Что читать о Михаиле Васильевиче Ломоносове подросткам
Неординарная личность М.В. Ломоносова и его непростая судьба стали источником вдохновения и главной темой многих художественных произведений, посвящённых великому учёному. Их авторы, каждый по-своему, попытались донести до нас, читателей, свой образ, своё видение человека, жившего и творившего в далёком 18 веке и сумевшего на столетия опередить своё время.
Андреев-Кривич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов : повесть / С.А. Андреев-Кривич. – М. : Детгиз, 1960. – 127 с. – (Школьная библиотека).
Андреев-Кривич С.А. «Может собственных Платонов…» : юность Ломоносова / С.А. Андреев-Кривич. – М. : Сов. Россия, 1968. – 164 с. : ил.
Осокин В.Н. Российскою землёй рождённый: историческая повесть / В.Н. Осокин. – М. : Русское слово, 2008. – 112 с. – (Школьная историческая библиотека).
Равич Н.А. Повесть о великом поморе / Н. А. Равич; рис. И.Архипова. – М. : Дет. лит., 1976. – 174 с. : ил.
Сизова М. Михайло Ломоносов / М. Сизова. – М. : Мол. Гвардия, 1951. – 430 с. : ил.
Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы биографии М.В. Ломоносова. Вы уверены, что хорошо знакомы с этапами жизненного пути и научной деятельностью великого русского учёного? Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Как вы понимаете выражение: «Книги – врата учёности»?
2. Какие черты поморского характера, на ваш взгляд, проявились в М.В. Ломоносове?
3. Почему 25 января в наши дни отмечается как День российского студенчества?
4. Какие отметки предлагал Ломоносов для оценивания учеников?
5. В чём, по мнению Ломоносова, заключались задачи химии как науки?
6. Почему алхимия не стала настоящей наукой?
7. Какие физические методы применял М.В. Ломоносов в своих исследованиях по химии?
8. Какие цвета Ломоносов считал основными?
9. Какие важные положения о древней истории Руси сформулировал М.В. Ломоносов в своих исторических работах?
10. Каким образом М.В. Ломоносов предлагал отбирать слова, пригодные для литературного языка?
11. В чём состоит значение «Российской грамматики» Ломоносова для русского языка?
12. Ломоносов был «учёным в поэзии». Как вы понимаете это высказывание?
13. Почему в своём поэтическом творчестве Ломоносов чаще всего обращался к жанру оды?
14. Можно ли сказать, что Ломоносов по-новому подошел к проблеме изучения почв?
15. Какие из предположений Ломоносова в области гидрологии были позже подтверждены наукой?
Ответы на эти вопросы вызвали у вас затруднения? Возможно, ваши знания не так глубоки, как вам кажется. Подробнее познакомиться с жизнью и деятельностью гениального земляка и ответить на вопросы вам помогут книги:
Астафуров В.И. М.В. Ломоносов : книга для учащихся / В.И. Астафуров. – М. : Просвещение, 1985. – 145 с. : ил. – (Люди науки).
Белявский М.Т. …Всё испытал и всё проник: к 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова / М.Т. Белявский. – М. : Издательство Московского университета, 1986. – 222 с. : ил.
Грандилевский А.Н. Родина Михаила Васильевича Ломоносова. Описание ко дню двухсотлетнего юбилея от рождения сего первого русского учёного / А.Н. Грандилевский. – Архангельск : Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова; ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. – 336 с. : ил. – (Северная библиотека).
Лебедев Е.Н. Ломоносов / Е.Н. Лебедев. – М., 2008. – 748 с. – (Ломоносовская библиотека).
Ломоносов : краткий энциклопедический словарь / сост. Э.П. Карпеев. – М., 2009. – 480 с. – (Ломоносовская библиотека).
Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост. Г.Е. Павлова, А.С. Орлов; худож. Б.А. Лавров. – М. : Современник, 1989. – 493 с. : ил. – (Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах).
Морозов А.А. Ломоносов / А.А. Морозов. – М. : Мол. Гвардия, 1961. – 638 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
Морозов А.А. Родина Ломоносова / А.А. Морозов. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975. - 479 с. : ил.
Морозов А.А. Юность Ломоносова / А.А. Морозов. – Архангельск : Архангельское кн. изд-во, 1953. - 507 с. : ил.
Муратов М.В. Ломоносов / М.В. Муратов. – М. : Учпедгиз, 1960. – 228 с. : ил.
Муратов М.В. Юность Ломоносова / М.В. Муратов. – М. : Детгиз, 1955. – 158 с. : ил.
Некрасова Е.А. Ломоносов-художник / Е.А. Некрасова / М. : Искусство, 1988. – 143 с. : ил.
Павлова Г.Е. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) / Г.Е. Павлова, А.С. Фёдоров. – М. : Наука, 1988. – 465 с. : ил. – (Научно-биографическая литература).
Селезнёв А.Г. Михайло Ломоносов / А.Г. Селезнёв. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. – 32 с. : ил.
Селезнёв С.А. Ломоносов и Север / С.А. Селезнёв. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1971. – 64 с. : ил.
Слово о Ломоносове : [сборник, вып. 1] / сост. Г.Г. Фруменков. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983. – 191 с. : ил.
Слово о Ломоносове : [сборник, вып. 2] / сост. Г.Г. Фруменков. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986. – 238 с. : ил.
Уроки с Ломоносовым: учебное пособие для учащихся 7-9 классов / сост. Е.Н. Старостина, О.Ю. Образцова. – Архангельск : Поморский университет, 2009. – 138 с. : ил.
Уткина Н.Ф. Ломоносов: к 275-летию со дня рождения / Н.Ф. Уткина. – М. : Мысль, 1986. – 224 с. – (Мыслители прошлого).
Фиалков Ю.Я. Сделал всё, что мог… Из жизни М.В. Ломоносова / Ю.Я. Фиалков. – М. : Дет. лит., 1971. – 127 с. :ил.
Фруменков Г.Г. М.В. Ломоносов – историк нашей Родины / Г.Г. Фруменков. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970. – 55 с.
Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства: (молодым – о М.В. Ломоносове): учебное пособие / И.А. Чудинов. – Архангельск : Международный «институт управления», 2001. – 281с.:ил.
Шумилов Н.А. Род Ломоносовых: поколенная роспись / Н.А. Шумилов. – Архангельск : Правда севера, 2000. – 121 с.
Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся старших классов / И.П. Щеблыкин. – М. : Просвещение, 1993. – 129 с.