Гайдар и время (неюбилейный обзор-размышление к юбилею писателя)


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Гайдар и время (неюбилейный обзор-размышление к юбилею писателя)

"Вернётся ли когда-нибудь в активно действующую литературу Гайдар? И как вернётся – Всадником, Скачущим Впереди, или Голиковым Аркадием из Арзамаса? Думается, это зависит не от Гайдара, а от нас, от того, какими будем мы и наши дети" [2, с.17].
Категорически не согласен с Ириной Арзамасцевой Евгений Шацкий. В статье "Аркадий Гайдар и современность", опубликованной в январском номере журнала "Детская литература" за 1999 год, он очень резко полемизирует с ней, приводя свои веские доводы. Его также покоробили ярлыки, которые Ирина Николаевна попыталась навесить на писателя. Процитировав уже знакомую вам фразу "Давайте, наконец, признаем, что не был Аркадий Гайдар гением", Шацкий продолжает: "Встречное предложение – давайте, госпожа Арзамасцева, как-то аргументировать свою позицию, литературная критика – дело серьёзное и простым "а давайте" признавать писателей гениями или бездарями – несколько легкомысленно" [23, с.20].
Не согласен он с Ириной Арзамасцевой и в том, что Мальчиш-Кибальчиш – жертва. "Кибальчиш, конечно, не объект жертвоприношения и не смиренный христианский мученик. От начала до конца сказки, он – борец". Евгений Шацкий считает  неверным и утверждение, что мир у Гайдара – "идеал недостижимый", и в доказательство приводит гайдаровские строки, которые звучат как гимн мирной жизни: "Тихо стало на тех широких полях, на зелёных лугах, где гречиха цвела, где среди густых садов да вишнёвых кустов стоял домишко, в котором жил Мальчиш… Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться. Живи да работай – хорошая жизнь".
Автор статьи утверждает: "…проблемы, поднимаемые творчеством Гайдара: гуманизм и эгоизм, верность и предательство, мужество и трусость, в наши дни по-прежнему актуальны. А проведённое Евгением Шацким изучение формуляров читателей детских библиотек позволяет ему уверенно утверждать: "Книги Аркадия Гайдара – востребованы вновь" [23, с.21]!
Самые новые на сегодняшний день статьи о Гайдаре – юбилейные, опубликованные к 100-летию со дня рождения писателя. "Комсомольская правда" в номере за 22 января 2004 года предложила своим читателям подборку материалов о Гайдаре [7]. Несколько статей, озаглавленных "Гайдар и сегодня в строю", опубликовала наша областная газета "Правда Севера" также в номере за 22 января [5]. В нём вы найдёте и информацию о гайдаровском празднике, который состоялся в Архангельской областной детской библиотеке имени А.П. Гайдара 18 января. Но самая, на мой взгляд, интересная "юбилейная" статья о Гайдаре была опубликована в газете "Книжное обозрение", в № 2 за 19 января этого года. Она называется "Пятая жизнь писателя". Автор её, Владимир Березин, предлагает нам свой необычный и, можно сказать, оригинальный взгляд на жизнь и творчество Аркадия Гайдара: "Литературное бытие всякого хорошего советского писателя включало несколько жизней – в первой он писал, и его книги добивались известности. Во второй самого писателя уже могло не быть в живых, но его книги ждала судьба картофеля при Екатерине, в третьей жизни… он вызывал некоторое уныние – картошка давно насажена, лезла с каждой огородной грядки, и оттого вникать в тексты было скучно.
Тогда наступала четвёртая жизнь – вместе с общественной эйфорией наступала волна разоблачений. Выяснялось, что хороший советский писатель зарубил кого-то шашкой, лютовал в продотрядах, расстреливал несчастных по темницам или бил жену велосипедным насосом. Интерес к писателю увеличивался, потому что всегда радостно узнать, что кумир так же гадок, подл и низок, как и мы – и никак иначе.
Но для хорошего писателя, только для по-настоящему хорошего писателя наступает пятая жизнь…
Именно тогда ты начинаешь перелистывать страницы его книг, и перед тобой встаёт мир великой страны, смытый временем, как Атлантида. Прибой мотает перед тобой осколки прошлого, чудные слова с непонятными значениями, обороты речи, что утеряли свой смысл.
И если это настоящий хороший писатель, то перед тобой, как перед мальчиком, что путешествовал на диких гусях, из мутного океана прошлого встаёт на минуту сказочный странный город, чтобы потом снова опуститься на дно.
Аркадий Гайдар – именно такой писатель" [3, с.6].
Добавить к этим замечательным словам можно только одно – прочтите эту статью, она побуждает думать и размышлять. 


Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все


Возврат к списку