Положение


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Положение



Книги детства. Памятные встречи

Областная заочная читательская конференция

Книжный шкап раннего детства –

спутник человека на всю жизнь.

О.Э. Мандельштам

Архангельская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Усадебный дом Е. К. Плотниковой приглашают вас принять участие в областной заочной читательской конференции «Книги детства. Памятные встречи».

Цели конференции:

  • собирание и сохранение памяти о читательских судьбах книг;
  • объединение в диалоге людей разных поколений, чтобы осмысляя историческую дистанцию, разделяющую нас, помочь увидеть единство, родство нашего нравственного начала.

Предметы заочного разговора: книги, фотографии, воспоминания, размышления – могут стать экспонатами выставки «Книги моего детства». Экспозиция будет организована в Усадебном доме Е. К. Плотниковой в 2011–2012 году.

Любимые книги детства… Какой нежностью и теплотой веет от этих слов! У каждого из нас свои воспоминания о тех незабываемых минутах, которые дарили нам встречи с хорошими книгами. В суете повседневных забот мы порой забываем о них. Давайте вспомним! Вспомним о той замечательной поре нашей жизни и о дорогих нашему сердцу её верных спутниках – любимых детских книгах.

К разговору мы приглашаем всех желающих – школьников и их родителей, бабушек и дедушек, а также студентов, учителей, библиотекарей – всех, кому дороги эти воспоминания и кто готов поделиться ими с нынешними читателями.

Всем участникам мы предлагаем выбрать любое из трёх заданий (одно или несколько):

- «Уникальный экспонат»

- «Светлое воспоминание»

- «Размышление по поводу…»

Ø «Уникальный экспонат»

Задание для юных изыскателей и их родителей

Наверняка он хранится в вашем семейном архиве. Это может быть старая фотография, на которой маленький мальчик, ставший потом чьим-то дедушкой или прадедушкой, с упоением читает. Это может быть старая детская книга, книга с автографом или дарственной надписью. А, может, у мамы, папы, бабушки, дедушки сохранился читательский дневник?

Если есть возможность, представьте изображение найденных вами артефактов в печатном (лист формата А-4) или электронном виде (CD, DVD). Книга – изображение обложки, титульного листа, листа с автографом или дарственной надписью; читательский дневник – изображение нескольких страниц. Если такой возможности нет, подробно опишите предметы (описывая книгу, обязательно укажите автора, заглавие, год и место издания, приведите текст дарственной надписи или автографа).

Каждый предмет нужно сопроводить рассказом (кому принадлежала книга и как она появилась в семейной библиотеке, кто изображён на фотографии и что он читает, кто и зачем вёл дневник). Запишите всё, что вам удастся узнать: это важно для истории.

Задание для взрослых

Разыщите в вашей библиотеке предметы, которые могут стать экспонатами выставки «Книги моего детства». Это могут быть детские книги, изданные в 20-х – 60-х годах 20 века (если повезёт, то и раньше), которые были для кого-то «любимыми книгами детства». Представляют интерес и старые фотографии 30-х – 60-х годов, на которых запечатлены юные читатели или библиотечные мероприятия. Агитационные плакаты, дневники библиотеки, детские рисунки и отзывы также могут стать частью экспозиции.

Представьте описание найденных вами артефактов (библиографическое описание книг, текст дарственной надписи или автографа, тексты наиболее интересных отзывов и страниц из дневника библиотеки) и, по возможности, изображение в печатном (лист формата А-4) или электронном виде (CD, DVD).

Ø «Светлое воспоминание»

Задание для юных журналистов

Если вы спросите у взрослого о его любимых детских книгах, лицо его скорее всего просветлеет. Ведь воспоминания о первых встречах с книгами всегда приятны и радостны. И эти встречи человек, как правило, запоминает на всю жизнь. Возьмите интервью у взрослых – родных и близких – и вы в этом убедитесь. Спросите у них об их любимых детских книгах (как выглядели, пахли, какие чувства вызывали), о людях, открывших для них волшебный мир книг, о семейных чтениях или литературных праздниках, проводившихся когда-то в вашей семье. Интервью можно представить в любом из вариантов: письменный текст, видеофильм (CD, DVD).

Воспоминаний мы ждём и от самих взрослых

Если есть возможность, спросите у очевидцев (библиотекари, учителя, активные читатели), какими были юные читатели 50-х – 70-х годов 20 века, как осуществлялась библиотечная работа с детьми в эти годы? Возьмите одно или несколько интервью. Интервью можно представить в любом из вариантов: письменный текст, видеофильм (CD, DVD).

Ø «Размышление по поводу…»

Задание для юных мыслителей

Мнения представителей молодого поколения о книгах, которыми зачитывались их старшие родственники, знакомые, тоже могут стать историческими документами и полноправными экспонатами выставки. Напишите свои размышления на одну из тем:

- «Взрослые советуют, а мне не нравится (об одной или нескольких книгах)»;

- «Книга, которую в нашей семье любят все».

Задание для взрослых

Итоги анкетирования, проведённого в библиотеках Архангельской области в 2009 году (опрос проводили библиотекари и педагоги), оказались парадоксальными: большинство подростков включает в список книг, оказавших на них сильное воздействие, именно те, которые называют лучшими родители, учителя, библиотекари, и примерно 50% опрошенных детей разговаривают о прочитанном с родителями. Данные многих российских опросов говорят об обратном: подростки при выборе книг игнорируют мнение взрослых и, конечно же, содержание книг не является темой их общения.

Как вы объясните эту ситуацию? Выразите свои размышления на эту тему в форме эссе.

Присылайте ваши работы в Архангельскую областную детскую библиотеку им. А.П. Гайдара до 1 декабря 2010 года по адресу: 163000 г. Архангельск, пр. Троицкий, 41 или по электронной почте childlib@atnet.ru с пометкой «Книги детства» или приносите в ближайшую детскую библиотеку. Работы надо сопроводить следующими данными: адрес, телефон, ФИО родителей, имя и возраст ребенка.



Назад в раздел