Библиографическая деятельность детских библиотек


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Библиографическая деятельность детских библиотек



Библиографическая деятельность детских библиотек Архангельской области за 2009 год

Составитель – Сотникова Е.А.,
заведующая информационно-библиографическим
отделом

Библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки и осуществляется на всех основных участках её работы. Именно этот вид деятельности во многом определяет лицо библиотеки как культурно-просветительного и информационного учреждения. Библиографическая деятельность – это целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение успешного выполнения библиотекой своих задач с использованием всего арсенала библиографических средств (совершенствование СБА, справочно-библиографическое обслуживание, информирование, создание библиографической продукции, формирование информационной культуры читателей). Вся эта работа, нацеленная в конечном итоге на удовлетворение информационных потребностей читателей, осуществляются в детских библиотеках области. В данном анализе хотелось бы отразить, как информационные технологии входят в библиографическую деятельность.

К сожалению, этот процесс происходит не так быстро, как хотелось бы. Всего в библиотеках области насчитывается 69 персональных компьютеров (в 2008 году – 62). Пятнадцать библиотек имеют выход в Интернет. В пяти библиотеках области ведется работа по созданию электронных баз данных (Котлас, Коряжиа, Мирный, ЦБС г. Архангельска – филиалы №№ 1, 3). Фонд многих библиотек пополняется электронными изданиями различной тематикина CD-DVD дисках. Это, в свою очередь, позволяет выполнять запросы читателей не только за счет традиционных частей СБА библиотек, но и на основе возможностей Интернета и электронных ресурсов. Например, в Вельской детской библиотеку активно используется диск БСЭ «Кирилла и Мефодия». Приобретаются электронные энциклопедии и развивающие программы для читателей и в Приморской ЦДБ.

В МУ «Межпоселенческая библиотека Красноборского района» участие в проекте «Модельные сельские библиотеки», по мнению коллег, «дает возможность детскому отделу поднять обслуживание читателей на более высокий уровень. Прокат аудиовизуальных документов, использование CD дисков для выполнения запросов пользователей, появление современных компьютеров делает детский отдел привлекательным для его посетителей».

Всегда важным направлением библиографической деятельности было и является информационно-библиографическое обучение. В городской детской библиотеке им. Е. С. Коковина разработан цикл занятий «Школа дядюшки Процессора». На занятиях ребята осваивают основы пользования компьютером.

В Верхнетоемской ДБ уже второй год проводятся мероприятия по теме «Компьютерная грамотность» (в рамках программы "Развитие библиотечной системы на 2008-2010 годы"). Для учащихся 3-х классов в течение года проводились уроки:

- «От гигантов до карликов» (детям была предоставлена информация от самых первых компьютеров до современных).
- «Компьютер хочет познакомиться» (об устройстве ПК).
- «Компьютерная информация» (о формах представления информации на ПК – текстовая, графическая, звуковая).

В Вилегодской детской библиотеке проводятся такие ББЗ, как «Структура книги», «Какими бывают книги» с элементами слайдовых анимационных презентаций, что делает эти библиотечные уроки более эффективными. В этой же библиотеке широко используют Интернет в помощь методической работе. Библиотечные и педагогические сайты оказывают помощь специалистам соответствующих областей деятельности при составлении сценариев, в подготовке к семинарам, в ознакомлении с новыми методами и направлениями работы, с новинками литературы и периодики.

Компьютерные технологии используются и при создании малых форм библиографии – дайджестов, рекомендательных списков литературы, персональных памяток. В Детской библиотеке № 3 ЦБС г. Архангельска подготовлен электронный дайджест «Берегите ёжиков». В электронном виде представлен материал о ежах из книг и журналов. Данное пособие используется при проведении мероприятий экологической тематики. Определенный опыт в подготовке библиографических пособий с использованием компьютерных технологий накоплен и в ЦДБ г. Коряжмы.

Безусловным лидером в использовании компьютерных технологий является детская муниципальная библиотека г. Мирного. Справочно-библиографический аппарат (СБА) любой библиотеки является базой обслуживания читателей. Главной задачей организации СБА сегодня наши коллеги из Мирного считают возможность обеспечения широкого доступа к фондам библиотеки с использованием информационных технологий. На основе сформированной электронной части СБА осуществляются все направления библиографической деятельности: выполнение различных видов справок, информирование, составление библиографических пособий, как в электронном, так и в печатном виде.

Создание и ведение электронного каталога и библиографических баз данных является приоритетным направлением в работе этой библиотеки. Ведется работа с Центром ЛИБНЕТ по заимствованию библиографических записей из «Сводного каталога России» и БД «Вся Россия», что дает возможность заимствовать библиографические записи не только в рамках текущей каталогизации, но и в целях ретроспективной конверсии карточных каталогов. Появился реальный шанс существенно снизить затраты и увеличить скорость конверсии.

Электронный каталог (ЭК) и Базы данных (БД), которые ведутся в этой библиотеке и на 01.01.2010 насчитывают 21270 записей, дают возможность многоаспектного поиска информации. Локальная сеть библиотеки объединяет 15 персональных компьютеров (ПК). В распоряжении пользователей 7 ПК – с выходом в Интернет (1 час бесплатно).

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) читателей в значительном объеме осуществляется на основе электронных ресурсов. Это и локальные БД, и ресурсы Интернет, и фонд электронных документов. За последний год фонд Медиатеки пополнился новыми обучающими играми и компьютерными энциклопедиями. Сегодня в фонде библиотеки 407 электронных изданий различной тематики.

Большое внимание в детской библиотеке г. Мирного уделяется проблемам информационной культуры. По мнению коллег, информационная культура читателя проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в сознательном выборе источников информации, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов. Информационная культура включает в себя библиотечно-библиографическую грамотность, культуру чтения, но предполагает овладение целым рядом дополнительных знаний, умений и навыков. Ежегодно работники библиотеки проводят обучение пользователей всех возрастов компьютерной грамотности.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проводились занятия, на которых у ребят формировались навыки пользования компьютерной мышью, клавиатурой. Старшеклассники во время беседы по профориентации «Выбираем дорогу в жизнь» получили навыки работы с интернет-ресурсами, научились находить полезную информацию, представленную на web – сайтах и CD – носителях.

Продолжалась работа по индивидуальному обучению пользователей навыкам работы в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

Библиотекари активно оказывают консультативную помощь читателям в поиске информации в Интернете. Созданы навигаторы, облегчающие поиск в интернет-ресурсах. Наиболее посещаемыми сайтами старшей возрастной группы называются «Портал для абитуриентов», «Литературный портал», «Российский общеобразовательный портал», «Школьный мир», которые оказывают помощь школьникам и студентам в написании рефератов, курсовых и контрольных работ. У этой возрастной группы отмечается возросший интерес к виртуальному общению: создание электронных почтовых ящиков, регистрация в электронных социальных сетях, возможность on-line общения. Таким пользователям в течение года оказывалась помощь в создании электронных почтовых ящиков, а также слайд-презентаций для докладов и сообщений, многие из которых готовились в этом формате.

Среди младшей возрастной группы были востребованы сайты «Президент России – гражданам школьного возраста», детский портал «Солнышко», «Розовый жираф», «Клёпа».

Еще один аспект использования электронных технологий в работе детской библиотеки города Мирного – электронный учет книговыдачи. Пока он осуществляется на фонды читального зала для сотрудников библиотек и руководителей детского чтения.

Таким образом, на примере работы библиотек области, видно, что практически все направления библиографической деятельности – ведение СБА, СБО, информационно-библиографическое обучение, создание рекомендательной библиографии – претерпевают изменения в свете использования новых технологий.



Назад в раздел