Публичный отчет за 2013 год


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Публичный отчет за 2013 год

Публичный отчет за 2013 год


6. Справочно-библиографическая и информационная деятельность

Справочно-библиографический аппарат является базой обслуживания читателей. Он состоит из традиционных и электронных ресурсов и постепенно трансформируется в сторону увеличения электронной составляющей. В первую очередь речь идет об автоматизированных базах данных. На окончание 2013 года их объем составил более 60 тыс. записей:

БД «Статьи» – 28740

БД «Край» – 8295

БД «Методико-библиографический каталог – 22115

По-прежнему ведется работа по дублированию библиографических записей в традиционные элементы СБА – систематическую картотеку статей (СКС) и краеведческий каталог для старшеклассников, предметную картотеку для младших школьников, а также методико-библиографическую картотеку для РДЧ. За минувший год было расставлено 2300 каталожных карточек. Эти части поискового аппарата систематически редактируются.

В библиотеке существует координация в справочно-библиографическом обслуживании (СБО): сложные запросы и связанные с краеведческой тематикой поступают в справочно-библиографический отдел и выполняются дежурным библиографом. В 2013 году поступило 123 подобных запроса, которые были удовлетворены в полном объеме. При выполнении справок библиографами все в большей мере используются автоматизированные базы данных.

Все отделы, занятые в СБО, ведут учет справок по количеству и типам. За 2013 год по библиотеке в целом их было выполнено 4507.

С появлением в библиотеке сайта заработала виртуальная справочная служба. Это явление обусловлено возможностью реализации виртуального общения библиографа с пользователем, поддерживаемого современными программно-техническими средствами. Пока эта услуга не получила у читателей широкого распространения. Количество запросов, поступающих на ВВС, остается в пределах 50 – 55. В 2013 году было выполнено 50 виртуальных справок (в 2012 – 52).

Уделяя большое внимание выполнению сложных запросов индивидуальных читателей, сотрудники отдела осуществляют и групповое библиографическое информирование. Его формами являются библиографические обзоры и игры, Дни и часы информации, Дни библиографии. Среди этих мероприятий можно назвать библиографические обзоры «Современная краеведческая литература для детей», «Периодические издания для детей»; часы информации «Похвальное слово поморам», «Жили-были: мир поморской семьи»; День информации «Одна планета – одно будущее»; День библиографии «Это Земля твоя и моя». К этому Дню библиографии был подготовлен аннотированный рекомендательный список для младших школьников «Природа дарит чудеса». На его основе были проведены беседа-обзор и библиографическая игра.

Так же как и названное пособие, экологической тематике посвящен рекомендательный список для старшеклассников «Человек и природа: развитие без разрушения». Этот список знакомит со статьями из периодических изданий, поднимающих проблемы охраны окружающей среды.

Биобиблиографическое пособие «Жемчуга словесного хранители» призвано рассказать читателям о талантливых сказительницах Архангельского края. Каждый раздел содержит краткую биографическую справку о сказительнице, перечень изданий её произведений и список литературы о жизни и творчестве.

Продолжалась работа над серией персональных памяток о творчестве современных детских писателей. К приезду молодого поэта Анастасии Орловой были подготовлены пособия малых форм, как для руководителей детского чтения, так и для детей.

Говоря о рекомендательной библиографии, следует отметить, что она сегодня может играть важную роль в формировании культуры информационной безопасности, в духовно-нравственном развитии детей и подростков. Тем более это актуально в условиях всеобщего пользования интернет – технологиями.

Сегодня Интернет важная составляющая информационных ресурсов современной библиотеки. Библиотека в дополнение к печатным документам предоставляет доступ к электронным информационным ресурсам, и что немаловажно, помогает ориентироваться в них.

Важно помочь читателю-ребенку сориентироваться в нагромождении различной информации, порой бесполезной и даже вредной. И если Интернет не всегда несет ответственность за её достоверность и качество, то библиотека такую ответственность перед своими читателями несет. Это относится и к рекомендации лучших изданий детской литературы. Сотрудники отдела регулярно выставляют информацию о хороших, полезных книгах для детей и подростков на сайте библиотеки.

Для дошкольников и младших школьников рекомендации о лучшей детской литературе систематически размещаются на информационном стенде «Для вас, читатели» и в иллюстрированной картотеке «Новые книги».

Информационное обслуживание предполагает и обучение пользователей. Информационная культура как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, является важным фактором в обучении, трудовой деятельности и социальной защите каждой личности. Её уровень определяется базой знаний, навыками поиска и работы с информацией. Обучение пользователей реализуется в процессе индивидуальных консультаций и занятий по программе «Основы информационной культуры». На этих занятиях школьники постигают алгоритмы информационного поиска, основные правила библиографического разыскания, что способствует выработке и закреплению навыков не только культуры чтения, но и информационной культуры в целом.

По этой программе справочно-библиографическим отделом в 2013 году было проведено 25 занятий. Это меньше, чем в 2012 году (42 часа), т.к. большая часть занятий с Университетской гимназией им. М.В. Ломоносова (постоянными слушателями этого курса) по объективным причинам перенесена на 2 полугодие 2013-2014 учебного года. Сотрудники отделов обслуживания также занимаются формированием библиотечно-библиографической культуры, основы которой закладываются с первого посещения библиотеки. В 2013 году было проведено 14 экскурсий для первоклассников и 16 для учащихся среднего звена. Таким образом, в целом по библиотеке было проведено 72 занятия по библиотечно-информационной грамотности (в 2012 году – 58).

Работа отдела, направленная на методическое обеспечение библиографической деятельности АОДБ им. А.П. Гайдара и детских библиотек области включает в себя следующие направления: аналитическое, консультативное, повышение профессионального уровня, оказание практической помощи детским и школьным библиотекарям города и области.

Коллегам, работающим с детьми и обращающимся в АОДБ с какими-либо профессиональными запросами, оказывается квалифицированная консультативная помощь. За минувший год было выдано 16 методических консультаций различной тематики.



Возврат к списку