Публичный отчет за 2013 год


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Публичный отчет за 2013 год

Публичный отчет за 2013 год



7. Развитие партнерства, межведомственные, межрегиональные, международные связи, проектная деятельность

В течение пяти лет АОДБ им. А.П. Гайдара – активный участник совместного проекта института педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова и отделения социальной работы и здоровья Высшей профессиональной школы г. Эмден / Леер (Германия) «Родительское кафе». Цель проекта – объединение родителей и педагогов как партнеров в вопросах воспитания детей, приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем и формирования у них навыков самопомощи. Основная задача библиотеки в этом проекте – объединение детей и родителей вокруг хорошей детской книги, демонстрация родителям простых, но эффективных приёмов творческого чтения, которые они могут использовать сами, пропаганда лучших образцов детской литературы.

На решение этой задачи направлены занятия по творческому чтению. Участники занятий – дети и родители, объединенные в региональную общественную организацию «Приёмная семья». Усыновление, опека, патронат – это шанс для брошенного ребёнка почувствовать себя любимым и нужным. Семья, в которую был взят ребёнок, далеко не сразу может почувствовать себя единым целым. Что может объединить всех? Во все временна семью сплачивала хорошая книга, традиции семейного чтения переходили из поколения в поколение. Поэтому сотрудники библиотеки выстраивают занятия таким образом, чтобы организовать совместную деятельность детей и взрослых. Семьи-участники библиотечного «кружка» не только открывают для себя лучшие детские книжки и интересные способы их прочтения, но и в ходе занятий учатся лучшие понимать друг друга. Вместе с детьми и их родителями мы читали сказки Н. Абрамцевой «Что такое зима?», Д. Биссета «Кузнечик Денди», С. Прокофьевой «Не буду просить прощения», Ю. Кушака «Приглашение на уху», Е. Ракитиной «Дождик, который поверил в себя», «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Каждый раз библиотекари стараются придумать что-то новое – показать новый способ сделать чтение увлекательным и радостным делом. Участники чтений пишут письма от лица литературного героя (например, лошади), создают свою собственную книгу, разыгрывают сказку в картонном театре и даже… снимают небольшой фильм. Во время творческих чтений библиотекари знакомят с лучшими произведениями современной детской литературы. Занятие выстраивается таким образом, чтобы организовать совместную деятельность каждой семьи, через размышление и творчество. Кроме этого, мы демонстрируем родителям приемы творческого прочтения, которые они смогут использовать дома. Все это делается для объединения семьи вокруг доброй, хорошей книги, для творческого, интеллектуального и духовного времяпрепровождения.

Ещё одна площадка «Родительского кафе» существует на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя образовательная школа № 43». Всего в отчетном году состоялось четырнадцать занятий по творческому чтению, в т.ч. на общегородских родительских собраниях «Родительское кафе»: из опыта работы школы» и «Возрождение традиций семейного чтения».

В июле 2013 года мэрия г. Архангельска, АРОО «Гильдия специалистов помогающих профессий», НКО «Родительское Кафе в Диалоге» (Германия) совместно с институтом педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова провели летнюю российско-германскую школу «Семейные ценности на Русском Севере и особенности работы с семьёй». В рамках Школы на базе Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара состоялся научно-практический семинар «Психологическое сопровождение родительства». Его участниками стали волонтёры и модераторы «Родительского кафе», студенты, преподаватели и специалисты, работающие с семьёй, а также сотрудники библиотеки.

На семинаре речь шла о важнейшем направлении деятельности библиотеки – продвижении книги и чтения, о различных формах работы с семьёй, популяризации лучшей детской литературы и эффективных методиках чтения. Несмотря на обилие разнообразной информации в Интернете, библиотека остаётся надёжным навигатором, помогающим выбрать самое ценное. В этом участники семинара убедились, познакомившись с выставкой «Святая наука расслышать друг друга», на которой была представлена популярная психологическая и специальная литература и периодика. Один из разделов выставки был посвящён детской художественной литературе. Простые и бесхитростные истории, написанные для детей, часто хранят в себе при этом ответы на самые важные жизненные вопросы, помогают взрослому лучше понять своего ребёнка, взглянуть на мир и на себя самого его глазами, задуматься о взаимоотношениях в собственной семье. Слушателям семинара был представлен и обзор «Папы разные нужны», посвящённый образу отца в детской художественной литературе.

Был сделан вывод, что хорошие детские книги не только содержат подсказки для взрослых, но и могут стать поводом для разговора с ребёнком по душам, выявления и решения проблем взаимоотношений в семье. Каждое из выступлений вызвало большой интерес слушателей, которые не только задавали вопросы, но и вносили предложения. Немецкие участники проекта «Родительское кафе» отметили, что «взяли на вооружение» богатые возможности сотрудничества психологов и педагогов, волонтёров «Родительского кафе» с библиотекой.

Событием для Архангельска и областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара стало экспонирование в библиотеке интерактивной выставки «Дети в Интернете». Она была подготовлена одним из ведущих операторов мобильных сетей в России, компанией МТС, при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Лиги безопасного Интернета и специалистов Российской государственной детской библиотеки. При поддержке министерства культуры Архангельской области с 29 октября по 10 декабря 2013 года выставка «Дети в Интернете» экспонировалась в АОДБ им. А.П. Гайдара.

Экспозиция создавалась в помощь родителям и учителям и была призвана познакомить ребёнка с пространством Интернета. Она состояла из шести частей, каждая из которых знакомила посетителя с каким-либо важным аспектом Всемирной Паутины. Так, к примеру, в зоне «Полезный Интернет» можно было познакомиться с самыми интересными и полезными сайтами. Об истории вирусов и троянских программ, а также о том, как можно им противостоять информировала зона «Опасный Интернет». А в зоне «Весёлый Интернет» посетителей ждали забавные шары-смайлики и флеш-игра о необычайных приключениях во Всемирной сети. На протяжении всего пути гостей выставки сопровождали рисованные герои Интернешка и Митясик, которые не только показывали возможности Интернета, но и рассказывали, как в нём себя стоит вести, чтобы как следует повеселиться и не попасть при этом в беду.

Всего за месяц работы были проведены 33 экскурсии для организованных групп, на них побывало 765 школьников из 14 школ города, и 72 человека посетили модуль в индивидуальном порядке. Итого выставку «Дети в Интернете» посетили 837 школьников и взрослых.



Возврат к списку