Изобразительное искусство


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Изобразительное искусство



К XVIII в. в России оказался утерянным древний способ изготовления мозаик. Ломоносов заинтересовался возрождением забытого мозаичного искусства – составлением картин и портретов из цветных стеклянных сплавов (смальт). В Химической лаборатории ученому удалось создать рецепт для получения цветного стекла и скрепляющего раствора. Затем Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты. Первой его мозаичной работой был образ Богоматери. Вместе с учениками Ломоносов создавал мозаичные портреты Петра I, императрицы Елизаветы. По инициативе Ломоносова была открыта фабрика цветного стекла в деревне Усть-Рудице, недалеко от Петербурга. Михаил Васильевич создал и собственную технику мозаичного набора четырехгранными палочками различного сечения. В 1761 году Ломоносов с помощниками приступил к работе над грандиозной исторической картиной «Полтавская баталия» для Петропавловского собора. Картина поражала красотой и размерами: длина – 6,4 м, высота – 4,8. Составляли ее 7 человек, на изготовление пошло 900 тысяч кусков цветного стекла. Сейчас это полотно украшает стены Академии наук в Санкт-Петербурге. За 18 лет работы мозаичной мастерской в ней было создано 40 картин, из которых до нашего времени сохранились только 23. Мозаичные картины мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства.

В XX в. мечта Михаила Васильевича об украшении публичных зданий мозаичными картинами осуществилась. Стены дворцов, метрополитенов, домов культуры сейчас украшены монументальной мозаикой.



Назад в раздел