Межрегиональный семинар-совещание «Продвижение книги и чтения: библиографический аспект»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Межрегиональный семинар-совещание «Продвижение книги и чтения: библиографический аспект»



Межрегиональный семинар-совещание «Продвижение книги и чтения: библиографический аспект»

23-24 апреля 2013 года в Архангельской областной детской библиотеке имени А. П. Гайдара состоялся межрегиональный семинар-совещание «Продвижение книги и чтения: библиографический аспект», участники которого обсудили актуальные проблемы рекомендательной библиографии, познакомились с лучшими ресурсами по детскому чтению, узнали о технологиях создания современных средств рекламы книги.

В семинаре приняли участие заведующий отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки А.А. Копейкин, специалисты из Вологды, Владимира, а также библиотекари муниципальных и школьных библиотек Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Мирного, Каргополя, Котласа, Вельского, Виноградовского, Коношского, Онежского, Холмогорского, Приморского районов Архангельской области. География виртуальных участников (выступающих в режиме «онлайн»): Москва, Челябинск, Сыктывкар, Саров (Нижегородская область). Главной задачей семинара стало обсуждение метаморфоз, которые претерпело традиционное для детских библиотек направление работы – рекомендательная библиография – под влиянием глобальной информатизации и – шире – смены культурной парадигмы общества.

Выступление доцента кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусства, ведущего методиста Центральной детской библиотеки ЦСДБ г. Челябинска Н.К. Сафоновой задало тон всему семинару, обозначив ключевые проблемы современной рекомендательной библиографии детской литературы. Напомнив о выдающихся достижениях дореволюционной и советской рекомендательной библиографии, Наталья Константиновна констатировала, что сегодня это направление работы находится в кризисе. Причина кризиса в том, что в девяностые годы ушедшего века разрушился «координационный механизм», а также в том, что в пространстве детского чтения произошли глобальные изменения. Изменились статус и качество чтения, и «среднестатистический» современный ребёнок не способен усваивать вторичную информацию (информацию об информации), а значит, традиционные библиографические приёмы уже «не работают». Создалась несколько абсурдная ситуация, когда выпускаемые библиотеками библиографические пособия лишь номинально адресованы детям: их используют в работе сами библиографы и библиотекари. Говоря о будущем, Н.К. Сафонова выразила надежду на то, что новые образовательные стандарты (в которые включены понятия «круг чтения», «планирование чтения» и т.п.) вызовут потребность общества в рекомендательной библиографии.

Заведующий отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки А.А. Копейкин согласился с Натальей Сафоновой в том, что сегодня библиографы «ушли» от ребёнка, что адрес рекомендательной библиографии сместился в сторону «посредников» детского чтения – родителей, педагогов, самих библиотекарей, которым невероятно сложно сориентироваться в потоке детской литературы, учитывая, как огромен сегодня её ассортимент. Поэтому появляются всё новые и новые ресурсы, информирующие о книгах для детей. Созданный более десяти лет назад специалистами отдела рекомендательной библиографии РГДБ сайт «Библиогид» продолжает оставаться самым полным и авторитетным веб-ресурсом данного направления. Алексей Александрович рассказал также об одном из последних проектов некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» и РГДБ – каталоге «Детям и о детях», позволяющем библиотечным специалистам не только оперативно получать информацию о новинках детской литературы, но и осуществлять заказ книг.

Ещё один успешный интернет-проект последних лет – «Папмамбук». Главный редактор этого сайта М.С. Аромштам в своём выступлении подчеркнула, что «Папмамбук» имеет чёткую адресацию – семью. Именно из семейного уклада (а не из моральной сентенции «Надо читать!») вырастает читатель, и осознавшая это семья (а таких в последнее время становится всё больше) нуждается в профессиональном гиде. Уникальность ресурса в том, что материал о книгах даётся не только с филологической точки зрения, но и с психологической. Из рецензий можно узнать, что даст для личностного развития ребёнка чтение того или иного произведения, таким образом, родителям показывают значение и смысл процесса чтения, учат подходить к выбору книги своему ребёнку ответственно и целесообразно. «Папмамбук» не является библиографическим ресурсом в строгом смысле, но, безусловно, выполняет рекомендательную функцию и может быть использован библиографами и библиотекарями в работе с семьёй.

Помимо сетевых ресурсов, имеющих рекомендательно-библиографический характер, в отечественной библиографической практике получило развитие и издание электронных пособий на съёмном носителе. Выпуск таких информационных продуктов – одна из ведущих тенденций краеведческой библиотечной работы последних лет. Как сложно порой найти и собрать воедино разрозненные материалы по творчеству местных авторов! Неоценимую помощь в этом оказывают библиографические пособия. А если такие пособия включают в себя аудио- и видеозаписи, фотографии, мультимедиа-презентации, методические разработки и биографические сведения в электронном доступном для скачивания виде – это значительно расширяет возможности работы с творчеством писателя. Именно такое методико-библиографическое пособие по творчеству архангельского писателя Михаила Попова было представлено на семинаре. Над пособием трудился коллектив авторов, а презентацию проводили заместитель директора Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара С.В. Медведева и главный библиограф-краевед Е.Б. Кузнецова. Сам Михаил Константинович рассказал о работе над диском и о своей новой книге.

Пособие по творчеству М.Попова адресовано прежде всего библиотекарям, педагогам, а также школьникам, выполняющим учебные задания или интересующимся литературой родного края. Как привлечь к чтению больше детей, как заинтересовать «среднестатистического» ребёнка книгой? Здесь уже не обойтись традиционными библиографическими средствами, необходимо искать более современные формы популяризации книг. Общеизвестно, что реклама в формате «видео» гораздо более эффективна, нежели текстовая. Поэтому всё больший интерес в обществе вызывают буктрейлеры – видеоролики, рекламирующие книгу. На сегодняшний день целый ряд библиотек, в том числе детских и юношеских, работают над созданием рекламных роликов произведений литературы. Больших успехов в этой области достигли коллеги из города Сарова (Нижегородская область). Заместитель директора ЦСДБ им. А.С. Пушкина г. Саров Татьяна Михайловна Плохотник поделилась опытом работы по созданию видеороликов по книгам. Татьяна Михайловна назвала ряд программ и онлайн-сервисов, с помощью которых можно сделать буктрейлер и которые без труда освоит даже начинающий пользователь. Однако техническая сторона – далеко не главная. Самая важная задача – сценарий, сюжетная линия, интрига, яркая деталь, создающая ассоциативный ряд… Ещё одна составляющая успеха – участие детей в работе над буктрейлером. Присутствие сверстников привлечёт потенциальную аудиторию, сами ребята – создатели видеоролика – способны провести огромную работу по распространению его в сети Интернет. Кроме того, в процессе работы над буктрейлером происходит углубления восприятия ребёнком книги, её переосмысление. Снятые совместно с детьми ролики при условии достаточной их (детей) самостоятельности имеют нужную интонацию, лишённую налёта взрослого менторского тона. Участники семинара убедились в этом, просмотрев несколько созданных библиотекарями и читателями буктрейлеров.

Легко ли снять буктрейлер? Конечно, нет. Но это не значит, что стоит опускать руки, испугавшись неизбежных неудач. «Работа над ошибками» – такое название носила разработанная методистами Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара деловая игра, которая предоставила участникам семинара возможность поучиться на чужих ошибках и взять на вооружение удачные творческие решения. Разбившись на группы, библиотекари просматривали различные буктрейлеры и оценивали их по целому ряду параметров. После обсуждения был сделан вывод: видеоролик может быть снят в любой форме: слайд-презентация, монтаж из фрагментов экранизации книги, анимационный или игровой мини-фильм (спектакль) по книге, музыкальный клип – это определяется нашими возможностями и предпочтениями. Главное, чтобы ролик обладал силой промо-воздействия – побуждал открыть книгу. А для этого следует избегать типичных ошибок: затянутости, назидательности, отсутствия сюжетной интриги, несоответствия целевой аудитории и других. Организаторы очень надеются, что у участников семинара возникло желание попробовать себя в таком новом и интересном деле как создание буктрейлеров.

Организаторы также надеются, что семинар побудил его участников к размышлениям о более гибком и широком подходе к рекомендательной библиографии детской литературы, которая, учитывая обстоятельства, должна научиться разговаривать с ребёнком на одном языке.



Назад в раздел