Филатов В.В. История Соловецкой школы юнг : учеб. пособие : 7 класс


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Филатов В.В. История Соловецкой школы юнг : учеб. пособие : 7 класс

Филатов В.В. История Соловецкой школы юнг : учеб. пособие : 7 класс / В.В. Филатов; под общ. ред. Р.В. Кузнецовой. – Архангельск, 2017. – 112 с. : ил.

25 мая 1942 года по инициативе адмирала Н. Г. Кузнецова была создана Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота. В это тяжёлое для страны время советский флот остро нуждался в квалифицированных специалистах: боцманах, рулевых, радистах, мотористах. Первый набор юнг собрал полторы тысячи мальчишек 15-16 лет.

«Попадали в школу разными путями, порою самыми диковинными, да и у меня этот путь был не самым обычным. У меня в бомбёжке погибла мать. Мой отец, фронтовик, командир Красной Армии, написал с фронта прямо самому Сталину письмо с просьбой направить меня на фронт «сыном полка». Но направили меня как раз на Соловки, за что я и благодарен судьбе», - вспоминал много лет спустя соловецкий юнга Николай Семёнович Дробот.

По прибытии на Соловки юнги первого набора отправились в Савватьево-монастырский скит в 14 километрах от Кремля. Чтобы разместить всех прибывших, юнгам пришлось строить землянки, валить лес и таскать на своих плечах брёвна. Только после этого первый набор соловецких юнг приступил к учёбе.

После обучения юнгам полагался месячный отпуск, которым так никто и не воспользовался. Как вспоминал юнга Леонид Зыков, когда им зачитали просьбу командования сразу же отправиться на действующий флот, команду «Шаг вперед, желающие!» выполнили все выпускники.

Всего в школе было три выпуска: 1942, 1943 и 1944 годы. За это время её окончили 4111 человек. Выпускники, среди которых было много ребят из Архангельской области, направлялись на военные корабли всех флотов и флотилий.

В этой книге – история создания и деятельности уникальной школы. История достоверная и в то же время яркая,  эмоциональная, ведь основана она на архивных документах и воспоминаниях воспитанников школы. Многие юнги впоследствии вспоминали обучение в Соловецкой школе как самый лучший период своей жизни. Почему юнги изучали не только «свои», но и смежные дисциплины? Чем занимались они в свободное время? На что потратили своё денежное довольствие? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдёт в этой книге.