Рекомендуемый сценарий


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Рекомендуемый сценарий



Живая памятка

Урок внеклассного чтения по рассказу Ф.Абрамова «Медное колечко»

Уважаемые коллеги! При подготовке акции «Строки памяти» мы учли ваши предложения и замечания по другой подобной акции, проводившейся в 2014 году («Читаем Гайдара»). Некоторые отмечали, что при большом объёме текста не остаётся времени на полноценное обсуждение его с ребятами и тем более – на выполнение творческого задания. Поэтому в основе нашей разработки – маленький рассказ Ф. Абрамова «Медное колечко». Выбор, разумеется, не случаен: в 2015 году мы отмечаем 95-летие со дня рождения писателя. Если вы хотите прочитать и обсудить с детьми другие произведения Фёдора Александровича на тему Великой Отечественной войны – организаторы акции вас не ограничивают. Кроме «Медного колечка», с детьми младшего школьного возраста рекомендуем прочитать рассказы «Вкус победы», «Офимьин хлебец», а с детьми среднего школьного возраста – «Валенки».

Сценарий урока, который мы вам предлагаем, представляет собой своеобразный «конструктор», из которого можно «собрать» занятие, рассчитанное на детей почти любого возраста. Однако возрастные рамки условны — вы можете подстроить ход разговора под любую детскую аудиторию. Сценарий носит рекомендательный характер, вы вольны выстраивать занятие самостоятельно. Обязательны лишь два момента: вы читаете детям рассказ Фёдора Абрамова «Медное колечко», а потом дети выполняют творческое задание: рисуют плакат «Я помню о войне». Все участники акции должны прислать, кроме заполненной анкеты-отчёта, фотографии (отсканированные изображения) плакатов, которые будут размещены на сайте библиотеки в разделе «Фотоальбом».

Цель: формирование у школьников понимания важности сохранения памяти о Великой Отечественной войне через постижение смысла рассказа Ф.Абрамова «Медное колечко»

Возрастной адрес: учащиеся 1–8 классов

Методы и приёмы: громкое чтение, приёмы творческого чтения

Оформление: выставка книг Ф. Абрамова; предметы и атрибуты, воссоздающие эпоху: репродукции плакатов времён Великой Отечественной войны, керосиновая лампа, письма-треугольники, старые фотографии (или ксерокопии) и т.п.

Вступление

1-4 классы

Совсем скоро наша страна отмечает День Победы. Сегодня школьники во многих районах Архангельской области, как и вы, участвуют в акции «Строки памяти». Как вы думаете, почему организаторы именно так назвали акцию, посвящённую Дню Победы? Благодаря книгам мы можем словно вернуться назад во времени и увидеть, что происходило в годы войны.

Сегодня мы будем читать рассказ писателя, который был участником Великой Отечественной войны. Это наш земляк Фёдор Абрамов. Фёдор Александрович в ходе войны был дважды ранен. После первого ранения в 1942 году он ненадолго приехал в родное Пинежье. Там он стал свидетелем подвига простых деревенских людей, женщин, детей и стариков. Голодные, раздетые и разутые, они работали из последних сил, чтобы помочь фронту.

Теме войны посвящены многие произведения Фёдора Абрамова. Одно из них – рассказ «Медное колечко».

5-8 классы

Совсем скоро наша страна отмечает День Победы. Сегодня школьники во многих районах Архангельской области, как и вы, участвуют в акции «Строки памяти». Как вы думаете, почему организаторы именно так назвали акцию, посвящённую Дню Победы? Благодаря книгам мы можем словно вернуться назад во времени и увидеть, что происходило в годы войны. Особенно это верно, если книги созданы теми, кто помнит эти страшные годы…

Сегодня мы будем читать рассказ писателя, который был участником Великой Отечественной войны. Это наш земляк Фёдор Абрамов. «Но самая большая радость в моей жизни — это то, что я прошёл войну и остался жив»,— говорил он на выступлении в студии «Останкино» в 1981 году. Когда началась Великая Отечественная война, Фёдор Александрович учился на филологическом факультете Ленинградского университета. Как и многие его сверстники, ушёл добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Абрамов был дважды ранен. После долечивания в госпиталях весной 1942 года он возвращается на родное Пинежье, где ему открылась "бабья, подростковая и стариковская война в тылу". Голодные, разутые дети, бабы и старики взвалили на себя всю мужскую работу – в поле, в лесу, на сплаве... В июле 1942 года Абрамов вновь был призван в армию, служил сначала в 33 запасном стрелковом полку под Архангельском, затем учился в военно-пулемётном училище, а с августа 1943 по сентябрь 1945 года был следователем в контрразведке «Смерш» Архангельского и Беломорского военного округа.

Как писатель «переплавил» в творчество свою горечь, свою боль потерь, свою гордость за народ, победивший фашизм – вы почувствуете, читая книги Абрамова. Теме войны посвящены многие произведения писателя: роман «Две зимы и три лета», рассказы и статьи. Как жилось в войну и после неё в северной деревне – об этом многие рассказы-миниатюры из сборников «Трава-мурава» и «Были-небыли». Сегодня мы почитаем один рассказ из сборника «Трава-мурава», называется он «Медное колечко».

Чтение рассказа «Медное колечко»

Вопросы после чтения:

1-3 классы

· Какой этот рассказ по настроению?

· Как зовут героев рассказа. Кто они?

· О чём Анна Афанасьевна просит Марью?

· Почему Марья не соглашается отдать колечко?

· Возможно, у кого-то из вас в семье бережно хранятся реликвии, связанные с войной. Расскажите о них (рассказ можно подготовить заранее).

4-5 классы

· Какие чувства вызвал у вас рассказ?

· Как вы поняли фразу «единственное письмецо-треугольничек, которое пришло от Вани с фронта, выкурил по недосмотру непутёвый сосед Петруха»?

· Почему в войну делали колечки из медных денег?

· Зачем Анна Афанасьевна просит у соседки Марьи колечко?

· А почему Марья не отдаёт колечко Анне Афанасьевне?

· Какой ещё был предмет у Анны Афанасьевны, связанный с Ваней? Если есть красивый портрет, зачем же ей дешёвое колечко?

· Как называет Анна Афанасьевна медное колечко, когда просит его у Марьи? Объясните смысл выражение «живая памятка»?

· Возможно, у кого-то из вас в семье бережно хранятся реликвии, связанные с войной. Расскажите о них (рассказ можно подготовить заранее).

· Давайте подумаем. Не станет Анны Афанасьевны, не станет Марьи, никто уже не расскажет о Ване. Война закончилась 70 лет назад, участников и даже тех, кто был ребёнком в ту пору, с каждым годом всё меньше. Это неизбежно. Пройдёт ещё десять, двадцать, пятьдесят лет. Останется ли память о войне у следующих поколений?

6-8 классы

· Какие чувства вызвал у вас рассказ?

· Зачем Анна Афанасьевна просит у соседки Марьи колечко?

· Почему Марья не отдаёт колечко Анне Афанасьевне?

· Почему дешёвое медное колечко для Анны Афанасьевны дороже, чем красивый, нарисованный художником портрет Вани?

· Как называет Анна Афанасьевна медное колечко, когда просит его у Марьи? Объясните смысл выражения «живая памятка».

· Возможно, у кого-то из вас в семье бережно хранятся реликвии, связанные с войной. Расскажите о них (рассказ можно подготовить заранее).

· Этот рассказ не о сражениях, не о тружениках тыла, действие происходит уже после войны. И всё же это рассказ о войне. Вы согласны с этим утверждением?

· Война закончилась 70 лет назад, участников и даже тех, кто был в войну ребёнком, с каждым годом всё меньше. Это неизбежно. Пройдёт ещё десять, двадцать, пятьдесят лет. Останется ли память о войне у следующих поколений?

Творческое задание

Творческое задание может быть выполнено как индивидуально каждым участником встречи, так и коллективно (если вы работаете с небольшой группой детей). Если время не позволяет – можно обсудить задание в ходе урока, а выполнят его ребята дома.

1–5 классы

Что такое плакат? Это изображение, которое сильно воздействует на зрителя и в чём-то его убеждает. В годы Великой Отечественной войны плакаты были очень важны – они побуждали людей верить в неизбежность победы над фашизмом.

Сегодня мы с вами нарисуем плакаты, посвящённые сохранению памяти о войне. Текст будет у всех одинаковый: «Я помню о войне». Прежде чем приступить к творчеству, подумайте: что вы изобразите на плакате? Как можно передать тему памяти о войне?

5–8 классы

Какие вы знаете плакаты времён Великой Отечественной войны? Чему они посвящены? А мы нарисуем плакат, обращённый не только к вашим современникам, но и будущим поколениям. Плакат будет сообщать о необходимость сохранять память о Великой Отечественной войне.

Прежде чем начать творить, давайте вспомним об особенностях плаката. Рассказ лучше иллюстрировать с помощью репродукций плакатов времён Великой Отечественной войны. Первая задача плаката – привлечь внимание зрителя. Поэтому плакаты большие по размерам, нарисованы яркими красками, имеют краткие и запоминающиеся надписи. Вторая задача – за короткое время донести до зрителя смысл послания. Поэтому изображения на нём обобщённые (не конкретный солдат, а солдат, воплощающий всех воинов) или даже символические, условные (голубь – символ мира). От второстепенных деталей художники тоже отказываются.

Плакат – это единство «картинки» и текста, они должны друг другу соответствовать. Текст должен быть кратким и понятным с первого прочтения. Текст у всех будет одинаковый: «Я помню о войне». А изображение – у каждого своё. Что можно изобразить на таком плакате? Это может быть конкретное изображение, а может быть и какой-то символ.

Список литературы:

· Абрамов Ф. Медное колечко / Ф. Абрамов // Трава-мурава. Были-небыли. – СПб., 1993. – С. 53.

· Абрамов Ф. О войне и победе / Ф. Абрамов. – СПб. : Журнал «Нева», 2005. – 232 с.

· Пыхтина К. А. Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Фёдор Абрамов о Великой Отечественной войне» (по рассказам Ф.А.Абрамова) [Электронный ресурс] / К.А. Пыхтина // vamreferat. Конспекты. – Режим доступа : http://vamreferat.ru/konspektyi/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literatury-voi-na-v-proizvedeniyah-fa-abramova/

· Тесля Г.В. Актуальный плакат [Электронный ресурс] : [урок] / Г.В. Тесля // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/626949/



Назад в раздел