Подведены итоги областного профессионального конкурса «Библиоконтент»

27 ноября 2015

Самой популярной стала номинация «Библиовидеостудия», участники которой представляли библиотечную видеопродукцию. Порадовало жанровое и тематическое разнообразие конкурсных работ: виртуальная книжная выставка, фильм-иллюстрация, репортаж о жизни библиотеки, фильм-акция, буктрейлер и т.д. Жюри отметило высокий технический уровень видеоработ (качество съёмки, монтажа, использование анимации), что свидетельствует об успешном освоении библиотекарями современных компьютерных программ и интернет-сервисов. Что касается собственно «контента», творческих компонентов, эмоционального и эстетического воздействия на зрителя — здесь совершенства добиться сложнее. Но в целом работы получились продуманными, содержательными, интересными.

Среди фильмов о библиотеке и библиотечных мероприятиях выделяется работа А. А. Зажигиной, снявшей репортаж о творческом объединении молодых сотрудников Архангельской ЦБС. Главный плюс видеоролика — живая речь, высказывания библиотечной молодёжи о цели и смысле их работы. Ярким, креативным и в то же время лаконичным (что важно для данного жанра) получился рекламный ролик о городской квест-игре, проводившейся библиотекарями Северодвинска (автор — А. М. Кожевникова). Остальным авторам фильмов о библиотеке, библиотечных программах и мероприятиях хочется пожелать добавить «изюминку», усиливающую промо-воздействие. Возможно, это будут короткие интервью с читателями или участниками мероприятий, сценки из библиотечной жизни, яркие слоганы.

Качественно выполнены фильмы, сопровождающие беседы и литературные часы. Подбор материала и его подача (коротко, из достоверных источников, самое интересное), а также высокий технический уровень отличают видеоролики А. А. Зажигиной («Лермонтов»), И. В. Кузнецовой («Книжные памятники Архангельской области», «Соломбала: прошлое и настоящее»). Очень эмоционален фильм В. В. Ярошенко «Мы помним вас, ребята из Афгана». Снимают библиотекари фильмы и в непростом жанре буктрейлера. На конкурс пришло две таких работы, и обе они соответствуют основным требованиям роликов: яркость, лаконичность, установка на силу промо-воздействия («Тимур и его команда» И. В. Кузнецовой, «Лесные домишки» Н. А. Худяковой).

Очень порадовали совместные работы библиотекарей и читателей. И. В. Кузнецова отправила на конкурс сразу три фильма, снятых школьниками под её руководством. В каждом из фильмов — свой почерк, свой стиль: Ирина Владимировна позволила детям раскрыться и в то же время добилась достойного качества работ. Очень трогательной получилась сказка, снятая В. Н. Калининой вместе с группой детского сада. Ребята и нарисовали, и озвучили сказку Сутеева «Яблоко».

Отдельно стоит сказать о фильме, который стал итогом общешкольной акции в духе «Читаем всем миром», посвящённой 200-летию М. Ю. Лермонтова. Акцию организовала заведующая библиотекой Г. Н. Лазарева. В день рождения поэта строки его произведений вспоминали и ученики, и педагоги и даже представители администрации.

В номинации «Библиотека в сети» участвовали библиотечные сайты, странички и сообщества в социальных сетях. Уже многие библиотеки Архангельской области освоили виртуальный мир, но на конкурс, к сожалению, пришло всего 5 работ.

Созданный профессиональными программистами и веб-дизайнерами «Виртуальный музей Е. С. Коковина» соревновался с «самодельным» и делающим первые шаги сайтом Вельской детской библиотеки. Разумеется, мы учитывали разные условия, в которых они создавались. Виртуальный музей Коковина — виртуальное отражение музейной экспозиции, которую посвятили писателю в городской детской библиотеке, носящей его имя. Сайт отличает удобная навигация, ненавязчивый дизайн и качественное наполнение. Этот ресурс способен заинтересовать творчеством Коковина детей и подростков и углубить знания уже состоявшихся читателей. Сайт также может хорошо дополнять беседы и литературные часы.

Сайт Вельской детской библиотеки создан недавно. Он прост в навигации: чувствуется старание организаторов. Но есть и проблемы. Создателям сайта стоит подумать над рядом вопросов. Как сделать информацию интересной и актуальной для детей? Как превратить визитную карточку библиотеки в ресурс, который поможет привлекать детей к чтению? Как сделать структуру сайта более развёрнутой и продуманной?

Работа с сайтом — очень сложное дело, тем более если им занимается один энтузиаст (к сожалению, так часто бывает). Многие библиотеки сегодня выбирают для своей виртуальной площадки социальные сети, где с ведением странички (сообщества) вполне могут справиться один-два сотрудника. Это проще технически, к тому же в социальных сетях гораздо легче установить контакт с читателями и партнёрами. На конкурс были представлены одна группа и две странички «ВКонтакте». О. П. Чеснокова ведёт страничку «Читальный зал», которая была создана для информационной поддержки одного из масштабных библиотечных мероприятий. Но в итоге ресурс стал выполнять и другие функции: анонсы библиотечных событий, фотоотчёты, информирование о книжных новинках и важных датах календаря. Страничка регулярно пополняется, её отличает хороший подбор материала. Большой плюс — краеведческая информация. В целом страничка выполняет как информационную и рекламную, так и просветительскую задачи. 

Выбор победителя в номинации «Библиотека в сети» стал самым сложным для жюри, понимающего, какая это непростая работа — вести виртуальную страницу. Чисто технического освоения интернет-пространства здесь явно недостаточно. Важно уметь перестроиться на иную подачу материала, иной стиль общения. Библиотека в сети должна постоянно удивлять, сообщать что-то новое о себе и мире. Поэтому мы с большим уважением относимся ко всем начинаниям коллег в виртуальном пространстве и хотим пожелать первооткрывателям успехов в поиске пути к сердцам детей и подростков.

В номинации «Виртуальный навигатор» представлена одна работа:  буклет Н. А. Худяковой, представляющий ресурс «Веб-ландия». К сожалению, других работ по веблиографии не поступило, из чего мы делаем вывод о недостаточном внимании библиотекарей Архангельской области к этому актуальному направлению работы. Возможно, здесь действует предубеждение против Интернета; возможно, кто-то считает, что современные подростки лучше нас, взрослых, сумеют найти в сети всё, что им нужно. Обе эти установки довольно несложно развенчать: в Рунете появляется всё больше качественных ресурсов, которые смело можно рекомендовать детям, а результатом работы тех же школьников очень часто становится бездумное скачивание материала с сомнительных сайтов. Хочется надеяться, что работа по поиску и продвижению полезных детям и подросткам интернет-ресурсов будет вестись в нашем регионе активнее.

Анализ итогов конкурса позволил организаторам сделать важные выводы о том, как сотрудники библиотек области осваивают современные технологии и применяют их в работе с детьми. Большой оптимизм вызывает библиотечная видеопродукция, причём как технический уровень исполнения, так и видовое разнообразие, понимание специфики различных жанров. К сожалению, не всё так хорошо обстоит с другими номинациями. Из итоговых отчётов за последние годы нам известно, что очень многие библиотеки области создали свои представительства в Интернете. Но на конкурс пришло всего несколько работ в номинации «Библиотека в сети». Можем предположить, что либо виртуальной стороне библиотечной жизни не придаётся достаточно большого значения, либо коллеги недовольны результатами. Очевидно, что этот вопрос нуждается в глубоком изучении и анализе. Возможно, необходимы обучающие семинары, курсы по данной теме. Одна-единственная работа в номинации «Виртуальный навигатор» наводит на грустные выводы о невнимании библиотекарей области к проблеме информирования детей, подростков и родителей о лучших веб-ресурсах, полезных и безопасных. Здесь также необходима работа по активизации этого направления работы и, возможно, обучению основам веблиографии.

Благодарим за труд и творчество всех участников конкурса:

·         Борисову Валерию Сергеевну, библиотекаря ГДБ № 1 имени Е.С. Коковина МУК МО «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система»;

·         Голикову Валентину Александровну, библиотекаря детской библиотеки МУК «Каргопольская ЦБС»;

·         Емельянову Наталью Сергеевну, библиотекаря детской библиотеки МУК «Вельская библиотечная система»;

·         Зажигину Анну Александровну, методиста отдела инновационно-методической деятельности и библиотечного маркетинга ЦГБ имени М.В. Ломоносова МУК МО «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система»;

·         Калинину Валентину Николаевну, библиотекаря Тавреньгской библиотеки-филиала МБУК «Библиотечная система Коношского района»;

·         Кожевникову Анну Марсельевну, библиотекаря центральной библиотеки имени Н. В. Гоголя МБС г. Северодвинска;

·         Кузнецову Ирину Владимировну, педагога-библиотекаря МБОУ МО «Город Архангельск» «СШ № 49»;

·         Лазареву Галину Николаевну, главного библиотекаря МБОУ МО «Город Архангельск» «Гимназия № 21» и Андрееву Наталью, выпускницу гимназии;

·         Перевозникову Ирину Васильевну, заведующую городской детской библиотекой № 1 имени Е. С. Коковина МУК МО «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система»;

·         Топорову Алёну Владимировну, библиотекаря детской библиотеки МБУ «Вилегодская ЦБС»;

·         Худякову Наталью Александровну, библиотекаря детского отдела библиотеки семейного чтения, с. Конёво МОКУК «Сполохи» (Плесецкий район);

·         Чеснокову Ольгу Павловну, заведующую сектором читального зала центральной детской библиотеки МУ «Коряжемская централизованная библиотечная система»;

·         Ярошенко Веру Васильевну, главного библиографа МКУК «Межпоселенческая библиотека Плесецкого района».

Желаем вам, уважаемые коллеги, идти в ногу со временем и всегда оставаться интересными для своих пользователей!