«Гайдар и детская литература XXI века»: литературно-педагогические Гайдаровские чтения


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

«Гайдар и детская литература XXI века»: литературно-педагогические Гайдаровские чтения

28–29 октября в Архангельской областной детской библиотеке имени А.П. Гайдара состоялись литературно-педагогические Гайдаровские чтения «Гайдар и детская литература XXI века». На Чтениях были рассмотрены вопросы изучения биографии и творчества Гайдара, проблемы детской литературы ХХI века, представлен опыт работы библиотек и школ с наследием Гайдара и книгами современных авторов. Участниками стали библиотекари, педагоги, специалисты в области гайдароведения, детской литературы и педагогики.

В 2014 году отмечается не только 110-летие со дня рождения Гайдара, но и 50-летний юбилей создания Мемориально-бытового дома-музея А.П. Гайдара (г. Арзамас). Директор музея Елена Владимировна Бундакова провела виртуальную экскурсию по месту, бережно хранящему память о детских годах писателя, о его жизни в кругу семьи. В своём втором выступлении Елена Владимировна кратко познакомила слушателей с родословной Гайдара, осветила неизвестные страницы биографии представителей семьи Голиковых, показала уникальные фото из собрания музея. Как и у самого Гайдара, жизнь его близких складывалась непросто в это «необыкновенное время». Порой время диктовало советским гражданам разрыв семейных связей, отказ от родственников. Аркадий Петрович был безупречен, поддерживая всех своих родных и близких.

По словам Е.В. Бундаковой, в собрании музея есть немало документов о тимуровском движении, на протяжении многих лет присылаемых из разных уголков СССР. Такие документы сохранились во многих библиотеках страны, и не только в тех, что носят имя писателя. Главный библиотекарь отдела методической работы Ростовской областной детской библиотеки имени В.М.Величкиной Светлана Ивановна Макотченко рассказал о ростовских страницах биографии Гайдара. В областной детской библиотеке бережно хранят память о встречах писателя с детьми и о библиотечном тимуровском отряде, помогавшем взрослым в годы Великой Отечественной войны и после неё.

После тотального отрицания 90-х годов наше общество пришло к пониманию нужности детских добровольческих организаций. Доказательством этого служит и возрождение тимуровского отряда при библиотеке в Ростове, и организация волонтёрской деятельности подростков и молодёжи во многих библиотеках России (о чём свидетельствовали выступления библиотекарей на Чтениях). Создаются сегодня такие отряды и при школах. Заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы №23 им. П.С. Пушкина (г. Архангельск) Маргарита Витальевна Замалетдинова рассказал о деятельности дружины «Юноросы». Очевидно, что такая работа, если она ведётся «не для галочки», как ничто другое способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения.

Но как рассказать о тимуровском движении детям, не читавшим Гайдара? Его произведения включены далеко не во все программы по чтению, к тому же у литераторов, по их признанию, на изучение детской классики часто просто нет времени. В этом случае на помощь школе приходит библиотека. Информационный блок, посвящённый библиотечной работе с наследием Гайдара, открывали выступления сотрудников Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара, представивших опыт работы по проекту «Год Гайдара в библиотеках Архангельской области».

Акция «Читаем Гайдара» - чтение вслух рассказа «Чук и Гек» детям в день рождения писателя – объединила 7 муниципальных образований и 14 районов Архангельской области. Удивление у организаторов акции вызвал не только интерес детей к тексту Гайдара, но и глубина их размышлений о счастье. Квест-ориентирование «Наш Гайдар» по гайдаровским местам Архангельска побудил школьников не только глубже познакомиться с биографией и произведениями писателя, но и чтобы они почувствовали «своим» писателя, который когда-то у нас жил .

Областной творческий конкурс «Читая Гайдара сегодня» включал как традиционные номинации: рисунок, эссе, исследовательская работа – так и нетрадиционные: буктрейлер, рукописная интерактивная книга. Конкурсные работы стали составной частью виртуальной выставки, созданной на сайте библиотеки. Подводя итог работы по проекту, заведующая методическим отделом АОДБ им. А.П. Гайдара Елена Витальевна Яковлева обратила внимание на то, что в работе с творчеством Гайдара в XXI веке оптимально сочетание традиционных и инновационных библиотечных форм.

Опыт работы с творчеством А.П. Гайдара в «новом формате» в своём выступлении представила библиотекарь ЦСДБ г. Ярославля Нина Анатольевна Глушкова. Кинолектории, путешествие по виртуальной карте, яркие и «многоходовые» электронные викторины – сотрудники библиотеки делают всё, чтобы современным детям было интересно открывать для себя Гайдара и его книги. А в санкт-петербургской юношеской библиотеке им. А.П. Гайдара создана полнотекстовая база данных «Гайдарика», которая позволяет сохранить уникальные документы (отсканированные издания книг, открытки, буклеты, фильмы) для будущих поколений. Об этом и других направлениях работы по популяризации творчества Гайдара рассказала заведующая библиотекой Людмила Артуровна Кашпур.

Разумеется, инноватика в работе с творчеством Гайдара не сводится к масштабным акциям и использованию компьютерных и интернет-технологий. Первые привлекают внимание, вторые дают новые возможности сохранения и подачи информации о писателе. Но они лишь яркие оболочки: глубине восприятия фактов биографии и произведений Гайдара и любого другого автора способствуют работа со словом, приёмы творческого чтения, диалоговые формы. Очень востребованы сегодня и разнообразные творческие конкурсы. Так, например, для юных читателей Белгорода библиотекари провели необычный конкурс – на лучшую голубую чашку, выполненную в любой технике. Об этом и других способах творческого освоения произведений Гайдара рассказала Ирина Викторовна Яцкевич, директор Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Белгорода.

Таким образом, представленный на Чтениях опыт библиотек России говорит об активном поиске новых форм и приёмов работы с творчеством Гайдара. Ещё один способ увлечь ребёнка XXI века творчеством Гайдара – создать современную, яркую книгу. Но на прилавках книжных магазинов лежат переиздания книжек советских лет со знакомыми старшим поколениям иллюстрациями. Однако есть и счастливые исключения: в год 110-летнего юбилея писателя в издательско-полиграфическом предприятии «Правда Севера» (Архангельск) вышла книга «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» с иллюстрациями Дмитрия Трубина. В завершение первого дня Чтений состоялась презентация этой книги с участием известного архангельского художника. Дмитрий Александрович признался, что при создании книги им двигали и ностальгия по красному цвету, и твёрдая убеждённость в том, что время гайдаровских книг, в которых просто и понятно говорится о добре и зле, Родине и предательстве, - время этих книг не прошло.

Любимым читателем Гайдара, по его признанию, был подросток. Но для мальчишек и девчонок 30-х–40-х годов он был современным писателем, для советских ребят послевоенного поколения – недавно ушедшим героем. Для детей XXI века книги Гайдара и других советских писателей – «пыльная классика», навязываемая взрослыми и потому заведомо нелюбимая. Мостиком к литературной классике, по наблюдениям библиотекарей, для современных тинейджеров часто становится современная, актуальная книга о жизни «здесь и сейчас». Именно поэтому темой второго дня Гайдаровских чтений стала современная литература для подростков.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы института филологии и межкультурной коммуникации С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова Алёна Владимировна Давыдова в своём аналитическом обзоре современной детской литературы выявила основные тенденции последних лет: влияние постмодернизма, жанровый синтез и вторжение «взрослых» жанров (антиутопия), художественное осмысление «трудных» и даже «запретных» тем (смерть, развод, особые ребёнок). При этом изменения касаются художественной формы и характера отражённого в книгах жизненного материала, но они не касаются вечных ценностей, которые всегда отстаивала хорошая детская книга.

Сделанные учёным-филологом выводы подтвердились в выступлениях современных писательниц Юлии Кузнецовой и Елены Габовой. Они не боятся поднимать в своём творчестве трудные темы. Габова одна из немногих в 90-е годы отражала острые социальные проблемы общества в произведениях для подростков. Темами её книг становились и развод родителей, и сложности первой любви, и смерть близкого человека. Книга Юлии Кузнецовой «Где папа?» - о становлении личности девочки-подростка, чей отец был арестован и попал в тюрьму. Повесть «Помощница ангела», по признанию автора, навеяна размышлениями о способности современного молодого поколения к состраданию, альтруизму и – шире – болевых точках во взаимоотношениях его со старшим поколением.

Обе писательницы отметили также, что немаловажный фактор, влияющий на современного подросткового автора, – его буквальная близость к читателю, активная обратная связь, возможная благодаря Интернету. Юлия Кузнецова участвовала в конкурсе «Книгуру» и имела возможность читать комментарии читателей к повести «Где папа?» и отвечать на них. Писательница даже внесла некоторые изменения в книгу. А Елена Габова написала продолжение одной из своих повестей после настойчивых просьб читателей, отыскавших аккаунт любимого автора в социальных сетях.

Старший преподаватель института педагогики и психологии С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова Галина Александровна Неверович в своём выступлении отметила, что в настоящее время в образовательной системе намечается крен в сторону познавательной, прагматичной функции чтения, тогда как эмоциональная, ценностно-смысловая сфера, важнейшая для формирования личности, отодвигается на второй план. Современные педагоги, понимая это, стремятся применить технологии, ориентированные на творческое, «смысловое» чтение. Ибо только через смыслы, через осознание актуальности содержания книги для себя лично прививается любовь к чтению. Ярким примером этого служит всероссийский образовательный проект «Успешное чтение», который с 2008 года реализуется в школах Архангельска. О роли современной литературы в проекте рассказали учитель русского языка и литературы Марина Владимировна Крюкова и Светлана Альбертовна Ширяева, заместитель директора по воспитательной работе общеобразовательной гимназии №6 г.Архангельска. Глобальная цель проекта – читательское развитие детей, воспитание любви к книге и чтению. Сегодня школьная программа, классика не вызывают у многих подростков интереса к чтению. Но привести их в мир чтения может именно современная книга, актуальная по содержанию, книга, которую они «проживут» вместе с её героями. Поэтому в проекте «Успешное чтение» такое внимание уделяется современной литературе, которая благодаря своей актуальности может просто вызвать у нечитающего ребёнка доверие к самому процессу чтения. Лучшие современные книги не просто рекомендуются учителями – часто этого мало – нужен взрослый, с которым можно поделиться впечатлениями, который готов к открытиям. Поэтому одна из задач проекта – создание единого читательского пространства, куда включены и дети, и взрослые (родители, педагоги, библиотекари).

Свидетелями подлинного диалога поколений на материале современной литературы стали Елена Александровна Друганова, учитель русского языка и литературы, и Наталья Владимировна Меньшикова, главный библиотекарь общеобразовательной школы №26 г.Архангельска. Вместе они организовали обсуждение повести Эрика-Эмманюля Шмитта «Оскар и Розовая дама» среди шестиклассников и их родителей. Организаторы, по их признанию, очень волновались, но оказалось, что разговор о жизни и смерти, о вечных ценностях и Боге возможен и позволяет детям и взрослым открывать не только новые истины, но и друг друга.

Успешная и углублённая работа с современной литературой, представленная педагогами гимназии №6 и школы №26, к сожалению, пока является исключением из правил. Масса факторов, среди которых и большая загруженность педагогов и отсутствие новых книг в фонде школьных библиотек, не позволяют вести такую работу. И здесь на помощь школе приходит библиотека. Заместитель директора Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара Светлана Валерьевна Медведева в своём выступлении рассказала об успешном опыте работы библиотеки в этом направлении. Обзоры книжных новинок для детей и взрослых, конкурсы, занятия по творческому чтению современных текстов, встречи с писателями (в том числе и в формате «онлайн»), формирование комплектов лучшей современной литературы и выдача их во временное пользование библиотекам области – все эти формы за последние годы успели доказать свою эффективность. Одним из самых ярких мероприятий последнего времени стал фестиваль современной литературы для подростков «Читаем вместе с «Книгуру», позволивший школьникам из трёх районов Архангельской области пообщаться с популярными писателями Андреем Жвалевским, Евгенией Пастернак, Николаем Назаркиным.

Выводы литературно-педагогических Гайдаровских чтений

«Гайдар и детская литература XXI века»

  • Назрела необходимость в раскрытии подлинных страниц биографии Гайдара, в отказе и от советского «глянца», и от очернительства 90-х годов XX века.
  • Возрождаются традиции тимуровского движения как в школьной среде, так и в читательских активах детских библиотек.
  • Российское библиотечное сообщество осознаёт ценность творческого наследия А.П. Гайдара и необходимость сохранить его для будущих поколений.
  • Необходимо оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм работы (буктрейлер, квест-ориентирование, электронная викторина и др.) в популяризации творчества А.П. Гайдара.
  • Основные тенденции современной литературы для подростков: жанровый синтез и вторжение «взрослых» жанров, художественное осмысление «трудных» тем, активизация обратной связи между читателем и писателем благодаря интернет-технологиям.
  • Современная книга благодаря своей актуальности способная вызвать даже у нечитающего подростка доверие к самому процессу чтения.
  • Условием эффективной популяризации современной детской литературы является единое читательское пространство, куда включены и дети, которым необходимо делиться впечатлениями, и взрослые, готовые к новым открытиям.
  • Помощь в создании такого пространства может оказать школе и семье библиотека, предлагающая кроме традиционных форм (обзор, беседа, обсуждение) такие формы, как онлайн-встречи с писателями и занятия по творческому чтению. 


Возврат к списку