Конкурс сочинений "Поступок, которым горжусь"


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Конкурс сочинений "Поступок, которым горжусь"

Светлана Чаусова,
ведущий методист

Объявляя конкурс, мы хотели дать подросткам возможность поразмышлять о том, что такое поступок, сравнить поступки современных детей и героев А.П.Гайдара, обратить внимание читателей на произведения писателя. Участниками конкурса стали учащиеся 5-11 классов школ города Архангельска.
В своих сочинениях дети рассказали о поступках, в которых они или их родные и близкие проявили свои лучшие качества, поделились мнениями о понравившихся героях произведений Гайдара.
Главным критерием оценки для нас явилась способность автора увидеть и показать нравственную сторону поступка. Обращалось, конечно же, внимание и на литературное мастерство.
Абсолютное большинство детей в своих работах рассказали о том, как они заботились о животных, как помогали взрослым. Мы поставили перед детьми трудную задачу – рассказать о своих хороших поступках, что не в характере русского человека. Как оценить эти сочинения? Все на свои места поставила работа Сютковской Екатерины.

"Разве можно гордиться собой?" – спрашивает девятиклассница. Отрывки из ее сочинения дают возможность проследить ход ее рассуждения:

"Нам сегодня сказали в школе:
"Сочинение будем писать".
Мы напишем – "чего же боле",
Отчего нам не написать?
Только тема вот так звучала:
"Тот поступок, которым горжусь".
Разве можно гордиться собою?!
Я не знаю зачем, но сержусь…

"Горжусь…" – мне всегда хотелось сказать так своим друзьям, не испытывая при этом чувства собственной ничтожности, которое ощущаешь, когда лжешь. Это, наверное, приятно – гордиться своим поступком, зная, что не будет мучить совесть, более того, самому себе говорить: "Ты молодчина!"
С другой стороны, я, пожалуй, даже рада, что не позволяла себе (хотя поводы были!) смотреть на друзей свысока. Это опасно, это как дурная привычка: однажды попробуешь – отказаться будет непросто. Гордость (или все ж таки гордыня?..) – наркотик. Случайный "первый раз" постепенно перерастает в зависимость. Ощущение превосходства захватывает, как увлекательная компьютерная игра, и, вместо того чтобы нажать "отключить", рука невольно потянется к кнопке "старт"…
Но я думаю, очень важно, чтобы поступок, которым ты гордишься, не оказался проступком – чтобы твоя гордость не поднялась до небес (вспомните Вавилонскую башню!), не заволокла солнце, не застила тебе глаза.
Триумфаторы по праву и по прихоти! Да не унизьте себя, демонстрируя свои победы, и не оскорбите ближнего.
Гордость – хитрая штука. Иногда она скрывается там, где ее вовсе не ждешь, а бывает, стоит посреди дороги, как бы говоря: "Посмотрю, чего ты стоишь!"
Как же жить, чтобы стать победителем по праву? Главное, наверное, уметь прощать гордость других, если они не достойны ее, и уметь восхищаться такими людьми, чья гордость не пуста, равняться на тех, чье "горжусь" весомо и значимо. В памяти. Сейчас и в будущем. Потому что твоя жизнь должна стать Поступком…

Только тот, кто для других
Даже жизнь оставить готов,
Тот достоин восторга сердец
И друзей, и даже врагов".

Эта работа человека думающего, умеющего размышлять, делать выводы, была оценена как лучшая. Катя стала победителем нашего конкурса.
Хочется сказать еще о нескольких участниках, на наш взгляд, заслуживающих особого внимания.
Пятиклассница Наташа Кантова не только представила на конкурс сочинение, интересное по композиции (кольцевое построение, параллелизм в раскрытии образов), но и проявила в нем неожиданную для ее возраста духовную зрелость.

"Тимур и его команда… Я и мой класс? Так же, как тимуровцы, – по велению души? Но, говорят, сейчас не время для благородства и сострадания…"

И дальше она рассказывает о самом обычном случае – о спасении котенка. Но как она его осмысливает! Добрый поступок не вызывает в ней гордости, потому что " так поступили бы, наверное, и вы", и продолжает свою мысль очень значимыми словами: "чтобы остаться в ладу с собой". Она не гордится своим поступком так же, как "не гордились и тимуровцы. Ведь А.П.Гайдар этих обычных ребят наделил простым человеческим чувством – способностью понимать и переживать боль другого, естественным человеческим желанием – помогать слабым и беззащитным". Завершается эта работа риторическим вопросом, обращенным ко всем нам: "А кто сказал, что сейчас не время для благородства и сострадания?"

О подвиге летчика Валерия в годы Великой Отечественной войны девятиклассница Настя Сапегина узнала, когда отдыхала в "Орленке", об этом она и рассказала в своем сочинении. "По Валеркиной лестнице, – пишет девочка, – мы спускались, когда шли к себе в лагерь. Она даже не потрескалась от времени, которому не удалось стереть из памяти людей Поступок, не удалось умалить его значения"… Гордость, вызванная поступком летчика, соединяется в сердце Насти с сожалением, "что уходят лучшие". И опять – великолепная концовка: "Ценою подвига становится человеческая жизнь. Которая одна. Другой не будет. И прожить ее надо… Как? Решает каждый сам. Раз и навсегда. Потому что не черновик пишем…"

Но, возможно, есть жизненные ситуации, когда человек может по праву гордиться собой? "Да", – говорят ребята, и мы соглашаемся с ними. Это ситуация победы над своими слабостями, недостатками – самая трудная жизненная победа. Об этом в своих сочинениях написали Антон Терентьев и Марина Алексейцева. Каждый из них в определенный момент смог сделать важный выбор: Антон отказался от курения, Марина преодолела свой страх.

Восьмиклассник Иван Майга, размышляя над поступками героев Гайдара, пишет: "А.Гайдар создал замечательную повесть "Тимур и его команда". Она будет служить напоминанием о том, что надо быть благородным и справедливым, о том, что среди нас всегда найдутся люди, которые смогут постоять за себя и за других, которые смогут защитить слабых. Повесть А. Гайдара также учит нас дружить и работать в команде. Люди, желающие навредить другим, бывают лучше организованы, поэтому хорошим приходится нелегко. Но тот, кто, следуя гайдаровским героям, благороден, справедлив, честен, умеет дружить и работать в команде, добивается своего.
Но мало быть добрым, справедливым и уметь дружить. Надо ещё быть смелым, так как надо преодолеть себя и свой страх, прежде чем выступить против тех, кто не желает добра окружающим.
В моей жизни и жизни моих друзей ещё не было никаких героических событий, мы не совершали ничего героического, но мы стараемся делать приятно окружающим, помогая им". И это стремление – быть полезным другим – автор собирается взять с собой и во взрослую жизнь.

Трогают своей искренностью, задушевностью бесхитростные работы Владислава Копытова и Ани Поповой. Они восхищаются своими родителями и считают Поступком их готовность служить людям и при этом быть замечательными мамами и папами. "А быть хорошей мамой – разве это не подвиг? Причем каждый день? "

В заключение хочется вспомнить мудрые слова Ольги Седаковой: "Поступок – это шаг по вертикали". Это может быть шаг по вертикали вниз: ко лжи, злобе, зависти, подлости. А может быть и шагом вверх: к миру, дружбе, пониманию, бескорыстной помощи, милосердию. И это очень важно – по достоинству (чего на самом деле стоишь?) оценить, понять свой поступок. И не менее важно увидеть поступки по вертикали ввысь, красивые поступки других людей.
Мы были благодарны всем, кто принял участие в конкурсе. Не все стали победителями, но каждый получил возможность задуматься о важных вопросах. Ответы на эти вопросы дети будут искать всю жизнь. Возможно, наш конкурс стал первой попыткой осмыслить их.

2004 г.

Возврат к списку