Областной семинар "Искусство библиотечного общения: реальный и виртуальный формат"


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Областной семинар "Искусство библиотечного общения: реальный и виртуальный формат"



Искусство библиотечного общения: реальный и виртуальный формат

Областной семинар для специалистов муниципальных и школьных библиотек, работающих с детьми

В последние годы учёные, известные деятели культуры, размышляя о будущем библиотек, приходят к выводу: конкурировать с Интернетом они могут лишь при условии активного, «живого» общения между библиотекарем и пользователем. Этот вопрос особенно актуален для библиотек, обслуживающих детей и подростков, перед которыми сегодня стоят важнейшие педагогические задачи формирования информационной культуры, воспитания любви к чтению у молодого поколения. Успешно решить эти задачи можно лишь при высоком уровне библиотечного общения с ребёнком.

10–11 апреля 2012 года Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара проводила областной семинар «Искусство библиотечного общения: реальный и виртуальный формат». В работе семинара приняли участие сотрудники муниципальных библиотек Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Котласа, Вельского, Виноградовского, Пинежского, Приморского, Плесецкого, Шеркурского, Холмогорского, Устьянского районов Архангельской области, а также школьные библиотекари Архангельска.

Ещё в 1990 году библиотековед С.Г. Матлина писала: «Библиотечное обслуживание – это диалог, в котором ведущая роль принадлежит читателям, их интересам и запросам». Как выстроить диалог с подростками, малышами, младшими школьниками и их родителями? Ответы на эти вопросы сотрудники детских и школьных библиотек искали, слушая и комментируя выступления, участвуя в интерактивных встречах.

Общение в реальном формате не может быть эффективным, если библиотекарь не «видит» и не «слышит» маленького читателя. Специалист Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования Н.Н. Канжина напомнила основные правила общения взрослого и ребёнка, обратив особое внимание на подводные камни (невнимание к невербальному каналу передачи информации, власть стереотипов и т.д.). Общаясь с библиотекарем, ребёнок может выступать в роли взрослого, и, наоборот, общаясь с читателем, взрослый может выступать в роли ребёнка. Участники игры, проводимой психологом А.С. Лапиной, пришли к выводу, что хороших и плохих позиций в библиотечном общении не существует. Работающий с детьми библиотекарь чаще всего выступает как Родитель, но роль эта не должна становиться универсальной: необходимо уметь проявлять гибкость, менять позицию в зависимости от ситуации общения.

Нарушение взаимопонимания между библиотекарем и подростком чаще всего происходит именно из-за «застревания» взрослого на позиции Родителя. Не случайно исследование «Индивидуальное библиотечное обслуживание подростков в детских библиотеках Архангельской области» показало, что индивидуальная работа с подростками осознаётся библиотекарями как трудное, проблемное направление деятельности. Основные итоги исследования были отражены в выступлении методиста Гайдаровской библиотеки А.Н. Макуриной. Среди выявленных причин трудностей индивидуального обслуживания подростков – недостаточно хорошее знание библиотекарями современной детской литературы (без чего невозможен содержательный диалог о книге) и ослабление педагогической доминанты профессионального сознания. Неотъемлемой частью индивидуальной работы является изучение читателя. Сотрудники Гайдаровской библиотеки в ходе изучения своих пользователей создают портрет читающего подростка. Какие жанры предпочитают сегодняшние пятиклассники и шестиклассники, какие журналы читают, знают ли современную детскую литературу, чем увлекаются – на эти и другие вопросы ответила в своём выступлении главный библиотекарь отдела обслуживания учащихся 5–9 классов О.Л. Мымрина. Для привлечения подростков в библиотеку, для поддержания у них интереса к чтению важно не только проявлять доброжелательность и эмпатию в ходе непосредственного общения, но и создавать в библиотеке диалоговую среду. Один из самых популярных и простых способов организации такой среды – разнообразные интерактивные выставки. Ольга Леонидовна поделилась опытом работы с такими экспозициями и сделала вывод об их немалой роли в создании комфортной для подростков-читателей атмосферы.

Ещё один способ создания «коммуникативного уюта» в библиотеке – клубы и творческие объединения. Молодёжное объединение «НОКАУТ» существует при ЦСДБ им. А.С. Пушкина г. Сарова Нижегородской области недавно, с 2010 года, но даже за этот срок, благодаря «НОКАУТу», для многих подростков библиотека стала вторым домом. Ребята помогают библиотекарям в подготовке и проведении массовых мероприятий и праздников (сценарии часто пишут сами), акций, в создании клипов. И получают, в свою очередь, то, чего им так не хватает в школе: «роскошь общения» и массу возможностей найти и проявить себя. По словам заведующей отделом «Отрочество» Н.В. Зламиной, детская библиотека тем и отличается от школы, что помогает «раскрыть и развить ребёнка, не загоняя его в какие-то рамки». Формула общения с подростками в библиотечном клубе, «выведенная» коллегами из Сарова: «чуть спускаясь к подросткам по лестнице, протягивать им руку – и в то же время вести их вверх».

О лучших клубах, существующих при детских библиотеках Архангельской области, рассказала заведующая методическим отделом Е.В. Яковлева в ходе подведения итогов профессионального областного конкурса «Библиотечный клуб: быть интересными друг другу». А об опыте работы интеллектуального клуба «Я познаю мир» и клуба молодой семьи «Аистёнок» участники семинара узнали «из первых уст» – от заведующей Ровдинской детской библиотекой Е.М. Микеровой и заведующей Октябрьской библиотекой № 2 ЦБС г. Архангельска Е.В. Неверовой. На конкурс пришло всего 8 работ. Однако иначе и быть не могло: клубная работа – высший пилотаж, далеко не каждой библиотеке по силам создать у себя совершенно особую атмосферу для общения. Тем более драгоценным представляется опыт по-настоящему живых клубов, представленный в конкурсных работах.

Популярная в наши дни концепция «дванольной библиотеки», основанной на платформе Веб 2.0, предполагает не только переход на современные информационно-коммуникационные технологии и активное освоение интернет-пространства, но и «перезагрузку» профессионального сознания библиотекаря. В своём выступлении главный методист ЦБС Канавинского района г. Нижний Новгород Г.М. Пальгуева подтвердила эту мысль. Рассказывая о внедрении новой стратегии своей ЦБС «Через Веб 2.0 и технологии чтения – к Библиотеке 2.0 и 3.0», Галина Михайловна подчеркнула важность глубокого и всестороннего обучения кадров, а также назвала главные цели такой модернизации: «Сделать библиотеку актуальной (решать проблемы здесь и сейчас); активной (искать тех, кого хотим видеть); адекватной (предлагать то, что ждут); адресной (внедрить индивидуализацию обслуживания). Галина Михайловна и её коллеги активно используют новые технические возможности: проводят читательские онлайн-конференции, профессиональные встречи и обучающие семинары с помощью программы «Скайп».

Библиотекари смогли воочию оценить возможности скайп-общения, ибо выступление Г.М. Пальгуевой происходило в онлайн-режиме. «Заочными» выступающими стали и сотрудники Волгоградской областной библиотеки для молодёжи. Участники семинара получили возможность посмотреть небольшой фильм об опыте проведения разнообразных интернет-мостов и задать вопросы заместителю директора библиотеки Е.В. Головачёвой.

Заведующая отделом библиотеки «Бестселлер» МБС г. Северодвинска Н.К. Горних, выступавшая уже в «реальном формате», представила опыт организации онлайн-разговоров с популярными в молодёжной среде современными писателями-фантастами. Очевидные плюсы такого скайп-общения, по словам Нины Калиновны, заключены не только в отсутствии материальных затрат на приглашение писателя, но и в возможности найти удобное для встречи время в условиях немалой занятости популярных авторов.

Свойства Библиотеки 2.0 – безбарьерный доступ к информации и услугам, эффективная обратная связь, создаваемый совместными усилиями библиотекаря и пользователя контент – особенно ярко проявляются в блогах и библиотечных сообществах в социальных сетях. Блоги можно сравнить с личными дневниками или с виртуальными периодическими изданиями. Свой блог может создать каждый, но сделать его популярным, актуальным и полезным читателю не так уж просто. За последние пять лет в Интернете появилось немало ярких библиотечных блогов, которые, однако, чаще всего становятся площадкой для профессионального общения. А вот библиотекарям из Сарова удалось сделать блог «Рыжесть цвета огня» интересным для подростков и молодёжи. На правах опытного и успешного блогера Н.В. Зламина провела мастер-класс, рассказав о сути «блогостроения» и предложив участникам семинара разработать проекты своих интернет-дневников.

Но самый «густонаселённый» детьми и подростками сегмент Интернета – это, конечно, социальные сети. В ходе круглого стола «Библиотека ВКонтакте с читателем», посвящённого виртуальным сообществам детских и юношеских библиотек, был представлен опыт библиотек Архангельска. Выяснилось, что возможностей у библиотечных групп в социальных сетях множество: удалённое обслуживание и эффективная обратная связь, содержательные диалоги о книгах и яркая реклама библиотечных событий – и всё это в привлекательном для подростков «неформальном формате». Однако, чтобы заслужить доверие тинейджеров и превратить библиотечные сообщества в настоящие виртуальные клубы, необходимо тщательно работать над качеством контента, его чёткой адресностью, а также над стилем общения.

Количество заявок от библиотек Архангельской области и география участников показали, что библиотечное общение на сегодняшний день – одна из самых актуальных тем для специалистов, работающих с детьми. У неё есть множество подтем и аспектов, и не все из них смогли найти отражение в программе семинара в силу ограниченности времени. Но самое главное – удалось привлечь внимание библиотечного сообщества региона к значимости проблем общения, к зависимости будущего библиотек от содержания и качества диалога с читателем. Удалось также доступным языком донести до коллег суть современной концепции «Библиотека 2.0». Семинар прошёл в атмосфере открытого диалога, интерактивности, творчества.



Назад в раздел