Поощрение детей в семье


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Поощрение детей в семье

Просматривая журналы для родителей, убеждаешься, что проблема поощрения очень волнует современных родителей. Стоит ли поощрять ребенка? Если стоит, то как? Не испортят ли малыша похвалы?

Ответы на эти вопросы можно найти в статьях известных детских психологов, опубликованных в журналах, адресованных родителям: «Наш любимый малыш», «Няня», «Счастливые родители», «Мой кроха и я». «Мой ребенок».

Психологи считают:

Поощрение — поистине волшебное средство: когда все прочие способы не работают, обещание награды немедленно приводит к желаемым результатам. Если вы не поймете смысла поощрений и не научитесь ими пользоваться, остальные методы позитивного воспитания не принесут никакой пользы.

За что же следует поощрять детей?

Если ребенок радует вас своим поведением и определенными успехами, его, бесспорно, нужно похвалить или даже наградить. При этом важно учитывать не только конечные результаты его действий, но и, главное, затраченные усилия, проявленные трудолюбие и усидчивость. Не секрет, что по уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только таланты поощрять не стоит: отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо дается с трудом. Ведь их чаще укоряют, чем подбадривают, а между тем именно они более всех нуждаются в одобрении.

Вообще при поощрении следует внимательно подходить к индивидуальным особенностям того или иного ребенка. Если скромного или потерявшего веру в свои силы подбодрить всегда бывает весьма полезно, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо с осторожностью.

Даже в те моменты, когда дети сопротивляются нашей воле, мы можем использовать поощрение вместо того, чтобы пытаться установить контроль, угрожая наказаниями и тумаками. Награда очень часто побуждает ребенка к сотрудничеству. Например, если ребенок не хочет чистить зубы на ночь, можно сказать: «Если ты прямо сейчас почистишь зубы, у нас останется время, чтобы прочесть три сказки вместо одной». Вы изумитесь, как быстро сработает эта простая фраза.

Как поощрять детей?

Поощрения в семье могут выражаться разнообразно: словесно или в виде наград и подарков.

Словесное поощрение может быть выражено словами: «хорошо», «правильно», «молодец» и т.п. Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляните на ребенка, погладьте по голове — и он почувствует, как вы довольны его трудом или поведением. Словесная благодарность, признательность — важная форма поощрения.

Небольшие награды очень облегчают задачу родителей. Если ребенок время от времени получает награду, к нему возвращается естественное желание доставить родителям радость.

Есть одна награда, которая воодушевляет всегда: пообещайте ребенку провести с ним время. Скажите: «если ты будешь сотрудничать со мной сейчас, то я успею сделать для тебя то-то и то-то позже». Каждый раз, когда ребенок слушается, у вас действительно остается больше времени, чтобы заняться тем, что ему нравится.

У предусмотрительных родителей всегда есть в запасе несколько видов поощрений, и они пользуются ими всякий раз, когда ребенок сопротивляется. Вот некоторые примеры:

· Мы сможем вместе выгулять собаку

· Мы почитаем книгу

· Мы устроим чаепитие

· Мы поиграем в мяч

· Мы испечем печенье

· У нас будет десерт

· Мы вместе пойдем за покупками

· Мы сможем сходить в парк

· Мы порисуем вместе

· Мы сможем посидеть обнявшись

· Мы сможем вместе посмотреть телевизор

Другая форма благодарности — подарок. Но излишество в подобном виде поощрений вредит воспитанию чрезвычайно. Родители должны знать, что дарить вещи следует с учетом потребностей и интересов ребенка: прежде всего это книги, разнообразные игры, спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и другие предметы, способствующие умственному и физическому развитию.

В заключение хочется отметить, что проследить эффективность разового поощрения или наказания невозможно. Те или иные результаты дает вся система воспитания в целом.

Успехов вам в воспитании ваших детей!

Список литературы по теме:

1. Алексеева Е.Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52-54.

2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / Е. Бурмистрова // Многодетная семья. – 2010. – № 1. – С. 38-46.

3. Грэй, Джон Как поощрять ребенка / Д. Грэй // Дети – с Небес: искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грэй. – М., 2004. – С. 157-159.

4. Дель О.Хвала похвале? / О. Дель // Мой кроха и я. –2006. – № 11. – С. 110-113.

5. Дементьева Л. Ты против? / Л. Дементьева // Счастливые родители. – 2008. – № 1. – С.90-93.

6. Дьяченко О.М. Что такое хорошо и что такое плохо / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 2009. – С.155-156. – (Растим первоклашку).

7. Колесниченко Ю. Бойтесь данайцев, дары приносящих? / Ю. Колесниченко // Няня. – 2005. – № 12. – С. 52-53.

8. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / Т. Шишова // Дитя человеческое. – 2006. – № 2. – С. 27-32.


Возврат к списку