Сценарий


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Сценарий



А что же там, у меня на душе-то?
Громкое чтение миниатюры Юрия Коваля «Снежный Всадник»


Цель:
побуждение к размышлению о сложности, непостижимости внутреннего мира человека и ценности художественного слова.
Оформление:
портрет Юрия Коваля; выставка книг Юрия Коваля; электронная презентация для иллюстрации рассказа о писателе.


Вступление

На дворе зима. Согласны ли вы с тем, что зимой у человека какое-то особое, не такое, как летом и весной, состояние души, настроение? Расскажите, что вы чувствуете зимой.
Просмотр мультипликационного фильма «Снегири и коты» (реж. Вероника Фёдорова). Этот мультфильм – одна из двенадцати серий цикла «Круглый год», который был снят в 2008 году по маленьким произведениям Юрия Коваля. Каждая серия, как вы догадались, соответствует определённому месяцу года. «Снегири и коты» - это январь.
Январь уже прошёл, сегодня 9 февраля. В этот день 80 лет назад родился Юрий Коваль. Юрия Иосифовича уже не было в живых, когда появился этот очаровательный мультфильм: писателя не стало в 1995 году. И тогда очень многие люди просто не могли поверить, что это произошло. Так дорог он был этим людям. Знакомы ли вы с творчеством Юрия Коваля? Даже если вы ничего не читали, то писателя всё равно знаете. Смотрели мультфильм «Волшебное кольцо»? Сценарий написал Юрий Коваль, он же создал сценарии и к некоторым другим мультфильмам по произведениям Шергина. С Борисом Викторовичем Коваль дружил и очень дорожил этой дружбой.
Писатель Эльмира Блинова в своих воспоминаниях о Ковале утверждает: «Коваля любили решительно все – писатели и читатели, дети и взрослые, мужчины и женщины, люди простые и люди в шляпах. Любили собаки, кошки, птицы, рыбы, бабочки, деревья, травы, звёзды и облака».
О Ковале вспоминают как о добром и отзывчивом человеке, готовом помочь и поддержать в трудной ситуации. У него было много друзей и приятелей, с ним было интересно, весело, волшебно! Коваль был отличным рассказчиком, имел замечательное чувство юмора и часто смешил всю компанию, сочинял и исполнял песни под гитару.
Вместе с тем он любил бывать один. Как вы думаете, для чего человек, имеющий множество друзей и знакомых, душа компании, вдруг уезжает из Москвы в лес или в глухую деревню? Коваль много времени проводил в путешествиях, знал названия очень многих растений, зверей, птиц и рыб. Просмотр фотографий. К природе относился бережно. Один его друг-художник вспоминал, как совершенно серьёзно после охоты Коваль просил его нарисовать всех убитых животных – чтобы они остались в вечности.
Кроме охоты и рыбалки, у Коваля было ещё два «главных дела жизни» (цитата из воспоминаний Юлия Кима): изобразительное искусство и литература. Он писал картины, лепил скульптуры, изготовлял эмали. Просмотр нескольких работ Ю.Коваля. Но широкая публика знает Коваля прежде всего как писателя. Известность Ковалю-писателю принёс цикл рассказов «Алый» о пограничной собаке, вернее, о дружбе собаки и человека, их взаимоотношениях. Если вы не читали рассказы, возможно, смотрели снятый по ним фильм.
После первого успеха Коваль мог бы продолжать писать на «пограничную» тему, но он принял очень важное для себя решение: быть разным, менять жанр почти в каждом следующем произведении. И это ему очень хорошо удалось. По окончании занятия вы можете подойти к выставке, полистать книги. Здесь есть остросюжетные детективы, приключенческие повести о животных, рассказы о деревенской жизни - весёлые и грустные, лирические зарисовки о природе и самые настоящие сказки… Показ соответствующих книг с выставки.
Но есть то, что объединяет все эти действительно разные книги. Над литературными произведениями писатель трудился подолгу, иногда одну фразу придумывал месяцами. Для него был очень важен язык. Когда Коваля спрашивали, каким он видит своего читателя, он неизменно отвечал, что это человек, которому важен не только сюжет, но и стиль – то есть человек, внимательный к слову. Давайте и мы сегодня постараемся быть внимательными к слову писателя. В самом начале занятия мы смотрели мультфильм по январскому произведению цикла «Круглый год», а сейчас прочтём миниатюру, которая соответствует февралю.


Громкое чтение

Чтение миниатюры «Снежный всадник». Текст произведения можно распечатать и выдать ребятам (в этом случае подготовить больше вопросов о языке и стиле). При необходимости перед чтением можно рассказать детям об Орехьевне как героине рассказов и миниатюр Коваля.
Говорят, когда выпадет первый снег, - объявляется в лесах Снежный Всадник.
На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. То там, за ёлками, то там, на просеке, мелькнёт Снежный Всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше - по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. Никто и не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит.
- А с людьми-то он как, - спросил я Орехьевну, - разговаривает?
- Чего ему с нами разговаривать? О чём спрашивать? Он ведь только глянет на тебя и сразу всё поймёт. Он как по книге читает, что там у тебя в душе написано.
Давно уже прошёл сороковой день после первого снега. Наступила крепкая морозная зима.
И вот как-то в заснеженном овраге увидел я, как промчался вдали Снежный Всадник.
- Постой! - крикнул я вдогонку.
Приостановился Всадник, мельком глянул на меня и тут же пришпорил коня, поскакал дальше.
Сразу прочёл, что у меня на душе.
А на душе у меня ничего особенного не было, кроме тетеревов да зайцев. И валенок с галошами.
В другой раз в середине зимы встретил я Всадника. Свистнул - и приостановился Снежный Всадник, обернулся и сразу прочёл, что у меня на душе.
А на душе у меня опять ничего особенного не было. Кроме, конечно, горячего чаю с мёдом.
Всё суровей, глубже становилась зима. Снега всё падали и падали на землю. Замело, занесло снегами леса и деревни.
В самую глухую зимнюю пору встретился мне Всадник в третий раз.
Неторопливо, шагом ехал он по просеке, по берёзовой роще мне навстречу. Увидел меня, остановился.
Хотел я его спросить, долго ли до весны, да постеснялся.
Внимательно и терпеливо смотрел на меня Снежный Всадник, читал мою душу от конца до начала.
А что же там, у меня на душе-то?
Вопросы после чтения
• Какие чувства вызвало у вас это произведение?
• К какому жанру можно отнести произведение, сказочное оно или несказочное?
• Какие признаки сказки есть в тексте? Какими словами автор создаёт атмосферу сказки?
• Многие произведения Коваля написаны с юмором. В этой миниатюре есть юмор? Как он проявляется?
• Почему Снежный Всадник остановился надолго лишь в третий раз?
• Каким вопросом заканчивается текст произведения? А вы задавали когда-нибудь себе такой вопрос.
• Никто не знает, зачем появляется Снежный Всадник – это заявлено в самом начале миниатюры. А вы поняли, зачем он появляется? Кто он – Снежный Всадник?

Мы прикоснулись сегодня к миру Юрия Коваля, писателя, который никогда не был «массовым», то есть понятным и интересным всем читателям. Но те, кто полюбил книги Коваля, как правило, просто заболевали его творчеством. Может, кто-нибудь из вас и станет любителем творчества Юрия Иосифовича Коваля и будет с упоением делиться с нами своими открытиями, кто-то просто прочтёт несколько его самых увлекательных книг и оценит юмор, характеры, сюжет. В любом случае попробовать стоит.
А сейчас давайте продолжим раскрывать тайну Снежного Всадника…


Творческое задание

Предлагаем два варианта творческого задания, участники акции могут выбрать любой из них.
Первый вариант – изобразить Снежного Всадника в любой технике.
Второй вариант – снять коллективный фильм по произведению. Для этого необходимо проиллюстрировать текст рисунками детей, сфотографировать (отсканировать) их и «склеить» в видеоредакторе, наложив при этом на аудиозапись выразительного чтения текста «Снежного Всадника». Можно также добавить и музыкальное сопровождение.
Иллюстрирование и выразительное чтение можно осуществить в ходе творческого занятия, сканирование (фотографирование) и создание фильма в редакторе выполняются позже – взрослыми участниками акции или группой детей (по желанию). В ходе занятия важно оперативно распределить роли так, чтобы каждому нашлось дело. Лучше заранее разбить текст на «картины» и посчитать, скольким художникам вы поручите создание иллюстраций. Остальные участники могут выразительно читать текст, также предварительно разделённый на части. Запись выразительного чтения также может осуществлять кто-то из детей.
Участники акции могут выбрать иную технологию создания фильма.


Список источников:

• Василькова А.Н. Ковалиные мультфильмы / А.Н. Василькова // Библиотека в школе. – 2011. - №12. – С.19–21.
• Ковалиная книга: вспоминая Юрия Коваля. – М. : Время, 2008. – 496 с.
• Коваль Ю. «Верю только в художника»: интервью из прошлого / Ю.Коваль, С. Жилин // Библиотека в школе. – 2011. - №12. – С.4–9.
• Коваль Ю. Снежный Всадник // Воробьиное озеро / Ю. Коваль. – М., 2015. – С. 71.
• Снегири и коты [Электронный ресурс] : [мультипликационный фильм] // Круглый год : [сборник мультипликационных фильмов по рассказам Юрия Коваля] / реж. В. Фёдорова ; МетрономФильм ; Снегири, 2008-2010. – Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=jujREGN6rhU


Примечания


1. Сценарий носит рекомендательный характер, он может быть изменён в зависимости от возрастных и иных особенностей аудитории.
2. Просмотр мультфильма «Снегири и коты» можно заменить чтением миниатюры Ю.Коваля.
3. Просмотр мультфильма «Снежный Всадник» из цикла «Круглый год» (реж. В. Фёдорова) рекомендуем организовать после чтения миниатюры и выполнения творческого задания.



Назад в раздел