Жизнь обитает в сердце



Номинант конкурса

Жизнь обитает в сердце

Жизнь обитает в сердце

Семиклассница из Архангельска написала в исследовательской работе: «Михаэль Энде в сказке «Момо» ещё 40 лет назад описал проблемы, которые могут возникнуть в обществе людей, в каждой стране, в том числе и в России. Сказка «Момо» является сказкой-предвидением». Эта гипотеза нашла своё полное подтверждение на заседании клуба радетелей детской литературы, которое состоялось 25 октября. Однако философская сказка о времени не только побуждает нас задуматься, что же с нами происходит, но и даёт надежду, вооружает желанием действовать…

Время, не воспринятое сердцем, пропадает так же, как пропадают краски радуги для слепого или для глухого – пение птиц…
Что с нами происходит? Почему мы экономим время на общении с близкими и друзьями ради повышения мифического «качества жизни»? Почему мы решаем за наших детей, что для них лучше, и с раннего возраста загружаем их бесконечными кружками и подготовительными курсами? Почему вместо того чтобы поговорить, поиграть с ребёнком, почитать ему – мы дарим ему очередную чудо-куклу или видеоигру?
Думаете, эти проблемы родились сегодня? Как бы не так! Михаэль Энде ещё в семидесятые годы прошлого века написал сказку о девочке Момо, которая обладала даром слушать. И единственная не поддалась на уговоры Серых господ, которые, апеллируя к страху людей умереть, не достигнув успеха, побуждали их сдавать «лишние» часы и минуты в Сберкассу Времени… Философская сказка известного немецкого писателя, создателя культовой «Бесконечной книги», поражает не только мощью авторской фантазии и яркой метафоричностью образов, но и своим провидческим смыслом. Разговор о книге благодаря этому стал разговором о времени и о себе.
И, пожалуй, сильнее всего «задел за живое» радетелей образ Детского Депо, в котором детей готовили к будущей трудовой деятельности, лишая их возможности играть и мечтать. Не превращается ли современная школа в такое Детское Депо (кстати, некоторые исследователи видят в «Момо» манифест вальдорфской педагогики)? И, наблюдая за этим превращением, что мы можем сделать? Ребёнок не может спрыгнуть с лодки, в которой мы все плывём, но мы можем научить его правильно пользоваться ножницами, на одном конце которых – «надо», а на другом – «хочется». Мы можем рассказать ему о цветах времени, которые распускаются в сердце каждого из нас. Каждый из этих цветов прекрасен и неповторим, как и каждое прожитое мгновение нашей жизни. И пусть они вспомнят об уроках «Момо», в очередной раз откладывая «на потом» встречу с друзьями или исполнение заветной мечты.
momo2.jpg