Подведены итоги областной творческой олимпиады «Старина стародавняя»
21 Ноября 2013
19 ноября в библиотеке состоялись ставшие традиционными Малые Ломоносовские чтения. Тема чтений – северный фольклор – была выбрана не случайно: 2013 год оказался урожайным на памятные даты, связанные с устным народным творчеством. Исполняется 170 лет со дня рождения Марьи Дмитриевны Кривополеновой, отмечаются юбилеи ещё у двух сказительниц – Маремьяны Романовны Голубковой и Анны Ивановны Гладкобородовой. В честь этих знаменательных дат мы решили посвятить северному фольклору областную творческую олимпиаду и назвали её «Старина Стародавняя». В ходе Ломоносовских чтений были подведены итоги Олимпиады, и, конечно же, выступили авторы наиболее интересных конкурсных работ.
Среди выступающих были участники исторического и исследовательского состязаний Олимпиады, гостям Чтений были также показаны творческие работы – фильмы, победившие в театральном состязании.
Начались Чтения с яркого, задорного выступления театра поморской культуры «Сузёмье». Слушатели словно побывали на Пинеге и услышали то, чем восхитилась московская артистка Озаровская почти сто лет назад, ведь участницы «Сузёмья» исполнили скоморошины из репертуара Марии Дмитриевны Кривополеновой, исполнили так, как пелись они в старину…
К сожалению, многие школьники, изучающие по литературе фольклор, не знают, что их предки не рассказывали былины, а сказывали, пели. На Севере традиция «живого» исполнения старин (былин) сохранялась дольше, чем в других регионах. Не случайно северные сказительницы сотрудничали и со знаменитым Северным русским хором, созданным А.Я. Колотиловой в 1926 году. Особенно активной была деятельность сказительниц в годы Великой Отечественной войны. Патриотические сказы, новины (то есть произведения о современных событиях, но в «старом стиле») были необходимы советскому народу в этот тяжёлый период. Эту тему широко и полно раскрыл в своём выступлении шестиклассник Сергей Фишев, ставший победителем в историческом состязании. Ответы Сергея на вопросы не только точные, но и очень полные, он, как и другие авторы лучших работ, изучил немало источников по теме.
Участникам исследовательского состязания предстояло не только изучить литературу, но и почувствовать себя в роли учёных-фольклористов. В настоящее время традиции устного исполнения старин, сказок, причитаний уже утрачены, поэтому организаторы предложили юным исследователям собрать материал, который пока ещё живёт в речи некоторых северян: былички (мифологические рассказы), легенды и предания. Десятиклассницу Любовь Луцик из деревни Ровдино Шенкурского района заинтересовали предания родного края о чуди – полуреального-полумифического народа, населявшего наш край до прихода новгородцев. Оказалось, что даже название деревни, по легенде, происходит от имени чудского князя Ровды. Люба поведала слушателям Чтений немало легенд, захватывающих дух. А ещё девочка рассказала, как вместе с поисковым отрядом клуба «Я познаю мир», существующим при детской библиотеке, ездила в поход на места древних чудских захоронений.
Четвероклассник Кирилл Лукин тоже из Ровдино и тоже является членом клуба «Я познаю мир». В одном из походов ребята обнаружили в заброшенной деревне странный предмет из бересты, назначение которого трудно было определить. В конце концов выдвинули гипотезу о том, что это колыбелька для домового. Так родилась идея исследовательской работы. В своём докладе Кирилл рассказал также о результатах опроса, проведённого им среди школьников. Оказалось, в домового до сих пор верят, но уже совсем не так, как наши предки.
Произведения северного фольклора неотделимы от их устного бытования, поэтому в качестве одной из тем для исследования выступили диалектные особенности речи жителей той или иной местности. Семиклассница Дария Салкова, проводя каникулы в посёлке Ваймужский Холмогорского района, заметила, как отличается речь старожилов от приезжающих в посёлок. Выбрав исследовательское состязание, Дария на период летних каникул вооружилась блокнотом и стала вести записи услышанных диалектных слов и выражений. Результатом стал словарь диалектных слов и выражений. Дария рассказала слушателям о своём словаре и пообещала продолжать работу над ним.
Ещё одну очень интересную работу, посвящённую диалектным особенностям речи, прислали из Вилегодского района. Семиклассница Оксана Пахтусова из села Вилегодск не смогла приехать на Чтения, но, благодаря новым технологиям, мы получили возможность увидеть и услышать её: выступление проходило в режиме «онлайн». Оксана исследовала употребление диалектизмов в вилегодских частушках и стихах вилегодских поэтов и пришла к выводу, что они придают речи остроту, яркость, выразительность, помогают передать особенности старого быта. Сделала Оксана и ещё один очень важный вывод: употребление диалектных слов в речи – не признак косности и отсталости, а яркое проявление уважения к родной культуре и родному языку.
Техника не подвела нас: эмоциональное выступление Оксаны ни разу не прерывалось. Помогла техника и по достоинству оценить фильмы, ставшие победителями в театральном состязании. Гости Чтений с удовольствием посмотрели видеозаписи театральных миниатюр, снятых в Устьянском и Мезенском районах. Председатель жюри в этой номинации, педагог театра кукол М.В. Мельницкая, так оценила представленные работы: «Все работы ребят очень порадовали неформальным отношением к выбору материала и его воплощению. Видно, что душу вложили. Очень мягко и хорошо используют «говор», не утрируют. Радует внимание ко всем предметам, которые попадают в кадр». Действительно, театральные работы порадовали и хорошей игрой юных актёров, и бережностью в передаче диалектных слов, и костюмами, и замечательными декорациями.
Завершились Чтения церемонией награждения: грамоты, благодарности и памятные призы получили все участники областной творческой олимпиады «Старина стародавняя».
Выбирая темой для краеведческого конкурса северный фольклор, организаторы волновались: не слишком ли сложная тема, заинтересуются ли современные школьники «бабушкиными старинами»? Устное народное творчество изучается в школьном курсе литературы, но жёсткие рамки программы не всегда позволяют проникнуть в специфику этого важнейшего пласта народной культуры и сформировать у школьников живой интерес к теме. Волнения были напрасными. Да, олимпиада «Старина стародавняя» не стала массовым конкурсом, однако, откликнулись именно те, кто не боится открывать новое для себя, ходить нехожеными тропами и нырять в глубину смысла.