Областной творческий конкурс, посвящённый 100-летию со дня рождения Ф.А. Абрамова
Положение
Организатор конкурса:
Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара при поддержке Министерства культуры Архангельской области.
Цель: приобщение детей и подростков к творческому осмыслению литературного наследия Фёдора Александровича Абрамова.
Сроки проведения
Работы принимаются с 13 января по 24 апреля 2020 года. Подведение итогов конкурса состоится в мае 2020 года в Архангельской областной детской библиотеке имени А.П. Гайдара.
Условия проведения
1. В конкурсе принимают участие учащиеся 3–11 классов и библиотекари детских, муниципальных и школьных библиотек Архангельской области.
2. Участники-дети могут принять участие в одной или нескольких номинациях в своей возрастной группе.
3. На каждую работу участники-дети заполняют анкету-заявку (Приложение 1).
4. Участникам-библиотекарям необходимо заполнить анкету (Приложение 2).
Задания для учащихся 3–5 классов
Номинация «Рукописная книга»
Участники представляют на суд жюри рукописную книгу, созданную по одной миниатюре из сборника Фёдора Абрамова «Трава-мурава» (Приложение 3). Уважаемые руководители, некоторые из произведений сборника «Трава-мурава» трудны для восприятия читателями 9–11 лет, поэтому убедительно просим вас рекомендовать детям только миниатюры из предложенного нами списка.
Требования:
1. Принимаются индивидуальные и коллективные работы (не более 5 участников).
2. Текст в книге должен быть написан от руки.
3. На обороте титульного листа книги необходимо указать автора/авторов работы (только фамилию и имя, остальная персональная информация указывается в заявке).
4. Книга может быть проиллюстрирована и оформлена автором/авторами творческой работы в любой технике (рисунок, аппликация, вышивка, скрапбукинг и т.д.).
5. Объём книги не должен превышать 10 страниц.
Критерии оценки: качество оформления; оригинальность и творческий подход.
Номинация «Выразительное чтение»
Участники записывают видео выразительного чтения одного рассказа (фрагмента рассказа) Ф.А. Абрамова. Уважаемые руководители, просим помочь ребёнку с выбором произведения для чтения! Можно ориентироваться на список миниатюр и рассказов в Приложении 4.
Требования:
1. Принимаются только индивидуальные работы.
2. Конкурсные работы должны быть представлены в форматах: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.
3. Продолжительность – не более трёх минут.
4. В начале видеозаписи должны быть указаны название произведения, фамилия и имя чтеца.
5. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).
Критерии оценки: техника речи; артистизм.
Задания для учащихся 6–7 классов
Номинация «Литературная»
Прочитайте рассказы Фёдора Абрамова из сборника «Трава-мурава»: «Слуга народа», «Родничок». Выполните задания, дайте развёрнутые ответы на вопросы по произведениям.
1. Вопросы по рассказу «Слуга народа»
Как относились к Петру Васильевичу жители деревни? Как вы это определили?
Почему селяне нечасто ходили в сельскую лавку? Как Пётр Васильевич устраивал для своих покупателей праздник?
Слугой народа обычно называют представителей власти, в наши дни часто в ироническом смысле. Если отбросить иронию и взять выражение в первоначальном значении, достоин ли «звания» слуга народа Пётр Васильевич?
2. Вопросы по рассказу «Родничок»
Чем удивил слушателей Вася Назымов?
С помощью каких языковых средств описано пение героя?
Почему Вася отказался петь в известных народных коллективах?
Как вы понимаете смысл заглавия произведения?
3. Что объединяет рассказы «Слуга народа» и «Родничок»? Живут ли в наши дни на Севере такие люди, как Пётр Васильевич и Вася Назымов?
4. Расскажите о событиях, описанных в одном из рассказов (на выбор), от лица главного героя.
Требования
1. Принимаются только индивидуальные работы.
2. Титульный лист: выбранная номинация; название работы; фамилия, имя участника.
3. Оформление текста: 14 кегль, интервал 1,5, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, поля 2 см со всех сторон, текстовый редактор Word 98-2010, ориентация страницы — книжная, абзац — 1,25.
Участники записывают видео выразительного чтения одного произведения (фрагмента произведения) Ф.А. Абрамова.
Требования:
1. Принимаются только индивидуальные работы.
2. Конкурсные работы должны быть представлены в форматах: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.
3. В начале видеозаписи должны быть указаны название произведения, фамилия и имя чтеца.
4. Продолжительность – не более трёх минут.
5. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).
Критерии оценки: техника речи; артистизм.
Номинация «Буктрейлер»
Участники создают буктрейлер (рекламный видеоролик) по одному из рассказов (повестей) Федора Абрамова.
Требования:
1. Принимаются индивидуальные и коллективные работы.
2. Фильм предоставляется в одном из форматов: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.
3. Продолжительность видеоролика – не более 3 минут.
4. На титульном слайде указывается автор и заглавие произведения, которому посвящён буктрейлер, а также название конкурса, номинация.
5. В титрах указывается информация об авторе фильма: фамилия, имя (наименование учебного заведения, класс не указываются).
6. Соблюдение авторских прав. В случае использования фрагментов художественных и документальных фильмов, фото- и аудиоматериалов — обязательно указываются выходные данные (название, автор, киностудия, год создания…) и, если материал скопирован с интернет-ресурса, даётся ссылка на этот ресурс. Выходные данные и ссылки можно разместить как на соответствующих кадрах, так и в титрах.
7. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).
Критерии оценки: качество сценария, наличие концепции, идеи; технический уровень фильма (съёмка, монтаж, звук); сила промо-воздействия (рекламного воздействия на потенциальную аудиторию); оригинальность, творческий подход.
Задания для учащихся 8–11 классов
Номинация «Литературная»
Прочитайте миниатюры Фёдора Абрамова из сборника «Трава-мурава»: «Отрыжка войны», «Воронейко», «Доживая век». Дайте развёрнутые ответы на вопросы по произведениям.
1. Вопросы по рассказу «Отрыжка войны»
Для чего герой рассказа толчёт в ступе солому и мох?
Какие чувства вызвало у вас произведение?
Какое языковое средство использовал автор, давая название миниатюре? Объясните смысл заглавия.
2. Вопросы по рассказу «Воронейко»
Дайте краткие определения понятий: «коллективизация», «колхоз», «раскулачить».
Как относились в семье к лошади? Как вы это определили?
Из-за чего председатель колхоза злился на бывших хозяев Воронейко?
Как поступил отец семейства? Оцените его поступок.
Поделитесь мыслями и чувствами, которые вызвало у вас это произведение.
3. Вопросы по рассказу «Доживая век»
Что значит «неперспективная деревня»? Если значение слова вам неизвестно, воспользуйтесь справочниками или исторической литературой (соответствующими ресурсами сети Интернет).
Перекликается ли проблема советских «неперспективных деревень» с современными проблемами удалённых от центра населённых пунктов? Поделитесь своими размышлениями на эту тему.
Какие чувства вызывает у вас героиня миниатюры? Почему она спокойно говорит о смерти?
2. Титульный лист: выбранная номинация; название работы; фамилия, имя участника.
3. Оформление текста: 14 кегль, интервал 1,5, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, поля 2 см со всех сторон, текстовый редактор Word 98-2010, ориентация страницы — книжная, абзац — 1,25.
Участники записывают видео выразительного чтения одного рассказа, публицистического произведения (фрагмента) Ф.А. Абрамова.
Требования:
1. Принимаются только индивидуальные работы.
2.Конкурсные работы должны быть представлены в форматах: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.
3. В начале видеозаписи должны быть указаны название произведения, фамилия и имя чтеца.
4. Продолжительность – не более трёх минут.
5. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).
Критерии оценки: техника речи; артистизм.
Номинация «Эссе»
Участники представляют на суд жюри эссе. В основе размышления – одно из высказываний Ф.А. Абрамова (на выбор):
«Одно из главных назначений писателя – поддерживать в духовной форме свой народ».
«Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле».
«… до тех пор, пока мы сами, каждый из нас, каждый рядовой человек не поймет, не установит для себя непреложным законом, что все дела – это мои дела и что большой наш дом строится только общими усилиями, …до тех пор мы ничего не изменим… И этой идеи, идеи народной инициативы, активности я придерживаюсь всегда, и если есть такой писатель Абрамов, то его главное кредо: будить, всеми силами будить в человеке Человека».
«Обязанность каждого человека – отдать! Научиться отдавать – это самая большая радость. В литературу должны идти только те, кто хочет служить людям. Писатель – личность, он должен звать, вести, дать что-то для души и сердца».
Требования:
1. Принимаются только индивидуальные работы.
2. Оформление текста: 14 кегль, интервал 1,5, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, поля 2 см со всех сторон, текстовый редактор Word 98-2010, ориентация страницы – книжная, абзац – 1,25.
3. Объем работы – до трёх страниц.
Критерии: соответствие содержания работы заявленной теме; наличие в работе самостоятельных выводов, личной точки зрения; выразительность и эмоциональность.
Задание для библиотекарей
Номинация «В глубь строки»
Участники представляют на суд жюри сценарии занятий по произведениям Фёдора Абрамова, разработанные с использованием методик «Громкое чтение» и «Чтение с остановками».
Требования:
1. На конкурс принимаются индивидуальные и коллективные работы.
2. Работы предоставляются в печатном виде и должны включать следующие пункты: название и форма мероприятия, возраст участников, цель, перечень необходимого оборудования и оформления, сценарий, список использованных источников, краткий отчёт о проведённом мероприятии.
3. Работы могут быть дополнены следующими приложениями: отзывами участников мероприятия, публикациями в СМИ, двумя-тремя фотографиями с мероприятия.
Критерии оценки: оригинальность сценария; соответствие заявленной форме; глубина понимания и интерпретации художественного произведения (автором сценария); соответствие возрастным особенностям аудитории; цельность, наличие концептуального единства, воспитательная и образовательная ценность мероприятия.
Работы принимаются по адресу: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 41.
Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара
Телефон для справок: 8 (8182) 21–58–75. Яковлева Елена Витальевна, Медведева Светлана Валерьевна
Приложение 1
Анкета-заявка на участие в конкурсе
Фамилия и имя участника/участников (полностью)________________________________________
Согласие на обработку персональных данных и публикацию работы на сайте государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара»_____________________________ (Подпись)
Приложение 2
Ф.И.О. участника (полностью)
Наименование библиотеки (в соответствии с уставными документами), адрес, телефон
Номинация
Название работы
Домашний адрес и телефон
Согласие на обработку персональных данных и публикацию работы в сборнике по итогам конкурса_____________________________ (Подпись)
Приложение 3
Список миниатюр из сборника «Трава-мурава» для создания рукописных книг:
«Вкус Победы»,
«Анна Степановна и Анюша»,
«Родничок»,
«Афанасий, соври-ко»,
«Офимьин хлебец»,
«Фотография»,
«От жалости»,
«Щи и каша»,
«Когда любят»,
«Если пожалеть птицу»,
«Как Нина вылечила сына от жестокости»,
«Шама»,
«Бабушка Матрёна».
Приложение 4.
Список миниатюр и рассказов Ф. Абрамова для учащихся 3-5 классов