Итоги


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги



13 октября 2016 г. в библиотеках Архангельской области состоялась акция «Читаем современное». Инициатор – Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара. Акция была приурочена к 80-летию австрийской писательницы Кристине Нёстлингер. Взрослые вместе с детьми читали один из рассказов автора «Как Франц потерял своего врага». Акция проходила в сельских, детских и школьных библиотеках в Виноградовском, Холмогорском, Шенкурском, Плесецком, Каргопольском, Котласском, Красноборском, Приморском, Пинежском, Устьянском районах, а также в Северодвинске и Архангельске. На предложение принять участие в акции откликнулись 39 библиотек, общее количество участников – 1099 человек.

Участники акции – это ученики начальной школы (1-4 классы). История Франца не оставила детей равнодушными. Рассказ о том, как маленького, худенького австрийского мальчика Франца постоянно обижает более сильный и наглый одноклассник Эберхард и как няня Франца (Лилли) разрешает этот конфликт, оказался очень близок и понятен ребятам.

Многие школьники сталкивались с подобным испытанием в своей жизни. Поэтому ребята поделились своим личным опытом в творческом задании, когда писали письмо Францу. Третьеклассник Денис из села Ракула Холмогорского района написал Францу, что они очень похожи: «Меня тоже вначале обижали. Я худенький и маленький, как ты». Рома из села Березник Устьянского района на Франца не похож, однако, что такое насмешки и обиды он хорошо знает: «Меня тоже в 1 классе обзывали по-разному, потому что я был очень толстым. Конечно, было обидно до слез. Мне не хотелось ходить в школу. Я даже притворялся, что болею, чтобы только не ходить». Ребята из поселка Шипицыно Котласского района рассказали, что «в одном из классов был такой же «Эберхард», который обижал и терроризировал слабых». Артем из поселка Березник Виноградовского района столкнулся с такой проблемой уже в детском саду: «Меня тоже обижали, как тебя, но я терпел в детском саду. Я не хотел быть ябедой».

Некоторые из детей, наоборот, не знали, что подобные отношения возможны, например, Кокорина Ксюша и Пономарева Настя из деревни Дубровской Устьянского района были очень удивлены, вот отрывок из их письма Францу: «… мы были поражены поведением Эберхарда, так как у нас такого не происходит. В нашей школе учится мало детей, и мы относимся друг к другу хорошо. Старшие ребята не обижают младших, а, наоборот, на переменах играют с ними. Поэтому, когда мы читали <…>, очень переживали за тебя».

Переживали за Франца очень многие, история взволновала ребят, они его жалеют. На вопрос, какие чувства вызывает у вас Франц, школьники отвечали: жалость, желание его защитить, помочь ему, «за Франца очень обидно». А вот Эберхард, как источник бед Франца, вызывает неодобрение детей. Он кажется ребятам «злым», «задиристым», «обижает слабых».

Однако мнения по поводу героев разделились. Некоторые ребята полагают, что Франц сам виноват в своих бедах и проблемах. Школьники Архангельска назвали его «хлюпиком», ребята из Плесецкого района сказали, что он вызывает у них «пренебрежение».

Но все участники согласились: данный конфликт требует решения. Ребята узнали, какие варианты решения проблемы предлагает Францу семья, и дали свои советы. Предложения очень разные. Многие ребята рекомендуют не обращать внимания на Эберхарда, не участвовать в конфликте. Например, ребята из поселка Хетово Виноградовского района рекомендовали бы Францу «уехать далеко», перейти учиться в другую школу. Четвероклассник Юра из деревни Топса Виноградовского района очень категоричен: «… мой совет такой: либо ты должен перейти в другую школу или обучение дома». Некоторые дети считают, что с Эберхардом можно подружиться (например, школьники, которые читали рассказ в Северодвинской библиотеке «Мир знаний»). Ребята из поселка Рочегда Виноградовского района предлагают подарить Эберхарду подарок. Некоторые из школьников села Ракула Холмогорского района решили, Эберхарду следует дать денег, чтобы он не обижал Франца. Но многие настроены решительно. Дети уверены, Франц должен заняться спортом, хорошо питаться, чтобы защищать себя. Некоторые полагают, что против Эберхарда надо объединиться, и всем классом противостоять ему. «Устроить ему западню» - предложили ребята из деревни Конево Плесецкого района. Дети верят, что помочь в решении конфликта могут родители, учитель, директор и даже полиция. Были и очень необычные предложения: укусить Эберхарда, подсыпать ему соли, снотворного или даже слабительного.

Не было единодушия и в предположениях, что предпримет Лилли, чтобы помирить героев. Некоторые ребята надеялись, что она припугнет Эберхарда или поговорит с ним по душам. Для многих выбранная Лилли тактика подружиться с Эберхардом и сделать его своим названным братом стала сюрпризом. Опять вспомнили о полиции, вот какие предположения сделали школьники Брин-Наволока Холмогорского района: «Лилли заявит в полицию, так как полиция разбирается в сложных сложившихся ситуациях и обязательно поможет». Но интересен тот факт, что некоторые ребята предугадали метод Лилли. Например, у мальчиков и девочек из деревни поселка Удимского Котласского района мнения разделились. Представители сильного пола были уверены, что Лилли как-то проучит Эберхарда, а вот девочки догадались, она придумает какую-то хитрость. Оказались верными и предположения девочек из Конецгорья Виноградовского района, по их мнению, Лилли скажет: «Пожалуйста, так не делай, лучше давай дружить», «Давай помогать друг другу, вместе делать уроки, погуляем вместе».

Когда библиотекари и учителя прочитали детям, как же на самом деле поступила Лилли, многие были удивлены и сделали вывод, что она выбрала единственный и самый верный способ разрешить конфликт. Вот, что сказали школьники в Библиотеке «Кругозор» в Северодвинске: «Мы поняли, что добротой можно сломить самого грозного врага. Лилли преподнесла и нам всем урок». Но многие ребята не приняли выбранный метод, ведь он основан на лжи и притворстве. Библиотекари «Мира знаний» в г. Северодвинске так написали о впечатлениях детей: «Практически все первоклассники признали действия Лилли предательскими. Всем читателям пришлось объяснять и доказывать, что для превращения врага в друга необходимо в первом найти что-то хорошее и не замечать недостатков». У второклассницы Даши из деревни Яковлевской Виноградовского района «возник вопрос, почему Лилли врала Эберхарду о том, что у нее есть младший брат, который далеко. И Франц слышал, что Лилли говорит неправду», библиотекарь Кожевникова Раиса Ивановна пишет: «Не могу утверждать, что удалось убедить девочку, что это была “ложь во спасение”».

Неожиданностью стало то, что многие ребята сделали предположения о любви Эберхарда к Лилли. Они решили, Лилли удалось подружиться с Эберхардом, потому что он в нее влюбился. Именно так ответили ребята из села Карпогоры Пинежского района на вопрос, почему способ Лилли подействовал на Эберхарда: «Так он же в нее влюбился». Четвероклассники из Заостровья Приморского района даже придумали, как будут развиваться события на следующий день: «Эберхард будет расспрашивать у Франца о Лилли, интересоваться. Отдаст Францу свой обед. Перестанет обращать внимание на Франца, так как он очарован своей названной сестрой и ему не до Франца».

Интересен тот факт, что после установления мира многие ребята поменяли свое отношение к Эберхарду. Они попытались понять его и как-то оправдать его поведение. Дети из деревни Дубровская Устьянского района пришли к выводу: «Если у человека есть какие-то недостатки, то не обижайте его, а лучше с ним подружиться».

В качестве творческого задания ребятам было предложено написать письмо Францу и выразить свое отношение к рассказанной истории. Оказалось, что у многих первоклассников это задание вызвало сложности, ведь писать хорошо они еще не умеют. К сожалению, сложности в изложении мыслей на бумаге возникли и у детей старшего возраста. По мнению библиотекарей, причина – постоянное использование гаджетов. В таких случаях библиотекари проводили опрос или писали коллективное послание Францу. Работы же тех ребят, кто смог справиться с заданием, поражают своей искренностью. Дети пытались поддержать Франца, выразить ему сочувствие. Школьники из Красноборска предложили Францу переехать в Россию. Мальчики советовали Францу записаться в спортзал. Некоторые ребята делились свои личным опытом, рассказывали о своих друзьях. Кое-кто хотел узнать о Франце больше, один ребенок даже попросил прислать рецепт сливового пирога. Для многих школьников Франц после чтения рассказа стал реально живущим мальчиком. Школьники из школы № 23 г. Архангельска даже задумались, на каком языке писать новому австрийскому другу, ведь он не знает русского языка.

Вопрос о национальной принадлежности героев и автора возник не только у детей, но и у взрослых. Библиотекари пишут: некоторые педагоги отказались участвовать в акции, когда узнали, что предлагается чтение рассказа зарубежного автора. Многие высказывают пожелания, чтобы акции были посвящены произведениям отечественной литературы. Однако организаторы акции полагают, призвание педагогов, библиотекарей, работников образования и культуры - говорить об общечеловеческих ценностях и проблемах вне политических границ и отношений. Поэтому при выборе литературы первостепенное значение имеет художественный уровень произведения, а не гражданство писателя.

Организаторов порадовал тот факт, что благодаря акции многие узнали о новом авторе, захотели познакомиться с другими его произведениями. Однако тут возникла проблема: отсутствие книг К.Нёстлингер в фондах библиотек области. Возможность заказать комплект книг в АОДБ имени А.П. Гайдара во временное пользование поможет решить эту сложность. Такой комплект уже заказали библиотекари Красноборской детской библиотеки.

Подводя итог, можно сделать вывод: третья областная читательская акция состоялась. Фотографии акции размещены здесь. Отчеты принявших в ней участие библиотек показывают нам, что организаторы обратились к очень актуальному произведению. Во-первых, оно о тех сложностях, с которыми сталкиваются дети: как подружиться со своими обидчиками, как сохранить мир. Во-вторых, ответы и работы ребят, их рассуждения помогают взрослым увидеть и понять проблемы и переживания детей.

Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара благодарит всех, кто откликнулся на предложение участвовать. Спасибо за добрые слова и замечания, они будут учтены при проведении следующих акций.



Назад в раздел