«Читаем Гайдара»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

«Читаем Гайдара»

22 января 2014 года, в день рождения писателя, состоялась областная акция «Читаем Гайдара». Взрослые читали и обсуждали с детьми повесть Аркадия Петровича Гайдара «Чук и Гек». Площадками для проведения акции стали муниципальные, детские и сельские библиотеки, а также детские сады и школы Архангельска, Коряжмы, Котласа, Мирного, Вельска, Верхнетоемского, Вилегодского, Виноградовского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Онежского, Пинежского, Плесецкого, Приморского, Устьянского и Шенкурского районов Архангельской области. Всего в акции приняло участие более 3000 детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Акция освещалась в средствах массовой информации: 7 публикаций в районных, городских и школьных газетах; 15 информационных сообщений в Интернете на сайтах районной администрации, образовательных учреждений, библиотек, а также на страницах учреждений в социальных сетях; один видеорепортаж на школьном телевидении.

Как и ожидалось, гайдаровский текст не оставил детей равнодушными. Многие отмечают, что ребята переживали эту историю вместе с героями. «Особое внимание юных слушателей привлекли личности главных героев Чука и Гека: им искренне сопереживали, а также ругали за проступки и неправду», - читаем в отчёте Виноградовской детской библиотеки. Ребята из г. Няндома «заворожённо слушали эпизод, где мама искала пропавшего неизвестно куда Гека… Когда был зачитан отрывок, в котором Гек нашёлся, многие ребята облегчённо выдохнули, засмеялись, а некоторые даже захлопали в ладоши». Дети из посёлка Лайский Док (Приморский район) также очень переживали за Гека, а в финале «всех очень порадовало, что в конце-концов все собрались вместе и встретили Новый Год». Ребята из села Конецгорье (Виноградовский район) очень оживились, узнав, что горожанам Чуку и Геку пришлось впервые в жизни носить воду и топить печь, они «вспомнили, кто и откуда носит воду, кто помогал родителям заготавливать дрова». Коллеги из Карпогорской детской библиотеки приводят слова ребёнка: «После этой книги становится очень хорошо на душе, даже немного хочется плакать, но не от горя, а от радости». Юная душа пережила настоящий катарсис – очищение искусством слова.

Дети размышляли и активно отвечали на вопросы: В 30 школе Архангельска организаторам не хватило одного урока, так как «сложно было остановить шквал ответов и рассуждений детей». Где-то кипели споры, кому-то удалось нырнуть в глубину авторского замысла… Когда читателей Виноградовской детской библиотеки попросили оценить поступок Чука и Гека, решивших не говорить маме про телеграмму, один из ребят сказал так: «Старший брат поступил с мамой плохо, потому что утаить правду означает то же самое, что солгать! А ещё он научил младшего брата поступать так же! Значит, он вдвойне навредил!» У детей из села Вознесение (Приморский район) спросили, как бы они поступили на месте Чука и Гека. И не все категорично заявили о том, что, конечно, сказали бы маме правду. Нашлись и те, кто в себе засомневался. Такой самоанализ дорогого стоит!

Поиск ответа на вопрос о своём отношении к сторожу кого-то, возможно, впервые побудил открыть для себя сложность человеческого характера и опасность делать выводы о человеке по первому впечатлению. В селе Ровдино (Шенкурский район) мнения ребят сразу разделились: «…одни говорили: злой, ворчливый, оставил детей с матерью одних в избушке, убивает животных ставит капканы, другие не соглашались: разрешил матери с детьми жить в своей избушке, дал им зайца, ружьё, продукты. А когда сторож вернулся с письмом, все согласились, что он на самом деле добрый, но лучше бы всё-таки не ворчал, никто не любит ворчливых». А в Алексеевской сельской библиотеке (Красноборский район) дети задумались о глубинных причинах суровости гайдаровского героя: «В тайге холодно, и надо быть строгим, так как мороз и можно замёрзнуть». Глубина иных приводимых в отчётах детских высказываний не может не восхищать. Пятиклассница из села Ровдино Катя так ответила на вопрос о том, почему мать на стала наказывать сыновей из-за того, что они утаили пропажу телеграммы от отца: «… наверное, им было тяжело хранить в себе эту неприятную тайну, а когда они всё рассказали, им стало легче, мать это поняла и не стала наказывать». А вот какие «ингредиенты» счастья открыли для себя учащиеся Синицкой основной школы (Устьянский район): «Ребятам очень понравилась повесть. Они согласились, что её можно назвать сказкой о счастье, а Чука, Гека и их родителей – счастливыми людьми («потому что они вместе», «они любят друг друга», «они не ругаются», «понимают друг друга», «хотят быть всегда вместе», «по-доброму относятся друг к другу»)».

Среди приводимых в отчётах детских высказываний есть много, поражающих своей прекрасной детской непосредственностью. Вот лишь некоторые из них. «Счастье – это рождение брата, а у меня родилась сестра…» (г. Мирный). «Вот бы нас так наказывали!!!» (пос. Куликово, Красноборский район). «Мама не наказала мальчиков, потому что в избушке было мало комнат» (г. Архангельск, детский сад «Парусок»). На вопрос, куда девался Гек: «Его съел медведь вместе с полушубком и шапкой!» (г. Архангельск, детский сад «Поморочка»).

Судя по отчётам, акция понравилась, причём не только взрослым, но и детям. Ещё бы, ведь они, слушая Гайдара, побывали внутри доброй и светлой «почти сказки», размышляли и делали для себя важные открытия. А ведь для того чтобы получился этот чудо-сплав «чтение-проживание-размышление» нужно было всего лишь вспомнить традиционные формы работы с детьми младшего возраста – громкое чтение и рассказывание – и соединить их с современной стратегией «Чтение с остановками». Очень порадовало высказывание Н.В. Яндола, заведующей Федьковской сельской библиотекой (Верхнетоемский район): «Я уж думала, что такая форма работы как «громкое чтение» канула в лету, а она имеет право жить. Уже возникла идея насчёт других произведений». Многих, судя по отчётам, восхитила гениальная простота предложенных нами методик. Но мы не сомневались, что библиотекари, взяв на вооружение нашу методическую разработку, переделают её «под себя и под аудиторию», а для кого-то она послужит лишь отправной точкой.

В посёлке Урдома (Ленский район) «Чука и Гека» читали дошкольникам. Библиотекарь Галина Альбертовна Климова справедливо заметила, что детям этого возраста трудно воспринимать гайдаровский текст в полном объёме (даже в том, какой был предложен в нашем сценарии), поэтому большую часть произведения она пересказала. Но слово писателя звучало, и «дети познакомились со стилем повествования Гайдара, его умением понять характер ребёнка».

Некоторые из участников акции организовали предварительное знакомство детей с рассказом Гайдара (громкое чтение на уроках внеклассного чтения в школе, самостоятельное чтение), и в день проведения акции «Читаем Гайдара» устроили всевозможных варианты читательских конференций. Сотрудники Исакогорской детской библиотеки (г. Архангельск) провели настоящий читательский семинар, на котором второклассники отвечали на вопросы и выступали с сообщениями по проблематике произведения. В Тимошинской сельской библиотеке (Верхнетоемский район) состоялся литературный урок, на котором ребята подробно комментировали слайды с иллюстрациями из «Чука и Гека», обсуждали произведение, знакомились с яркими страницами биографии писателя. У четвероклассников из посёлка Сельменьга (Виноградовский район) предварительная подготовка к акции состояла не только в чтении рассказа, но и в творческом вживании в произведение: они готовили выразительное чтение фрагментов текста, изготавливали ёлочные игрушки своими руками и даже составляли инструкцию к использованию праздничной гирлянды. В посёлке Квазеньга (Устьянский район) «Чука и Гека» тоже читали сами ребята, заранее подготовленная библиотекарем группа школьников из шести человек. Разумеется, и в Сельменьге и в Квазеньге чтение сопровождалось интересным обсуждением произведения. В архангельской гимназии № 6 группа учащихся из шестых классов читала фрагмент «Чука и Гека» своим подшефным второклассникам. При составлении телеграммы о счастье во 2 «В» выяснилось, что дети мечтают «придумать вакцину от рака и СПИДа и всех излечить».

В Заостровской сельской библиотеке (Виноградовский район) ребята заранее читали рассказ и рисовали иллюстрации, которые 22 января разместились на выставке в библиотеке. Чтение в этот день не проводилось, но зато состоялся интересный разговор, а текст Гайдара всё же зазвучал в заключительной части занятия – в инсценировке эпизода с получением телеграммы в исполнении двух третьеклассников. Приём театрализации был использован и в посёлке Катунино (Приморский район) – там ребята увидели кукольный спектакль по «Чуку и Геку».

Многие библиотекари и педагоги в стремлении сделать встречу с книгой Гайдара более яркой и запоминающейся активно применяли визуальные средства: кроме рекомендованных в нашей разработке изображения телеграммы и портрета писателя, информационный стенд о жизни Гайдара и карта Архангельской области с отмеченными на ней местами пребывания писателя на Севере, всевозможные слайд-презентации и показ фрагментов художественного фильма «Чук и Гек»…

Пожалуй, самыми изобретательными в этой области проявили себя коллеги из микрорайона Каргополь-2 г. Няндома. В библиотечном пространстве был создан «домашний уют», детей рассадили по кругу, включили настольную лампу-абажур. В атмосферу «тех далёких времён» ребята погрузились благодаря предметам: сундук, валенки, чемодан, вязанка дров, пионерский барабан. А ещё для них был оформлен «Наглядный словарь незнакомых слов» - «столик, где были представлены предметы, обозначенные незнакомыми словами. Это калоши, ухват, металлическая коробочка с кремом для обуви (жестянка из-под ваксы), телеграммы-открытки и новогодние игрушки советского времени». Безусловно, такой словарь помог детям погрузиться в атмосферу произведения и, как следствие, лучше понять его смысл. Надо сказать, что многие из участников акции сочли необходимым объяснить ребятам не только понятие «телеграмма», но и другие, которые известны нам, взрослым, а вот у современных детей вызывают трудности.

Кто-то из участников акции придерживался предложенного сценария урока, кто-то придумал всевозможные вариации и дополнения, кто-то пошёл совершенно своим путём, как, например, Ольга Станиславовна Барган из г. Няндома, приславшая нам замечательную методическую разработку. Но главная нота была выдержана всеми. Звучало слово Гайдара, рождались эмоции и размышления, навеянные встречей с чудесной детской книжкой.

Многие участники акции очень удачным считают предложенное нами творческое задание – составление телеграммы о счастье. Это привлекательный для детей дошкольного и младшего школьного возраста игровой приём, с одной стороны, и хороший способ организовать рефлексию, синтезировать приобретённые в ходе занятия впечатления и умозаключения. В большинстве случаев составлялась коллективная телеграмма, но некоторые участники решили, что детям важно написать и свои собственные телеграммы родным, близким и друзьям. И в том и в другом случае шло горячее обсуждение понятия «счастье». Казалось бы, довольно сложное задание «для маленьких», которым трудно оперировать отвлечёнными понятиями. Однако опасения были напрасны.

«Счастье – это иногда быть на месте Барби, в роли феи, Русалки или ещё кем-нибудь», - написала в своей телеграмме девчушка из 22 школы Архангельска. Под слоем современного «масскульта» - классическая девчачья мечта. По наблюдениям коллег из посёлка Лявля (Приморский район), ребята «поняли, что понятие «счастье» почти не изменилось». Так изменилось или нет?

Заведующую Федьковской сельской библиотекой Н.В. Яндола (Верхнетоемский район) поразило единодушие ребят при составлении текста телеграммы, в который вошли в общем-то вечные ценности: «Когда рядом родители, друзья, помогаешь пожилым, хорошие оценки, зимние забавы». Надежда Вячеславовна делает вывод: «Современные дети, при всей их подвижности и просвещённости, очень отзывчивые и добрые». Приятно удивили взрослых и дети из села Строевское (Устьянский район): «Нас с учительницей удивило и обрадовало, что в своё понимание счастья дети вложили не материальные ценности, как мы думали! Самое первое, что у детей ассоциируется со словом «счастье» - это семья, мама!» Похожее открытие совершилось и в 24 школе Архангельска: «Самым главным моментом…являлась именно телеграмма, которую составляли дети. Говорить на такие философские темы с детьми нужно обязательно. Мы иногда недооцениваем их, предполагая, что у них какие-то своеобразные ценности. Мы лично убедились в том, что для наших детей важны семья, дружба, школа. Они хотят и умеют об этом говорить». В селе Ровдино (Шенкурский район) при составлении текста телеграммы зашёл разговор о деньгах, однако всё разрешилось вполне благополучно: «Много спорили, нужны для счастья деньги, сначала написали это слово в телеграмму, но потом одно слово оказалось лишним, и решили, что всё остальное важнее денег».

Таким образом, акция «Читаем Гайдара» помогла совершиться важным открытиям. Дети погрузились в уютный гайдаровский мир, окунулись в «далёкие» времена, постигли сложность человеческого характера и секреты человеческого счастья. А взрослые заново открыли для себя Гайдара… и детей, которые хотят быть счастливыми в традиционном смысле этого слова.

Но всё же время вносит свои коррективы. Для организаторов акции изучение отчётов было сродни социологическому исследованию. На просьбу оценить поступок мамы, которая разводит по разным комнатам драчунов, вместо того чтобы наказывать, ребёнок из села Заостровье (Приморский район) ответил так: «Хорошо, что мама развела их по комнатам, можно спокойно телевизор смотреть или на компе играть, брат мешать не будет». Тревожный звоночек, не так ли? Но это всё же нетипичный, единичный ответ. По-настоящему встревожило нас другое: почти в каждом отчёте отмечается «зависть» детей к Чуку и Геку, имеющим такую хорошую добрую маму. Счастлив ли мальчишка из 22 школы Архангельска, сказавший, что для счастья ему не хватает только пятого телефона (четыре у него уже, видимо, есть)? Может, «Чука и Гека» стоит почитать вслух ещё и всем современным родителям?

Радостно было читать эти строки отчёта Курцевской библиотеки (Котласский район): «От общения с ребятами осталось очень приятное впечатление. А уже вечером, когда я шла с работы домой, мне встретился мальчик, Попов Славик, и спросил: «А правда, сегодня у Гайдара день рождения?» Я ответила: «Да», на что он сказал: «А мне понравилась его повесть». И это было очень приятно услышать, значит, мероприятие проводилось не зря, у ребёнка осталось впечатление на весь день». Будем надеяться, что понравятся детям и другие произведения Гайдара, интерес к которым возрос после акции. Итак, берём на себя смелость утверждать: акция удалась! Об этом свидетельствуют многочисленные благодарности и просьбы проводить подобные «мероприятия». А ещё благодаря акции мы почувствовали настоящее профессиональное братство: «Хотелось бы, чтобы акции такого рода проводились ещё, так как появляется чувство работы в единой команде – команде библиотекарей» (пос. Шипицыно, Котласский район).

Возврат к списку