Гайдар и категорический императив

Светлана Чаусова,
ведущий методист

В нашей библиотеке стало традицией отмечать очередной юбилей Гайдара обращением к нашим читателям с вопросами: хранит ли сердце вашей памяти имя «Гайдар», чем был писатель в вашей жизни, как вы воспринимаете его творчество сегодня. Так, к столетнему юбилею мы провели мини-исследование «Восприятие творчества Гайдара читателями различных возрастных категорий» и выявили, что менее всего творчество писателя известно двадцатилетним, они же считают его и неактуальным. Все остальные категории читателей знают и любят его книги, считают их необходимыми для формирования нравственного мира ребенка, Гайдар остался для них прежним – хорошим детским писателем.
И вот спустя пять лет мы вновь обратились с вопросами о восприятии творчества Гайдара теперь уже к учителям города. Результаты анкетирования оказались прелюбопытнейшими. Нашими респондентами стали 87 учителей школ города и области.
Итак, на вопрос об изучении произведений Гайдара в школе положительно ответили 57 человек. В то же время несколько респондентов ответили, что читать его книги в рамках школьной программы нет возможности, так как имя Гайдара вообще изъято из них (программ). И вот тогда мы решили установить, как, каким образом большинство наших учителей все-таки изучает его произведения на уроках. Мы заглянули в разнообразные школьные программы, и вот что оказалось.

Начальная школа.

Программа по литературе Воюшиной – имя Гайдара не упоминается.

Программа Климановой – Горецкого – в разделе «Круг произведений для чтения» во 2 классе имя Гайдара просто называется, без указания конкретных произведений. Эта же программа 2007 года – имя его вычеркнуто из списка.

Программа Джежелей «Чтение и литература» – изучается «Горячий камень» и «Тимур и его команда» (отдельные главы).

Программа Кубасова – 2 класс в блоке «Читаю правильно» упоминается рассказ Гайдара «Маруся»; 3 класс – блок «На отдыхе» – «Голубая чашка»; 4 класс – блок «Это было недавно» – «Горячий камень».

Программа «Литературное чтение. ХХI век» 2 класс – «Елка в тайге» (отрывок из «Чука и Гека»).

Программа Занкова – 2 класс – «Чук и Гек», 3 класс – «Горячий камень».

Программа 2100 – 4 класс – фрагменты из «Тимура и его команды».

Средние классы – составители программ Коровина, Курдюмова,… Гайдара не знают. Лишь Беленький предлагает для самостоятельного чтения «Тимура и его команду».

Что же показал опрос?

Учителя читают Гайдара на уроках литературного и внеклассного чтения и даже используют его произведения в качестве регионального компонента на уроках русского языка.

В 1 классе читают «Сказку о военной тайне», «Совесть», «Чук и Гек».

2 класс – «Дым в лесу», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Совесть».

3 класс – «Тимур и его команда», «Дальние страны», Горячий камень».

4 класс – «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «РВС», «Голубая чашка» (отрывок).

5 класс – «Тимур и его команда», «На графских развалинах», «Голубая чашка», «Совесть».

6 класс – «Школа», «Тимур и его команда», «Честное слово».

7 класс – «Школа».

Созвучно ли творчества Гайдара духовным запросам современных детей?

Из 87 ответов в двух отрицается ценность творчества произведений Гайдара для современных школьников.

4 человека считают, что все творчество Гайдара соответствует духовным потребностям современных школьников.

Основной пафос размышлений учителей о творчестве Гайдара выражен в словах: «Книги Гайдара – неотъемлемая часть русской литературы. В них поднимаются вечные темы, с которыми автор обращается к современным читателям и будущим. Они учат детей быть добрее, внимательнее к людям. Честности, порядочности, обязательности, уважению к людям. В них есть то, что хоть и забыто, но не отсутствует в человеке, в ребенке».

А каково отношение учителей к отдельным произведениям Гайдара?

«Тимур и его команда»

По мнению учителей, эта книга возвращает в жизнь такие нравственные понятия, как милосердие, благородство, великодушие: «Учит детей видеть границу между добром и злом, дружбой и предательством, верностью дружбе и эгоизмом… Учит ответственности, умению в трудную минуту прийти на помощь… Книга позволит обратить внимание учащихся на проблемы нравственного порядка».
Кроме того, она пробуждает социальную активность: «Теперь опять встает вопрос о создании детских организаций, о том, как занять досуг детей. Эта книга отчасти дает ответ на эти вопросы… Снова возвращаемся к отрядам, готовы творить добрые дела, так как в школах возрождается самоуправление, приобретает популярность создание в классных коллективах своих министерств, ведомств, избираются министры…Учит быть смелым в принятии решений… Современные дети отзывчивы, добры, но им не хватает лидера… Воспитывает командный дух, сплоченность… Писатель придумал для детей игру в «хороших людей», которая на самом деле была настоящим делом – нужным, полезным».

«Голубая чашка»

Вот характерный ответ: «Произведение, которое поможет найти ответ на актуальный и в наше время вопросы: Как строить взаимоотношения в семье? На чем семья основывается? Как достигнуть взаимопонимания?»

«Чук и Гек»

«В рассказе показаны отношения между двумя братьями, их дружба, отношение к родителям, к другим людям… В рассказе дано очень точное определение счастья…Творчество Гайдара убеждает читателей, что только тот, чье сердце и разум озарены светом добра и справедливости, дарит людям счастье, помогает сохранить мир и счастье в семье».

«Сказка о военной тайне»

Учителя начальной школы отмечают: «В сказке говорится об армии, и в наши дни отношение к армии меняется, многие мальчишки из класса хотели бы служить в армии … Писатель учит надежности, верности, порядочности. Именно этого сейчас не хватает…. Он дает возможность проявить сочувствие, сопереживание, раскрывает богатый внутренний мир ребенка».

«Судьба барабанщика», «Школа»

В этих произведениях «поставлены вопросы духовного становления личности подростка….Важна собственная значимость подростка в решении серьезных «взрослых» проблем... Это пример, как мальчишка, преодолевая трудности, ошибаясь, может оказаться все же достойным человеком».

Вызывает ли восприятие произведений Гайдара трудности у современных школьников?

Нет (считают 16 человек):

– если проведена дополнительная словарная работа;

– если учитель владеет методикой;

– если заинтересовать книгой.

Читать трудно, потому что

– «неоднозначное отношение к личности автора, его героям»;

– «изменились нравственные ориентиры»;

– «изменилась эпоха»;

– «нет общественных и военных организаций того времени»;

– «не понимают глубины авторского замысла»;

– «велик объем произведений»;

– «мала экземплярность книг в библиотеке».

Кто из героев книг, на Ваш взгляд, может служить примером для современного ребенка?

Пятьдесят учителей ответили: «Может, это Тимур? Целеустремленный, ответственный, добрый, щедрый, заботливый… Образ Тимура очень понравился пятиклассникам. Они сами захотели быть похожими на него…».

«Нет, это Гейка, а Тимур слишком плакатный», – прозвучал один ответ.

О Мальчише-Кибальчише как о примере для подражания сказали 7 человек, об Альке – 4, о самом авторе – 2.

Были названы и такие персонажи: Ивашка Кудряшкин, Светлана; Чук и Гек; старик («Горячий камень») и «многие другие честные и добрые, ответственные и мечтательные герои Гайдара».

«Некого из литературных героев писателя назвать образцом для подражания» – считают 4 человека.

А вот еще ответы: «Герои, романтизирующие темы войны, не могут служить примером… Ни разу не слышала, чтоб дети сказали: «Хочу быть похожим на…» У них другие кумиры, но задуматься о жизненных ценностях могут… Вряд ли современный подросток будет искать пример для подражания в книгах Гайдара… Нельзя назвать одного-двух героев, которые были бы авторитетом, примером для всех. Кто-то повторит и судьбу барабанщика, а другой ничего не возьмет для себя… Примером могут служить не герои, а сами поступки, отношения между героями».

Ваш прогноз о читательском интересе к творчеству Гайдара на ближайшие 10 лет?

«Всплеска популярности ждать не придется, потому что»: «Обилие развлекательных произведений, компьютеризация, современные кинофильмы вряд ли способствуют этому… Телевидение не показывает фильмов по произведениям Гайдара, нет детских постановок в театре…Эти произведения для детей другой эпохи – эпохи социализма. Именно с разрушением социализма их стараются забыть… СМИ про писателя забыли… У студентов вуза мало часов по методике детской литературы, в школе мало часов литературы, даже на внеклассное чтение трудно «выкроить»… Все переведено на денежную основу».
О неблагоприятном прогнозе свидетельствуют также такие высказывания: «Возможно, наступит время, когда дети не будут знать имя этого писателя… Считаю, что если в ближайшее время не будут придуманы компьютерные игры или современные мультики по произведениям Гайдара, то интерес к его книгам угаснет».
Были и осторожные высказывания: «Интерес к творчеству останется на том же уровне… К сожалению, не возрастет… Будут читать не все произведения… По рекомендации учителей и родителей некоторые дети будут читать его книги… Все зависит от нас, учителей».

Будут читать, если…: «ввести в школьную программу… появится потребность общества в высоких нравственных чувствах… интерес поддержат учителя и родители… чтение передастся по наследству… интерпретировать по-новому… возродится детское движение».

И как категорический императив звучат слова:

Должно пользоваться спросом!

– Надо читать!

Итак, подведем итог. Несмотря на почти полное изъятие из учебных программ творчества Аркадия Гайдара, несмотря на «мышиную возню» вокруг имени писателя, предыдущие поколения его читателей помнят, любят, ценят произведения этого автора, отдают должное их воспитательной силе и передают как эстафетную палочку увлеченность его книгами своим ученикам.

2009 г.