Задания для учащихся 8 – 11 классов



Номинант конкурса

Задания для учащихся 8 – 11 классов



Олимпиада «Живая память войны»

Задания для учащихся 8 – 11 классов

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

Ю. Воронов

Уважаемые участники Олимпиады! Вам необходимо выполнить задания трёх туров:

  • Исторического
  • Литературного
  • Творческого

Исторический тур состоит из двух частей: общие вопросы и вопросы краеведческого характера. Ответы на вопросы вы найдёте в книгах, приведённых в списках литературы.

I. Ответь на вопросы. В каждом вопросе укажи точную дату (если известно, то не только год, но и число, месяц).

  1. Перед тобой выдержки из Приказа Народного комиссара обороны СССР:

«Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности».

Как назывался этот приказ? Когда он был издан? Какие события на советско-германском фронте вызвали его появление?

  1. Выбери иллюстрацию, на которой изображен один из самых сильных тяжёлых танков Великой Отечественной войны, принимавший участие во всех крупных наступательных операциях завершающего периода войны.

Изображение 1Изображение 2
Изображение 1Изображение 2


  1. С какой битвой Великой Отечественной войны связано появление этого плаката? Назови дату начала наступательной операции этой битвы? Укажи автора плаката.

Изображение

  1. На фотографии лётчик, Герой Советского Союза, удостоенный этого звания посмертно. Когда и какой подвиг он совершил?

Изображение

  1. Перед тобой фрагмент карты наступательных операций, в результате которых 2438 солдат, сержантов, офицеров и генералов всех родов войск были удостоены звания Героя Советского Союза. Как назывались эти наступательные операции? Назови дату их начала.

Изображение

  1. Этот памятник посвящен одному из самых трагических периодов в истории Великой Отечественной войны. Назови дату окончания этого периода. Где установлен памятник? Назовите автора памятника. Как он называется? Кому посвящен?

Изображение

  1. Кто изображен на этой фотографии? Когда произошла эта встреча? Под каким названием она вошла в историю?

Изображение

  1. Какому сражению Великой Отечественной войны посвятил свою картину художник? Сколько дней оно продолжалось? Назови дату окончания боев. Укажи название картины и художника.

Изображение

II. Получившиеся в результате ответов на вопросы даты и события расположи в хронологическом порядке в виде таблицы.

номер вопроса

дата

событие Великой Отечественной войны







Список литературы:

  1. Бакурский В. А Оружие Победы: науч. - поп. изд. для детей / В. А. Бакурский, Б. В. Соломонов, С. Л. Федосеев. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 184 с.
  2. Беловинский Л. В. С русским воином через века: кн. для учащихся / Л. В. Беловинский. – М.: Просвещение, 1992. – 272 с.: ил.
  3. Великая Отечественная война. 1941 – 1945: иллюстрированная энциклопедия «Руссика».– М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 640 с.: ил.
  4. Великая Отечественная война: 1941 – 1945: энциклопедия для школьников / сост. И. А. Дамаскин, П. А. Кошель. – М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. – 447 с.: ил.
  5. История Отечества в документах. 1917 – 1993 г.г. Часть 3-я. 1939 -1945 г.г.: хрестоматия для учащихся ст. кл. сред. шк. / сост. А. Г. Колосков, Е. А. Гевуркова. – М.: ИЛБИ, 1995. – 192 с.
  6. Митяев А. В. Книга будущих командиров / А. В. Митяев. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 334 [2] с.: ил.
  7. Мурашев Г. А. Титулы, чины, награды / Г. А. Мурашев. – СПб.: Полигон, 2003. – 347 [5] с.: ил.- (Популярная энциклопедия).
  8. Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 г.г. / сост. В. А. Голикова. – М.: Политиздат, 1980. – 318 с.: ил.
  9. Страницы истории нашей. Живопись. Скульптура. Поэзия / сост. А. С. Жукова. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 319 с.: ил.
  10. Таборко В. А. Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: краткая иллюстрированная история для юношества. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 334 с.: ил.

III. Ответь на вопросы краеведческой викторины.

  1. Что такое ленд-лиз? Каково его значение в годы Великой Отечественной войны?
  2. Сколько всего конвоев было направлено в северные порты за годы войны? Какие страны участвовали в них? Назовите цифры потерь.
  3. Что за пароход изображён на снимке? Какая операция немецкого командования была сорвана благодаря мужеству экипажей этого и других судов?
    Изображение
  4. Кто из писателей-северян защищал Ленинград?

Список литературы:

  1. Братство северных конвоев. 1941 – 1945. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1991. – 335 с.
  2. В конвоях и одиночных плаваниях: сборник / сост. В. Колт. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1985. – 225 с.
  3. Кучепатов Ю. Н. Огненные мили / Ю. Н. Кучепатов. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1978. – 143 с.
  4. Памятные даты Архангельской области 1995. – Архангельск, 1995.
  5. Памятные даты Архангельской области 2000. – Архангельск, 2000.
  6. Пономарёв Б. С. Литературный Архангельск: события, имена, факты / Б. С. Пономарёв. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 1989. – 288 с.
  7. Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Вып. 3 / сост. М. Н. Супрун. – М.: Андреевский флаг, 2000. – 346 с.
  8. Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / сост. В. В. Брызгунов и др. – Архангельск, 1991. – 174 с.

Литературный тур

I. Выполни задания по каждому из двух рассказов Абрамова:

  • Внимательно прочитай рассказ. Дай ему своё название.
  • Объясни, почему ты именно так озаглавил текст?
  • Составь 2-3 вопроса, которые можно задать при обсуждении этого рассказа с одноклассниками. Вопросы должны быть не на знание текста, а на понимание его смысла. Дай развёрнутые подробные ответы на эти вопросы.

II. Сопоставь рассказы, выполнив задания:

  • Что общего в этих двух рассказах? Какая тема их объединяет?
  • Напиши свои размышления об этих рассказах в виде небольшого эссе.

Текст 1

Ничего не осталось от Вани, любимого младшего брата Анны Афанасьевны.
Карточек в войну не делали (а Ваню взяли на войну в со­рок третьем семнадцати лет), единственное письмецо-треуголь­ничек, которое пришло от Вани с фронта, выкурил по недо­смотру непутевый сосед Петруха, одежонку, какую носил Ваня, тоже выносили еще в войну.
Правда, когда-то для утешения больной матери Анна Афа­насьевна заказала заезжему художнику Ванин - портрет (тот нарисовал его по ее рассказам, и красиво нарисовал), но у са­мой-то у нее не лежала душа к этой картине.
И вот вдруг Анна Афанасьевна узнает: у соседки, такого же старого гриба, как она сама, сохранилось от Вани медное ко­лечко, которое он подарил ей перед самым уходом в армию. Тогда, в войну, модно было делать колечки из медных денег.
Анна Афанасьевна взмолилась:
– Отдай мне, Марья, колечко. Бога ради отдай. Все, чего у меня в дому есть, не пожалею, а у меня хоть одна живая памятка о Ване будет. – Она сразу, с первого взгляда всем сердцем прикипела к колечку.
– Нет, не отдам, – сказала Марья. – Ни за какие деньги не отдам. Тебе нужна памятка о Ване, да и мне нужна. Что ты, я ведь тоже любила Ваню. Он ведь, когда дарил это ко­лечко, что сказал мне? «Жди». Вот я и жду.

Текст 2

Ничего подобного доселе не видал. Небольшой зеленый садик возле сельского Дома культуры, и в том садике не один, не два, а целых пять гранитных обелисков, воздвигнутых в честь земля­ков, удостоенных на войне звания Герой Советского Союза.
Иду, притихший, от одного обелиска к другому, всматри­ваюсь в фотографии. Все лица как лица: простые, русские, от земли. Молодые, безусые, на возрасте... И вдруг – подросток, вдруг мальчик. Хмурый, широкоглазый, крепколобый, коротко стриженная голова, ситцевая, в прямую полоску, домашнего по­шива рубашка с прямым, наглухо застегнутым воротом.
Начинаю невольно припоминать имена детей – Героев Со­ветского Союза. Леня Голиков, Саша Чекалин... А как же я не знал их собрата – сибиряка Митю Шкурата?
– Нет, – говорит директор Дома культуры. – Шкурат в девятнадцать лет подвиг совершил. Фотокарточки другой не оказалось. За всю свою жизнь парень один раз сфотографиро­вался. В шестнадцать лет, когда паспорт получал.
Я долго вглядывался в фотографию Шкурата. Вглядывался в нашу историю.
Бедно, скудно жили, так скудно, что простая фотокарточка была порой немыслимой роскошью...

Творческий тур

Самостоятельно или с помощью взрослых найди в городе, посёлке, деревне, где ты живёшь, человека, который в годы Великой Отечественной войны был ребёнком или подростком. Побеседуй с ним, спроси, что особенно запомнилось из военного детства, о чём хотелось бы рассказать нынешним детям. Запиши интервью в одном из вариантов:

  • Письменный текст (1 – 2 страницы формата А-4 печатного текста или 2 – 3 страницы рукописного текста);
  • Видеофильм (CD-ROM, DVD-ROM).


Назад в раздел