Задания для учащихся 5 – 7 классов



Номинант конкурса

Задания для учащихся 5 – 7 классов



Областная творческая олимпиада "Живая память войны"
Задания для учащихся 5 – 7 классов

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.
Ю. Воронов

Уважаемые участники Олимпиады! Вам необходимо выполнить задания трёх туров:

  • Исторического
  • Литературного
  • Творческого

Исторический тур состоит из двух частей: общие вопросы и вопросы краеведческого характера. Ответы на вопросы вы найдёте в книгах, приведённых в списках литературы.

I. Ответь на вопросы. В каждом вопросе укажи точную дату (если известно, то не только год, но и число, месяц).

1. Выбери иллюстрацию, на которой изображен один из лучших фронтовых бомбардировщиков Великой Отечественной войны. Как он назывался? В каком году он появился в Советских ВВС? 

Изображение 1Изображение 2
Изображение 1Изображение 2

2. О каком трагическом событии истории Великой Отечественной войны напоминают нам эти записи? Кем они были сделаны и в каком году?

страницастраница

3. Определи название каждого из орденов. Какой из них был учрежден раньше? Назови дату учреждения ордена. Кто первым получил эту награду?

Изображение 1Изображение 2
Изображение 1Изображение 2


4. Какому сражению Великой Отечественной войны посвящена эта картина? Когда оно началось? Укажи название картины и художника.

Изображение

5. На каком из изображений (1 или 2) представлены знаки воинского отличия, которые появились позднее? Назови их, укажи дату введения.

Изображение 1Изображение 2
Изображение 1Изображение 2


6. Какой великой битве Великой Отечественной войны посвящена картина? Когда закончилась эта битва? Как называется картина, кто её автор?

Изображение

7. Фотография иллюстрирует одно из величайших событий Великой Отечественной войны. Назови дату этого события.

Изображение

  Получившиеся в результате ответов на вопросы даты и события расположи в хронологическом порядке в виде таблицы.

номер вопроса

дата

событие Великой Отечественной войны







Список литературы:

  1. Бакурский В. А Оружие Победы: науч. - поп. изд. для детей / В. А. Бакурский, Б. В. Соломонов, С. Л. Федосеев. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 184 с.
  2. Беловинский Л. В. С русским воином через века: кн. для учащихся / Л. В. Беловинский. – М.: Просвещение, 1992. – 272 с.: ил.
  3. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. Т 10. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 767 с.: ил.: карт.
  4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945: иллюстрированная энциклопедия «Руссика».– М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 640 с.: ил.
  5. Великая Отечественная война: 1941 – 1945: энциклопедия для школьников / сост. И. А. Дамаскин, П. А. Кошель. – М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. – 447 с.: ил.
  6. Кузнецов А. А. Энциклопедия русских наград / А. А. Кузнецов. – М.: Голос-пресс, 2002. – 536 с.: ил.
  7. Митяев А. В. Книга будущих командиров / А. В. Митяев. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 334 [2] с.: ил.
  8. Мурашев Г. А. Титулы, чины, награды / Г. А. Мурашев. – СПб.: Полигон, 2003. – 347 [5] с.: ил.- (Популярная энциклопедия).
  9. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда / сост. Д. Колпакова. – СПб.: ДЕТГИЗ – Лицей, 2005.- 320 с., ил.
  10. Страницы истории нашей. Живопись. Скульптура. Поэзия / сост. А. С. Жукова. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 319 с.: ил.
  11. Таборко В. А. Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: краткая иллюстрированная история для юношества. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 334 с.: ил.
  12. Хлопотов О. Д. История военной авиации. От первых летательных аппаратов до реактивных самолетов. 1903 – 1950 г.г. / О.Д. Хлопотов. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2004. – 430, [2] с.: ил.

II. Ответь на вопросы краеведческой викторины.

1. В каких школах Архангельска были развёрнуты эвакогоспитали?

2. Кто из северян повторил подвиг Александра Матросова?

3. На крутом берегу Баренцева моря в поселке Гранитном стоит ярко-белый памятник погибшим катерникам Краснознамённого Северного флота. Золотыми буквами высечены имена погибших героев. На одной стороне обелиска портрет юнги в бескозырке. Кто этот юнга? Какой подвиг он совершил?

4. Назовите имя этой отважной женщины. Какой подвиг она совершила, и как был отмечен её ратный труд?

Изображение

Список литературы:

  1. Гузанов В. Г. Юнги Северного флота / В. Г. Гузанов. – М.: ДОСААФ, 1977. – 144 с.
  2. Захаров Ф.А. В северном небе / Ф. А. Захаров, Л. С. Сергеев. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1968. – 151 с.
  3. Золотые звёзды северян. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1971. – 288 с.
  4. Кучепатов Ю. Н. Огненные мили / Ю. Н. Кучепатов. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1978. – 143 с.
  5. Памятные даты Архангельской области 1995. – Архангельск, 1995.
  6. Памятные даты Архангельской области 2000. – Архангельск, 2000.
  7. Северяне в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. – Архангельск, 1997. – 64 с.
  8. Северяне – победе: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1980. – 175 с.

Литературный тур

Выполни задания по рассказу Абрамова:

  • Внимательно прочитай рассказ. Дай ему своё название.
  • Объясни, почему ты именно так озаглавил текст?
  • Составь 2-3 вопроса, которые можно задать при обсуждении этого рассказа с одноклассниками. Вопросы должны быть не на знание текста, а на понимание его смысла. Дай развёрнутые подробные ответы на эти вопросы.

– Я долго, до восьми лет, хлеб победой называла.
Как сейчас помню. Бегаем, играем с девочешками возле нашего дома, и вдруг: «Санко, Санко приехал!» А Санко – старший брат Маньки, моей подружки из соседнего дома. Вот мы и чесанули к Маньке.
Солдат. Медали во всю грудь. С каждой за руку здоро­вается, у каждой спрашивает, как звать, каждую по головке гладит. А потом и говорит: «Я, говорит, Победу вам, девки, привез».
А мы, малоросия, что понимаем? Вылупили на него глаза, как баран на ворота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда бы до нас дошло.
Ну, догадался Санко, что у нас на уме. Достает из мешка буханку хлеба. «Вот, говорит, девки, так Победа-то выглядит». Да давай эту буханку на всех резать.
Долго я после того капризила. За стол садимся, мама даст кусок, скатанный из моха да картошки, а я в слезы: «Победы хочу...».

Творческий тур

Самостоятельно или с помощью взрослых найди в городе, посёлке, деревне, где ты живёшь, человека, который в годы Великой Отечественной войны был ребёнком или подростком. Побеседуй с ним, спроси, что особенно запомнилось из военного детства, о чём хотелось бы рассказать нынешним детям. Запиши интервью в одном из вариантов:

  • Письменный текст (1 – 2 страницы формата А-4 печатного текста или 2 – 3 страницы рукописного текста);
  • Видеофильм (CD-ROM, DVD-ROM).


Назад в раздел