«Мы выехали к отцу летом 1940 года, и пятый класс я заканчивал в школе № 6 Молотовска, что под Архангельском – в новом закрытом городе на болотах и морошке…», – писал Валентин Пикуль в биографическом произведении «Я расскажу о себе сам». В Молотовске Пикули жили в доме № 36 по Индустриальной улице. Валентин с увлечением занимался в кружке «Юный моряк» при Дворце пионеров. Морское дело там преподавал бывший моряк Николай Иванович Сметанин. Он рассказывал ребятам о боевых кораблях, показывал, как вязать морские узлы, обучал флажному семафору.
В 1941 году Валентин, сдав экзамены, поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Там его застала война и блокада. Отца в это время перевели на службу в Архангельск. Весной 1942 года Валентин Пикуль, больной цингой и дистрофией, вместе с мамой выехал из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни» и прибыл в Архангельск.
Здесь дальнейшую жизнь Вали определил случай. Как-то раз он увидел ребят, идущих строем по набережной Северной Двины в сопровождении матросов. Это были будущие юнги. В романе «Барбаросса» Пикуль так вспоминал об этом событии: «13 июля 1942 г. мне исполнилось 14 лет… День своего четырнадцатилетия я отметил поступком, в котором никогда не раскаивался и раскаиваться не стану до самой смертной доски: я отпраздновал свой день рождения тем, что убежал из родительского дома…».
Савва Михайлович, отец Вали, погиб под Сталинградом. Перед отправкой на фронт он дал согласие на учёбу сына в Соловецкой школе юнг. Первая в стране школа юнг Военно-морского флота была образована приказом наркома ВМФ СССР 25 мая 1942 года на Соловецких островах. Четырнадцатилетний Валентин Пикуль стал юнгой первого набора, когда школа только строилась и курсант должен был уметь делать всё.
«Что и говорить, на Соловках нас учили как спартанцев, - вспоминал Валентин Саввич. – А ведь попавшие в школу юнг были разными: и сильными, и слабыми, избалованными и «маменькиными сыночками». Но из каждого необходимо было сформировать боевого матроса, готового шагнуть на палубу корабля». В школе юнг формировались роты по специальностям, каждая рота была разделена на смены по 25 курсантов. Пикуля зачислили в смену № 22 на специальность рулевой-сигнальщик.
Рулевые работали со сложными навигационными приборами, учились прокладывать курс корабля и определять место в открытом море. Учёба была суровой, занимались ребята по десять-двенадцать часов в сутки. Шла война, подростки, которым не исполнилось и пятнадцати лет, дали присягу, и с них спрашивали, как со взрослых бойцов.
Все выпускные экзамены Валентин сдал на пятерки и имел право выбрать место службы. Он выбрал Заполярье. До конца войны служил юнга Пикуль на эскадренном миноносце «Грозный», который занимался сопровождением северных конвоев, ходил на поиски пропавших судов.
После войны Валентин Саввич решил посвятить себя литературной деятельности. За 40 лет работы писатель создал более 30 романов и повестей, которые стали популярны в России и за рубежом. В основном это исторические романы. Тема подвига Северного флота и Арктических конвоев раскрыта прозаиком в документальной трагедии «Реквием каравану PQ-17».
Особое место в его творчестве занимают «Мальчики с бантиками». Это автобиографическая повесть, рассказывающая о школе юнг и её воспитанниках. Все события и факты в ней реальны, они взяты из жизни автора, его родных и друзей. Валентин Пикуль правдиво и без прикрас рассказал о своей жизни и учёбе в школе юнг. Получилось повествование о суровой и непростой юности поколения, опалённой войной.
Лучше знать и понимать историю своей страны помогают хорошие, правдивые книги. «Мальчики с бантиками» Валентина Пикуля – одна из них. Как нельзя лучше к ней подходят слова Джека Лондона, которые автор выбрал эпиграфом к повести: