Итоги акции


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги акции



Площадкой для проведения акции «В экологию через книгу» стали библиотеки и школы из Плесецкого, Приморского, Виноградовского, Устьянского, Пинежского, Красноборского, Котласского, Холмогорского, Шенкурского, Няндомского, Каргопольского районов и городов Северодвинска, Архангельска, Коряжмы, Котласа, Нарьян-Мара. Занятия для детей по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля» проводили библиотекари и педагоги. В акции приняли участие 2624 ребёнка, учащиеся 1–6 классов. 

Во многих отчётах встречаются благодарности организаторам за выбор произведения. Например, такие: «Произведение выбрано очень удачно — малоизвестная, но очень запоминающаяся, пронзительная, трогательная сказка! У детей были слёзы на глазах» (пос. Катунино, Приморский район). Сказка Телешова стала открытием и для библиотекарей, и для педагогов. Рады, что нам удалось обратить внимание руководителей чтения на это не очень известное произведение; надеемся, «Белая цапля» отныне будет звучать и на библиотечных уроках, и на уроках внеклассного чтения. 


Сказка, как известно, универсальный жанр, поэтому мы не побоялись пригласить к участию детей от 9 до 12 лет. Таким образом, занятия проводились и для первоклассников, и для шестиклассников. О. В. Смирнова, библиотекарь школы № 68 г. Архангельска, проводила занятие для детей различного возраста и сделала такое наблюдение: «Сказка понравилась более младшим школьникам (2–4 классы). Их отклики были более горячими. Но старшие лучше понимали смысл, заранее угадывали ход истории, оставаясь при этом менее эмоциональными». Что ж, такая разная реакция детей вполне соответствует их возрастным особенностям. Почти в каждом отчёте упоминается о сильном эмоциональном отклике, вызванном чтением «Белой цапли»: «Она [сказка] просто заворожила их, слушали внимательно даже непослушные ребята» (школа № 23, Архангельск).


В разработанном специалистами АОДБ им. А. П. Гайдара сценарии предлагалось использовать уже успевшую себя зарекомендовать в наших ежегодных читательских акциях стратегию «Чтение с остановками», и большинство применило именно такую форму. Действительно, сказка Н. Д. Телешова очень хорошо «ложится» в данную стратегию: напряжённое развитие сюжета, неожиданный финал. 


Коллеги из библиотеки «Бестселлер» г. Северодвинска выразили пожелание: «Хотелось бы предложить выбирать для прочтения вслух не столь объёмные произведения. Дети в середине занятия устали, длительное чтение вслух воспринимают не все. Количество вопросов пришлось сократить, чтобы уложиться в отведённое время». Конечно, чтение с остановками — форма очень непредсказуемая. Мы никогда не знаем, как дети будут слушать произведение, как долго продлится обсуждение. Коллеги сумели сориентироваться и подкорректировать сценарий. Не случайно в примечании к сценарию мы писали о возможности его изменения с учётом возраста детей. Именно так поступили некоторые другие участники акции. О. Н. Летовальцева, представляющая библиотеку «Мир знаний» г. Северодвинска, организовала обсуждение заранее прочитанного текста. Пусть это немного нарушает принцип нашей акции — чтение вслух, звучание текста — мы не в обиде, ведь, как пишет Оксана Николаевна, «получилось хорошо». С. А. Ковкова, представляющая библиотеку «Книжный лоцман» г. Котласа, сократила сказку, заменив некоторые части пересказом, а творческое задание ребята выполнили дома. 


С огромным интересом читаем в отчётах о том, как участники акции дополнили сценарий своими находками. О. П. Чеснокова (Центральная детская библиотека г. Коряжмы, Котласский район) заменила чтение одного из фрагментов (сон Изольды) просмотром отрывка из замечательного, очень красивого советского мультфильма. Нет сомнений, что показ кульминационного момента сказки способствовал усилению эмоционального воздействия произведения. Фрагмент этого же мультфильма показали ребятам и в Центральной детской библиотеке посёлка Уйма (Приморский район). Но здесь была показана финальная сцена, сюжетно отличающаяся от окончания сказки (Изольда превращается в белую цаплю и улетает, а её муж запрещает охоту на этих птиц). Разумеется, отрывок был показан уже после чтения сказки и выполнения творческого задания: «Ребятам понравился этот вариант, потому что он сказочный, а у Телешова в сказке — более реалистичный». Такие рассуждения дорогого стоят. Замечательная методическая находка! 


Уемские библиотекари также внесли коррективы и во вступительную часть занятия, рассказав о местах обитания цапель в нашей стране и тех видах, которые почти исчезли с лица Земли из-за деятельности человека. Кроме того, перед началом чтения они провели словарную работу, разобрали понятия «нравственность», «милосердие», «добро», «зло». 


Постоянная участница наших акций Ольга Станиславовна Барган, заведующая библиотекой микрорайона Каргополь-2 г. Няндомы, приятно удивила и на этот раз. Сказка была прочитана детьми заранее, но текст её всё же звучал в день акции: ребята показали своим сверстникам самый настоящий мини-спектакль по «Белой цапле»: с декорациями, костюмами и разнообразным звуковым и музыкальным сопровождением. Кроме просмотра инсценировки, было организовано и обсуждение произведения, причём Ольга Станиславовна подготовила различные варианты вопросов для разных аудиторий. 


По сюжету сказки главная героиня Изольда, добрая девушка, дочь мудрого короля, после душевных колебаний соглашается на предложение коварного торговца, и он убивает только одну цаплю, из хохолка которой Изольде изготовили восхитительный свадебный убор. Затем такие же уборы захотели сделать себе и другие красавицы, и вскоре весь род прекрасных птиц был истреблён. Об этом принцесса узнала из своего сна. Наутро отец говорит, что цапли действительно убиты, и советует дочери отныне посвятить свою жизнь милосердию, добрым делам. 


Мы рекомендовали задавать детям вопросы об их отношении к героине и её поступку. В нашем сценарии мы предлагали сделать остановку в момент, когда Изольда принимает решение. Во многих случаях ребята не ожидали, что девушка решится на убийство. Безапелляционно отрицательные суждения о героине встречаются редко. Есть даже такое: «Мне Изольда не понравилась. Она слишком истешена своим отцом, своим народом. Ей не понять чужого горя. Она поехала домой, чтоб в первую очередь спасти себя, а не кого-то ещё. Она эгоистка. И если ей ещё что-нибудь понадобится, она забудет всё, что сделала неправильно раньше. И снова причинит зло». Можно предположить, что у автора этого высказывания из села Ракула Холмогорского района очень сильные эмоции вызвала сцена гибели цапель из сна Изольды. В любом случае каждый имеет право на своё мнение, и если оно было высказано — значит, атмосфера, в которой проходило занятие, способствовала такой откровенности, это очень ценно. 


Хорошая литература учит нас понимать человека, видеть всю сложность и неоднозначность его внутреннего мира. В большинстве случаев дети сами или с помощью взрослых пришли именно к такому восприятию образа Изольды. В отчёте коллектива организаторов акции в школе № 59 г. Архангельска читаем: «Удивительно, что ребята испытали чувство жалости к Изольде, объясняя это тем, что Изольда <…> мучается из-за убитой птицы». Очень переживали за Изольду и в детской библиотеке г. Новодвинска: «Сначала мне понравилась Изольда, а потом мне стало горько и стыдно за неё». Вот что говорили об Изольде дети на занятии в библиотеке села Лявля: «Изольда была доброй девушкой, просто не подумала, как может закончиться её плохой поступок». В последнем суждении — вся «соль» экологических проблем: ответственность каждого за каждый, пусть самый маленький проступок по отношению к природе (например, пакет с мусором, выброшенный из окна машины на обочину). 


Думается, Николай Дмитриевич Телешов вряд ли задумал создать «экологическую сказку», и проблематика «Белой цапли», конечно, не сводится к призыву бережно относиться к природе. Телешов написал сказку о нравственном выборе и неотвратимых последствиях малейших сделок человека со своей совестью. Ценность сказки для нас как раз и состоит в том, что экологическая тема в ней вписана в круг вечных нравственных вопросов. К таким выводам в ходе размышлений пришли многие участники акции: «Это мероприятие позволило ребятам понять то, что нельзя вернуть время назад, что сделано, обратно не вернуть, и нужно вначале подумать, прежде чем что-то совершить» (село Вознесенье Приморского района). 


Мысль о неотвратимости возникает под влиянием слов отца принцессы («Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием») и открытого финала сказки. Финал стал неожиданностью для многих: все привыкли к счастливым окончаниям сказок. И мы решили дать ребятам возможность придумать свои финалы — поразмышлять над тем, что может сделать человек, причинивший зло природе. Придумать своё окончание или составить указ, который издала Изольда по возвращении домой, — таким было творческое задание. 


Изольду мучает один и тот же сон, в котором она белая цапля и её убивают (г. Котлас). У Изольды заболел муж, а помочь ему могла только белая цапля, а они все истреблены (Борецкая сельская библиотека, Виноградовский район). Эти и подобные им варианты окончаний сказки отвечают логике развития сюжета; возможно, здесь сказывается и желание детей наказать героиню. Таких творческих работ немного, в большинстве своём дети, как и положено детям, придумали счастливые концы.


Очень часто в детских продолжениях сказки Изольда, возвратившись домой, делает добрые дела, а также издаёт указ о запрете охоты на белых цапель либо создаёт заповедник и Красную книгу. Белые цапли в итоге возрождаются и спасены. Но есть и иные финалы. 


Некоторым фантазия подсказала «волшебные» приёмы. Самые наивные варианты: вернуться в прошлое и всё исправить, оживить птиц с помощью дерева желаний. Очень поэтичное продолжение придумал Данил К. из Архангельска — в его сказке каждое доброе дело Изольды превращается в алый цветок, а в конце все цветы становятся белыми цаплями.


Настоящую комплексную программу спасения птиц написала Стефания Н. из Архангельска. Здесь и питомник для исчезающего вида, и просветительская работа с населением, и фабрика по производству свадебных уборов из искусственных материалов. Нечто подобное и у Андрея В. из г. Коряжмы (Котласский район). 


Менее удачным считаем второе задание — составление указа Изольды. Дети увлеклись формальной стороной вопроса, творчества не получилось. Ребята молодцы, а организаторы запишут упущение на свой счёт. 


В целом же детские творческие работы в этом году очень порадовали, среди них много действительно интересных, хороших в литературном смысле. Но для нас не это главное (хотя и выявление писательской способности тоже очень важно), для нас главное — движение детской мысли вслед за авторской или по своему пути. Пусть все эти «хэппи-энды» и не отвечают печальной тональности сказки и логике её сюжета, однако вера детей в чудо неистребима. Кто знает, возможно, кто-то из них и в жизни станет плохие концы переделывать в хорошие? Кто-то, став власть имущим, вдруг вспомнит о своих детских наивных мечтах?
Хочется верить, что сказка Николая Дмитриевича Телешова действительно, по словам библиотекарей из посёлка Березник Виноградовского района, помогла «в воспитании и подготовке юного читателя, умеющего мыслить экологически». Здесь можно привести множество детских высказываний из отчётов участников акции, подтверждающих это. Остановимся на одном: «Надо всегда представить, что ты — птица, которую убивают, или берёзка, с которой срезают кору. Ты тогда сразу поймёшь, как это больно. И никогда не будешь никого обижать» (село Сельцово, Холмогорский район). 


Этими простыми и хорошими словами закончим подведение итогов акции «В экологию через книгу», которая состоялась и стала успешной. Благодарим библиотекарей и педагогов, подаривших детям встречу с замечательной сказкой, вместе с ними размышлявших над непростыми вопросами нашего времени и всех времён. Спасибо, вы отлично поработали! Как и обещали, публикуем на сайте присланные участниками акции фотографии и детские творческие работы.



Назад в раздел