О кризисе трёх лет, или Приручение строптивых

О кризисе трёх лет, или Приручение строптивых

В основе кризиса трёх лет лежит противоречие между новыми потребностями ребёнка (в инициативе, самостоятельности, взрослости) и старым отношением к нему взрослых (опека, запреты, сюсюканье). Понятие "Кризис трёх лет" весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис примерно с 2,5 и продолжается до 3,5–4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания (авторитарность или авторитетность), особенностей психики и личности самого ребенка. Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит в результате.

Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития. Кроме того, устанавливаются более глубокие отношения в общении со взрослыми, в котором велика значимость положительной оценки в успехов и личных достижений детей со стороны родителей.

Симптомы кризиса трёх лет у детей:

Обсуждая в нашем библиотечном клубе эту тему, мы совместно с родителями составили список «антикризисных мер», которые помогли бы нам справиться с этим непростым периодом в жизни ребёнка:

- не паниковать

- не реагировать

- не уступать

Так вы поможете ребёнку лучше понять границы дозволенного и недозволенного, покажете, что вами нельзя манипулировать. Детей, бьющихся в истерике, бесполезно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоится, когда поймёт, что на вас его слезы не действуют.

Рекомендуем почитать:

  1. Абросимова Н. Кризис трёх лет. Возраст строптивости [Электронный ресурс] / Н.Абросимова // Беременность. Мама и малыш : журнал. – Режим доступа : http://www.2mm.ru/vospitanie/437/krizis-3-let
  2. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет / З.И. Власова // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
  3. Монина Г. Проблемы маленького ребёнка / Г. Монина, Е. Лютова. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Некрасова З. Перестаньте детей воспитывать / З. Некрасова, Н. Некрасова. – М.: София, 2007. 

Возврат к списку