Одним из самых ярких событий «Библиосумерек-2014» стал городской квест «Наш Гайдар». Мы не случайно назвали командную игру именно так: нам хотелось, чтобы архангельские школьники «присвоили» себе и своему городу писателя, который когда-то у нас был. Пусть и недолго, но оставил свой след – а наш северный край оставил след в биографии Гайдара. Для решения такой сверхзадачи надо было организовать захватывающее приключение – весёлую, но осмысленную беготню по городу.
Естественно, чтобы «бегать со смыслом», ребятам нужно было подготовиться. Мы решили, что они должны вспомнить основные произведения Гайдара и познакомиться со страницами биографии писателя, связанными с его пребыванием на Севере. В то же время нам не хотелось пугать детей объёмом подготовки. Все участники квеста получили список источников, с которым им предстояло поработать. Этот список составляли в основном небольшие по объёму статьи и книги, а также веб-ресурсы: статья из «Википедии» и материалы с нашего библиотечного сайта. Из произведений писателя школьники читали «Тимура и его команду», «Судьбу барабанщика», «Голубую чашку». В этом списке не было повести «Школа», написанной именно в нашем городе: мы посчитали, что эта книга достаточно трудна для восприятия.
Итак, 25 апреля в 16.00 в читальном зале нашей библиотеки собрались 4 команды: «Чук и Гек», «Бумбараш», «Арсений и его команда», «Тимуровцы». В команды вошли школьники с 5 по 9 класс. Мы прописали в Положении обязательное наличие взрослого сопровождающего – как вы понимаете, эта мера просто необходима в наши дни. Команды получили маршрутные листы. Прежде чем отправиться в путь, они должны были «расшифровать» все контрольные пункты своего пути. Разрешалось пользоваться Интернетом и фондом читального зала.
Затем каждая команда побежала по своему маршруту, состоящему из 5 пунктов. Архангельская областная детская библиотека, Архангельский городской штаб школьников имени А.П. Гайдара, магазин «Светлана», Дом Гайдара на пересечении улицы Выучейского и Площади профсоюзов, Архангельский литературный музей. Расстояния между пунктами не очень большие: мы не хотели, чтоб ребята сильно уставали.
У каждого контрольного пункта была своя тематика, задания определялись местом. Возле Дома Гайдара библиотекари задавали вопросы, связанные с пребыванием писателя в Архангельске. Какое произведение писал, когда жил в этом доме? По какому ещё адресу он жил? У магазина «Светлана» (имя героини «Голубой чашки») участникам игры предстояло вспомнить произведения Гайдара. В Архангельском городском штабе школьников были задания, связанные с книгой «Тимур и его команда», историей тимуровского движения и деятельностью Штаба школьников. Были и задания поискового характера, не требующие знания фактов биографии и произведений писателя. Так, в Архангельском литературном музее ребятам надо было среди экспонатов отыскать трубку Гайдара, подаренную музею его сыном. В читальном зале нашей библиотеки благодаря заданиям ребята «потрогали руками» прижизненные издания Гайдара и номера «Пионерской правды» тридцатых годов (нужно было найти название произведения писателя, опубликованного там).
Мы посчитали, что в игре должна быть интрига. Ведь настоящий квест – это поиск, да и сами произведения Гайдара диктуют приключенческий дух. Наш игровой сюжет скрепляла необходимость получить цифровой код. На каждой станции после выполнения заданий (вне зависимости от результатов) библиотекари вписывали в маршрутный лист определённую цифру. В итоге получился шестизначный телефонный номер, по которомунадо было позвонить и узнать свой пароль.
После прохождения всех пунктов необходимо было вернуться в Гайдаровскую библиотеку, предъявить организаторам маршрутный лист и назвать свой пароль. Перед оглашением результатов игры мы попросили представителей команд выйти вместе с паролями и встать так, чтобы получилась фраза. А фраза была у нас просто замечательная: А жизнь, товарищи, была совсем хорошая! Очень хорошо нам помогали волонтёры – активисты Архангельского городского штаба школьников, которые встречали команды на улице и провожали их на контрольный пункт. Они же вошли в состав жюри и участвовали в церемонии награждения.
Мы раздали сопровождающим детей педагогам анкеты и выяснили, что игра очень понравилась. Ребята проявили интерес, готовились к квесту, изучали источники. Довольны игроки и тем, как организована была игра. На вопрос о том, будет ли познавательный, воспитательный и развивающий эффект от библиоквеста «Наш Гайдар», все ответили утвердительно. Это вселило в нас уверенность в том, что первый блин – не комом. И, конечно, мы обязательно попробуем устроить занимательную беготню по Архангельску ещё не один раз.