предметы преподавались; как выстраивались отношения между учащимися и преподавателями; чем жили и о чём мечтали будущие офицеры.