Архангельская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Усадебный дом Е. К. Плотниковой приглашают вас принять участие в областной заочной читательской конференции «Книги детства. Памятные встречи».
Цели конференции:
собирание и сохранение памяти о читательских судьбах книг;
объединение в диалоге людей разных поколений, чтобы осмысляя историческую дистанцию, разделяющую нас, помочь увидеть единство, родство нашего нравственного начала.
Предметы заочного разговора: книги, фотографии, воспоминания, размышления – могут стать экспонатами выставки «Книги моего детства». Экспозиция будет организована в Усадебном доме Е. К. Плотниковой в 2011–2012 году.
Любимые книги детства… Какой нежностью и теплотой веет от этих слов! У каждого из нас свои воспоминания о тех незабываемых минутах, которые дарили нам встречи с хорошими книгами. В суете повседневных забот мы порой забываем о них. Давайте вспомним! Вспомним о той замечательной поре нашей жизни и о дорогих нашему сердцу её верных спутниках – любимых детских книгах.
К разговору мы приглашаем всех желающих – школьников и их родителей, бабушек и дедушек, а также студентов, учителей, библиотекарей – всех, кому дороги эти воспоминания и кто готов поделиться ими с нынешними читателями.
Всем участникам мы предлагаем выбрать любое из трёх заданий (одно или несколько):
- «Уникальный экспонат»
- «Светлое воспоминание»
- «Размышление по поводу…»
Ø «Уникальный экспонат»
Задание для юных изыскателей и их родителей
Наверняка он хранится в вашем семейном архиве. Это может быть старая фотография, на которой маленький мальчик, ставший потом чьим-то дедушкой или прадедушкой, с упоением читает. Это может быть старая детская книга, книга с автографом или дарственной надписью. А, может, у мамы, папы, бабушки, дедушки сохранился читательский дневник?
Если есть возможность, представьте изображение найденных вами артефактов в печатном (лист формата А-4) или электронном виде (CD, DVD). Книга – изображение обложки, титульного листа, листа с автографом или дарственной надписью; читательский дневник – изображение нескольких страниц. Если такой возможности нет, подробно опишите предметы (описывая книгу, обязательно укажите автора, заглавие, год и место издания, приведите текст дарственной надписи или автографа).
Каждый предмет нужно сопроводить рассказом (кому принадлежала книга и как она появилась в семейной библиотеке, кто изображён на фотографии и что он читает, кто и зачем вёл дневник). Запишите всё, что вам удастся узнать: это важно для истории.
Задание для взрослых
Разыщите в вашей библиотеке предметы, которые могут стать экспонатами выставки «Книги моего детства». Это могут быть детские книги, изданные в 20-х – 60-х годах 20 века (если повезёт, то и раньше), которые были для кого-то «любимыми книгами детства». Представляют интерес и старые фотографии 30-х – 60-х годов, на которых запечатлены юные читатели или библиотечные мероприятия. Агитационные плакаты, дневники библиотеки, детские рисунки и отзывы также могут стать частью экспозиции.
Представьте описание найденных вами артефактов (библиографическое описание книг, текст дарственной надписи или автографа, тексты наиболее интересных отзывов и страниц из дневника библиотеки) и, по возможности, изображение в печатном (лист формата А-4) или электронном виде (CD, DVD).
Ø «Светлое воспоминание»
Задание для юных журналистов
Если вы спросите у взрослого о его любимых детских книгах, лицо его скорее всего просветлеет. Ведь воспоминания о первых встречах с книгами всегда приятны и радостны. И эти встречи человек, как правило, запоминает на всю жизнь. Возьмите интервью у взрослых – родных и близких – и вы в этом убедитесь. Спросите у них об их любимых детских книгах (как выглядели, пахли, какие чувства вызывали), о людях, открывших для них волшебный мир книг, о семейных чтениях или литературных праздниках, проводившихся когда-то в вашей семье. Интервью можно представить в любом из вариантов: письменный текст, видеофильм (CD, DVD).
Воспоминаний мы ждём и от самих взрослых
Если есть возможность, спросите у очевидцев (библиотекари, учителя, активные читатели), какими были юные читатели 50-х – 70-х годов 20 века, как осуществлялась библиотечная работа с детьми в эти годы? Возьмите одно или несколько интервью. Интервью можно представить в любом из вариантов: письменный текст, видеофильм (CD, DVD).
Ø «Размышление по поводу…»
Задание для юных мыслителей
Мнения представителей молодого поколения о книгах, которыми зачитывались их старшие родственники, знакомые, тоже могут стать историческими документами и полноправными экспонатами выставки. Напишите свои размышления на одну из тем:
- «Взрослые советуют, а мне не нравится (об одной или нескольких книгах)»;
- «Книга, которую в нашей семье любят все».
Задание для взрослых
Итоги анкетирования, проведённого в библиотеках Архангельской области в 2009 году (опрос проводили библиотекари и педагоги), оказались парадоксальными: большинство подростков включает в список книг, оказавших на них сильное воздействие, именно те, которые называют лучшими родители, учителя, библиотекари, и примерно 50% опрошенных детей разговаривают о прочитанном с родителями. Данные многих российских опросов говорят об обратном: подростки при выборе книг игнорируют мнение взрослых и, конечно же, содержание книг не является темой их общения.
Как вы объясните эту ситуацию? Выразите свои размышления на эту тему в форме эссе.
Присылайте ваши работы в Архангельскую областную детскую библиотеку им. А.П. Гайдара до 1 декабря 2010 года по адресу: 163000 г. Архангельск, пр. Троицкий, 41 или по электронной почте childlib@atnet.ru с пометкой «Книги детства» или приносите в ближайшую детскую библиотеку. Работы надо сопроводить следующими данными: адрес, телефон, ФИО родителей, имя и возраст ребенка.