Всероссийский научно-практический семинар «Краеведение в детской библиотеке»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Всероссийский научно-практический семинар «Краеведение в детской библиотеке»



8–12 октября 2012 года в Архангельске состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Библиотечное краеведение: территория больших возможностей», организаторами которой выступили Архангельская областная научная библиотека имени А.Н. Добролюбова, Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара, Российская библиотечная ассоциация. В рамках этой конференции на базе Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара прошёл всероссийский научно-практический семинар «Краеведение в детской библиотеке». Участниками семинара стали библиотекари из Архангельской области, Москвы и Московской области, Новосибирска, Вологды, Ярославля, Иваново, Сыктывкара.

В приветственном слове директор Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара С.Ю. Третьякова напомнила о сущности краеведческой работы с детьми – «приближение к себе» истории малой родины, рождение гордости за неё. В выступлениях, открывающих семинар, нашли отражение концептуальные основы «детского» библиотечного краеведения. Преподаватель Орловского государственного университета культуры и искусств Т.Н. Сомова напомнила ключевые понятия библиотечного краеведения и раскрыла специфику краеведческой функции детской библиотеки как системы. Ключевой темой выступления главного библиотекаря методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара (г. Москва) Т.В. Рудишиной стал один из важнейших аспектов краеведения в детской библиотеке – собирание памяти о детстве земляков, совместная с читателями работа по «фиксированию» уходящей истории.

Следующий блок выступлений был посвящён представлению опыта краеведческой деятельности детских библиотек. Заведующая библиотекой-филиалом № 7 ЦБС г. Вологды О.Ю. Монастырёва осветила краеведческую деятельность своей библиотеки, представив в комплексе все её аспекты: от комплектования фонда до организации подросткового клуба «Краевед». Вологда – один из древнейших русских городов с богатейшей историей. В юбилейный для города 2012 год библиотека включилась в целый ряд крупных социокультурных проектов и акций. В год двухсотлетия Бородинского сражения интересно и плодотворно работали детские библиотеки Московской области. Об этом рассказала заместитель директора по методической работе Московской областной государственной детской библиотеки С.И. Полежаева. Масштабный проект «Страницы памяти и славы» стимулировал творческую активность библиотекарей, которые совершали вместе с читателями «исторические» походы, устраивали историко-спортивные праздники и интерактивные литературные игры.

Детской библиотеке очень важно уметь позиционировать себя в местном сообществе как культурный центр, способствующий развитию у молодого поколения интереса и любви к родному краю. Об этом свидетельствует опыт Центральной детской библиотеки г. Ярославля, которой в преддверии тысячелетия древнего города было присвоено имя Ярослава Мудрого, а чуть позже в библиотеке открылся визит-центр имени Ярослава Мудрого. О работе отдела, сочетающего в себе черты музея и педагогико-просветительского центра, рассказала С.А. Лагунова.

Очевидно, что библиотеки районные и сельские находятся в иных условиях, нежели библиотеки крупных городов и регионов, и краеведческая работа в них имеет свою специфику. Главный библиограф-краевед Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара Е.Б. Кузнецова раскрыла принципы и направления краеведческой работы с детьми на примерах из опыта детских и сельских библиотек Архангельской области. Наиболее актуальными направлениями, по мнению Елены Борисовны, являются поисковая деятельность, а также возрождение и создание новых традиций и брендов территорий.

В детской библиотеке с. Ровдино (Шенкурский район) более десяти лет назад создан подростковый клуб, одно из направлений деятельности которого – изучение родного края. В своём выступлении заведующая библиотекой Е.М. Микерова рассказала о походах, которые часто превращаются в настоящие поисковые экспедиции и всегда приносят ощутимые результаты: пополнение музейной экспозиции и краеведческого фонда библиотеки, создание серьёзных исследовательских проектов школьниками-участниками походов.

Возникновению настоящего «живого» интереса к родному краю у детей способствуют игровые формы библиотечной работы. Т.М. Тетерина, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки Приморского района, рассказала об успешном многолетнем опыте организации районной семейной игры «Звёздный час», каждый раз посвящённой краеведческой теме. Время показало, что такая форма работы с краеведческим материалом эффективна, ибо включает в работу все библиотеки района (в них проводятся отборочные туры), объединяет и вовлекает в серьёзное изучение родного края целые семьи.

В ряде районов Архангельской области активно идёт работа по созданию новых брендов, оживлению деловой активности и превращению территорий в привлекательное для туристов место. В такие проекты активно включаются библиотеки как культурные и просветительские центры, авторитетные в глазах местного сообщества. Об опыте работы летнего читального зала «В гостях у купчихи», организованного в рамках арт-бизнес фестиваля «Купеческое слово», рассказала заведующая Шенкурской детской библиотекой О.Е. Павловская.

Часто работу с той или иной краеведческой темой затрудняет нехватка или даже отсутствие соответствующих документов в фонде. В 2012 году Архангельская областная детская библиотека решила помочь детским библиотекам области в решении этой проблемы, разработав баннерную (передвижную) иллюстративную выставку «Арктика: прошлое, настоящее, будущее». Заместитель директора Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара С.В. Медведева вместе с заведующей Устьянской детской библиотекой Р.П. Мартюшовой рассказали об опыте создания и использования выставки, благодаря которой удалось активизировать работу с «арктической» темой в целом ряде библиотек района.

Рассказать детям и подросткам об их малой родине интересно, занимательно, с любовью – такую задачу ставит перед собой каждая библиотека, работающая с детьми. И сегодня при решении этой задачи используются не только традиционные каналы коммуникации, но и интернет-пространство. Заведующая методическим отделом Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара Е.В. Яковлева рассказала о том, как представлена на сайтах детских библиотек России краеведческая информация. Как сделать так, чтобы краеведческий веб-ресурс был интересным для детей и востребованным? Одно из главных условий здесь – привлечение к созданию ресурса самих подростков. Один из самых удачных примеров создания такого ресурса, живого, обращённого непосредственно к детям, собирающего по-настоящему эксклюзивную информацию, представляет собой вики-сайт «ВикиСибириаДа». Главный библиотекарь Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького Е.Г. Смутнева рассказала об успешной реализации проекта по созданию регионального краеведческого вики-ресурса с доступными широкому кругу пользователей материалами. Создатели «ВикиСибириаДы» пришли к выводу, что вики-среда способствует коллективному взаимодействию всех участников проекта – детей и взрослых, приучению их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности.

Один из способов привлечение подростков к участию в проекте «ВикиСибириаДа» – организация конкурсов. Конкурсы являются одним из самых эффективных способов активизации интереса детей к родному краю, воспитания любви к малой родине, ибо дают возможность самостоятельного творческого осмысления краеведческого материала. Опыт проведения масштабных областных конкурсов, ставших традиционными, был представлен в выступлении главного библиографа-краеведа Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара Е.Б. Кузнецовой, которая раскрыла также методику подготовки к таким конкурсам.

Завершала первый день семинара презентация выставки «4EVER ARH», на которой были представлены фотоработы с видами Архангельска. Авторы работ – инициативная группа подростков, активных читателей Архангельской областной детской библиотеки, которые участвовали в презентации и рассказали не только о любви к Архангельску, но и о проблемах родного города.

Второй день семинара открывал круглый стол «Недетские проблемы детской краеведческой книги», собравший библиотекарей, издателей, педагогов. В ходе встречи были сформулированы наиболее острые проблемы, касающиеся краеведческих изданий для детей, и намечены некоторые пути решения этих проблем.

· Во многих регионах России наблюдается дефицит качественных краеведческих изданий для детей, нужду в которых испытывают как педагоги, так и библиотекари.

· Причина этого кроется в том, что детская книга должна быть «дорого» издана (редакционная коллегия, полиграфическое исполнение), а это отражается на её стоимости. Зачастую у библиотек, школ, родителей нет возможности приобрести для детей книги о родном крае.

· С другой стороны, издатель заинтересован в системе распространения информации о выпускаемых им книгах. Действующие сегодня законы рынка затрудняют пропаганду местных изданий в СМИ (реклама). Библиотеки же не воспринимаются издателями как эффективные институты продвижения местных авторов и их книг.

· Школьники в большинстве своём знают местных классиков, но им почти неизвестны современные авторы. Связано это как с сокращением количества часов на региональный компонент по литературе, так и с отсутствием достаточного количества экземпляров современных книг в школьных библиотеках.

· Главное условие нормализации положения в сфере детской краеведческой книги – поддержка федеральных и местных властей, создание специальных программ, предполагающих стимулирование издания такой литературы и распространения её по школам и библиотекам.

· Библиотеки как авторитетные в местном сообществе учреждения культуры могут продвигать детскую краеведческую литературу, выпуская различные рекомендательные пособия, организуя встречи с местными авторами и региональные литературные конкурсы.

· Актуально сегодня распространение информации о местных авторах через виртуальный канал коммуникации: рекомендательные списки и статьи, публикация произведений местных авторов на сайте (в блоге) библиотеки и т.п.

· Детские библиотеки находят различные пути решения проблемы недостатка детской краеведческой литературы в своих фондах: создание собственных информационных и библиографических пособий по наиболее «спрашиваемым» темам (за этим зачастую стоит кропотливая работа по адаптации «взрослых» книг), создание локальных и удалённых электронных ресурсов краеведческой направленности для детей и т.д.

Завершал семинар мастер-класс, который провели О.Л. Шишикина и А.Ю. Шишкина, представившие опыт работы театра книги «Корноватка», существующего при Ивановской областной библиотеке для детей и юношества. В репертуаре театра – не просто спектакли, но уроки-спектакли, в ходе которых дети приобщаются к знанию об Ивановской земле и сила искусства «через эмоции зажигает в ребёнке чувство патриотизма». При подготовке спектаклей библиотекари опираются на особенности детской психологии, стараются сделать любую краеведческую тему интересной, используя легенды, мифы, интересные факты, «момент интриги», не занимаясь при этом профанацией (написанию любого сценария предшествует серьёзная работа с источниками).

Всероссийский семинар «Краеведение в детской библиотеке» показал, что краеведение является одним из самых востребованных обществом направлений работы детской библиотеки. В ходе семинара были обозначены и раскрыты самые острые проблемы, главная среди которых – нехватка современной краеведческой детской книги – и наиболее актуальный направления краеведческой деятельности:

· организация самостоятельного освоения детьми краеведческого материала через игры, конкурсы, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность;

· создание качественных, полезных и интересных детям краеведческих интернет-ресурсов, в том числе на основе платформы «Веб 2.0»;

· создание эффективной стратегии продвижения библиотеками творчества местных авторов и сотрудничества с региональными издательствами, писательскими организациями.



Назад в раздел