Задания литературного состязания


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Задания литературного состязания



Приложение 2

Текст и задания для учащихся 8–11 классов

Вавило и скоморохи

У чесной вдовы да у Ненилы
А у ей было чядо Вавило.
А поехал Вавилушко на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку свою хочё кормити.
А ко той вдовы да ко Ненилы
Пришли люди к ней да веселые,
Веселые люди, не простые,
Не простые люди, скоморохи.
"Уж ты здрасвуешь, чесна вдова Ненила!
У тя где чядо да нынь Вавило?" -
"А уехал Вавилушко на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку хочё кормити".
Говорят как те ведь скоморохи:
"Мы пойдем к Вавилушку на ниву:
Он пойдет-ле с нами скоморошить?"
А пошли скоморохи к Вавилушку на ниву:
"Уж ты здрасвуёшь, чядо Вавило,
Тибе дай бог нивушку орати,
Ишша белую пшоницю засевати,
Родну матушку тебе кормити". -
"Вам спасибо, люди веселые,
Веселые люди, скоморохи.
Вы куды пошли да по дороги?" -
"Мы пошли на инишшое царьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зетя его да Пересвета,
Ишша дочь его да Перекрасу.
Ты пойдем, Вавило, с нами скоморошить".
Говорил-то чядо ведь Вавило:
"Я ведь песен петь да не умею,
Я в гудок играть да не горазён".
Говорил Кузьма да со Демьяном:
"Заиграй, Вавило, во гудочик,
А во звоньчятой во переладець:
А Кузьма с Демьяном припособит".
Заиграл Вавило во гудочик,
А во звоньчятой во переладец,
А Кузьма с Демьяном припособил.
У того ведь чяда у Вавила
А было в руках-то понюгальцё,
А и стало тут ведь погудальцё:
Ишша были в руках у его да тут ведь вожжи,
Ишша стали шелковые струнки.
Ишша-то чядо да тут Вавило
Видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые:
Он походит с йима да скоморошить.
Он повел йих ведь домой жа.
Ишша тут чесна вдова да тут Ненила
Ишша стала тут да йих кормити.
Помели она хлебы-те ржаные,
А и стали хлебы-те пшоные.
Понесла она куру-ту варёну,
Ишша кура тут да ведь взлетела,
На пецьней столб села да запела.
Ишша-та вдова да тут Ненила
Ишша видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые,
И спускат Вавила скоморошить.
А идут скоморохи по дороги,
На гумни мужык горох молотит.
"Тобе Бог помож, да те кресьянин,
Набело горох да молотити!" -
"Вам спасибо, люди веселые,
Веселые люди, скоморохи.
Вы куда пошли да по дороги?" -
"Мы пошли на инишьшоё царьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зетя его да Пересвета,
Ишша дочь его да Перекрасу".
Говорил да тут да ведь кресьянин:
"У того царя да у Собаки
А окол двора та тын залезной.
А на кажной тут да на тычиньки
По человечей-то сидит головки,
А на трех ведь на тычинках
Ишша нету человечьих тут головок:
Тут и вашим-то да быть головкам". -
"Уж ты ой еси, да ты кресьянин!
Ты не мог добра нам тут ведь сдумать,
Ишша лиха ты бы нам не сказывал.
Заиграй, Вавило, во гудочик,
А во звоньчятой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособят".
Заиграл Вавило во гудочик,
А Кузьма с Демьяном припособил:
Полетели голубята-ти стадами,
А стадами тут да табунами:
Они стали у мужика горох клевати.
Он ведь стал йих кичигами сшибати;
Зашибал, он думат, голубяток,
Зашибал да всех своих ребяток.
Говорил да тут да ведь кресьянин:
"Я ведь тяжко тут да согрешил:
Это люди шли да не простые,
Не простые люди-те, светые,
Ишша я ведь йим да не молилса".
А идут скоморохи по дороги,
А на стречю им идё мужык горшками торговати.
"Тобе Бог поможь да те кресьянин,
Ай тибе горшками торговати!" -
"Вам спасибо, люди веселые,
Веселые люди, скоморохи.
Вы куды пошли да по дороги?" -
"Мы пошли на инишьшое царьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зетя его да Пересвета,
Ишша дочь его да Перекрасу".
Говорил да тот да ведь кресьянин:
"У того царя да у Собаки
А окол двора да тын залезной,
А на каждой тут да на тычинки
По человечей-то седит головки;
А на трех-то ведь да на тычинках
Нет человечих-то да тут головок;
Тут и вашим-то да быть головкам!" -
"Уж ты ой еси, да ты кресьянин!
Ты не мог добра да нам ведь сдумать,
Ишша лиха ты бы нам не сказывал.
Заиграй, Вавило, во гудочик,
А во звоньчятой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособит".
Заиграл Вавило во гудочик,
А во звоньчятой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособил:
Полетели куропци с ребами,
Полетели пеструхи с чюхарями,
Полетели марьюхи с косачями;
Они стали по оглоблям-то садитьсе.
Он ведь стал йих тут да бити
И во свой ведь воз да класти,
А наклал он йих да ведь возочек.
А поехал мужик да в городочик,
Становился он да во редочик,
Розвезал да он да свой возочик,
Полетели куропци с ребами,
Полетели пеструхи с чюхарями,
Полетели марьюхи с косачями.
Посмотрел ведь во своем-то он возочьку,
Ишше тут у его одны да черепочьки.
"Ой! Я тяжко тут да согрешил ведь:
Это люди шли да не простые,
Не простые люди-те, светые,
Ишша я ведь йим да не молился".
А идут скоморохи по дороги.
Ишша красная да тут девиця,
А она холсты да полоскала.
"Уж ты здрасвуёшь, красна девиця,
Набело холсты да полоскати!" -
"Вам спасибо, люди веселые,
Веселые люди, скоморохи.
Вы куды пошли да по дороги?" -
"Мы пошли на инишьшое царьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зетя его да Пересвета,
Ишша дочь его да Перекрасу".
Говорила красная девиця:
"Пособи вам Бох переиграти
И того царя да вам Собаку,
Ишша сына его да Перегуду.
Ишша зетя его да Пересвета
А-и дочь его да Перекрасу". -
"Заиграй, Вавило, во гудочик,
А во звоньчятой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособит".
Заиграл Вавило во гудочик,
А во звоньчятой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособил.
А у той у красной у девици
А были у ей холсты-ти ведь холщовы,
Ишша стали атласны да шолковы.
Говорит так красная девиця:
"Тут ведь люди шли да не простые,
Не простые люди-те, светые,
Ишша я ведь йим да не молилась".
А идут скоморохи по дороги,
А идут на инишьшое царьсво.
Заиграл да тут да царь Собака,
Заиграл Собака во гудочик
А во звоньчятой во переладець,
Ишша стала вода да прибывати:
Он хочё водой йих потопити.
"Заиграй, Вавило, во гудочик,
А во звоньчятой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособит".
Заиграл Вавило во гудочик,
А во звоньчятой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособил:
И пошли быки-те тут стадами
А стадами тут да табунами,
Ишша стали воду да упивати,
Ишша стала вода да убывати.
"Заиграй, Вавило, во гудочик,

А во звоньчятой во переладець;
А Кузьма с Демьяном припособит".
Заиграл Вавило во гудочик,
А во звоньчатой во переладець,
А Кузьма с Демьяном припособил:
Загорелось инишьшое царьсво,
И сгорело с краю и до краю.
Посадили тут Вавилушка на царьсво,
Он привез ведь тут да свою матерь.


Прочитайте текст и выполните следующие задания:

1. Укажите, от кого из сказителей было записано это произведение?

2. Чем отличается произведение от известных по школьной программе былин (герои, тема, идея)?

3. Почему Ненила отпустила своего сына со скоморохами?

4. А.Д. Григорьев высказал версию, что былина была создана скоморохами. Согласны ли вы с мнением учёного? Обоснуйте свой ответ.

5. Если есть возможность, найдите и прослушайте аудиозапись былины (А.Захаров и Л.Иванищенко, «Drolls»). Поменялось ли ваше восприятие произведения после прослушивания? Как именно?

6. Напишите небольшое эссе, в котором отразите свои размышления, вызванные былиной «Вавило и скоморохи».

Текст и задания для учащихся 5–7 классов

НА ВОЙНУ ЛИ ДА НА ЗЛОДЕЙКУ

Уж нечато было, недумано,

Уж нежданно было, неведано –

Пришла весточка нам нерадостна,

Скора грамотка да со печалюшкой.

Тут меня, горюшу, приубило,

Тут печалюшкой одолило,

Ретиво сердце вередило,

Ровно зубом его укусило,

Как огнем его опалило.

Резвы ноги подломились,

Белы руки опустились,

Очи ясны потупились,

Мысли с разумом помутились,

И заболела я, завздыхала.

От милой я своей лады,

От советной своей, полюбовной,

От дорогой своей, подвенчальной

Нать расставаться да расступаться,

Разъезжаться да распрощаться, –

Нам расстанюшка будет нелегка,

Нам разлукушка будет тяжела.

Спровожать буду, суряжать

Я во путь ли да во дорогу –

Не на богатый да большой промысел,

Не на хорошу да я наживу,

Не на гульбу я, не на веселье, —

Как во ту ли дорогу дальнюю,

Во ту ли да во печальную,

Во печали да во слезливые,

Во слезливые да несчастливые,

На войну ли да на злодейку,

На злодейку да на германску.

Не сахаром тебя посыпать

И не медом тебя поливать,

И не жалостью будут жалеть,

И не ласкотой будут ласкать:

Будут смело тебя наряжать,

Будут строго с тобой поступать,

Во палюч огонь отправлять –

Под пули тебя да под быстры,

Под сабли тебя под востры,

Под штыки под булатны.

И не откажешься ты, не отвяжешься,

Не отговоришься, не отбояришься

Под неволюшкой под великою,

Под грозой ты да непомерною.

Прочитайте текст и выполните следующие задания:

1. Определите жанр данного произведения. Докажите, что оно принадлежит именно к этому жанру русского фольклора.

2. Озаглавьте текст. Объясните, почему вы выбрали именно такое заглавие.

3. О какой войне идёт речь? Почему вы так решили?

4. В произведении дважды использовано отрицательное сравнение. Приведите соответствующие строки. Какой эффект достигается с помощью такого приёма?

5. Какие строки произведения вам понравились, запомнились? Почему?

6. Напишите небольшое эссе, в котором отразите свои размышления, вызванные произведением.



Назад в раздел