Итоги межрегионального семинара «Чтение сегодня и всегда»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги межрегионального семинара «Чтение сегодня и всегда»



24-25 ноября 2020 года на канале АОДБ им. А.П. Гайдара видеохостинга YouTube состоялся межрегиональный семинар «Чтение сегодня и всегда». Организатор мероприятия – Архангельская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара при поддержке Министерства культуры Архангельской области. Семинар, организованный для специалистов  библиотек, работающих с детьми и подростками, привлёк внимание коллег из 58 регионов России, а также Израиля, Республики Молдова, Донецкой и Луганской народных республик. Слушателями мероприятия стали более 600 библиотечных специалистов из всех федеральных округов.

В программе семинара было 37 докладов и мастер-классов. Темой первого дня семинара было «Чтение сегодня и всегда на планете Детство».  В приветственном обращении директор АОДБ им. А.П. Гайдара С.Ю. Третьякова отметила, что дистанционный формат семинара позволил стать его участниками библиотечным специалистам из очень многих уголков России, что при проведении в формате живого общения было бы невозможно. Известная московская писательница Юлия Кузнецова создала позитивный настрой, поделившись простыми рекомендациями по приобщению ребёнка к чтению в кругу семьи, взятыми не «из головы», а из собственной родительской практики.

Чтение – очень сложное, комплексное явление, и исследовать его можно с разных сторон. Заведующая отделом А.А. Назарова рассказала о масштабном исследовательском проекте Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, целью которого было раскрытие отношения детей и подростков к чтению. Исследователи убедились, что роль книги по-прежнему важна для юного поколения, а родители признают за библиотекой наставническую функцию и ждут информационной поддержки. Книги о Великой Отечественной войне в чтении читателя-подростка интересовали исследователей из Краснодарской краевой детской библиотеки. Выяснилось, что значительная часть подростков предпочитает «визуально-пассивный способ» восприятия информации о войне, чтение книг – на втором месте. Но они заинтересованы в общении с людьми, которые могут рассказать о войне. И этот интерес можно использовать для пропаганды лучших образцов художественной и познавательной литературы по теме. Такими выводами поделилась с участниками семинара В.В. Лунина, главный библиотекарь научно-методического отдела библиотеки.

Не отношение к чтению, не содержание его, а сам процесс, уровень осмысления текста изучали студенты и преподаватели Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Высшей школы психологии и педагогического образования, Г.А. Неверович, рассказала о небольшом исследовании, целью которого было изучить умение младших школьников задавать вопросы по прочитанному тексту. В ходе эксперимента можно было наблюдать движение от вопросов на знание сюжета к вопросам, направленным, на анализ, осмысление произведения.

Сегодня и на федеральном, и на региональном уровне власти детскому чтению уделяется много внимания. Создаются программы чтения, реализуются масштабные проекты, модернизируются библиотеки. «Шаг навстречу» - такое название носит проект поддержки детского и юношеского чтения в Мурманской области, реализуемый областной детско-юношеской библиотекой. Заведующая научно-методическим отделом А.С. Володина раскрыла содержание пяти тематических модулей проекта, отражающих различные пути продвижения чтения. Заведующая Детской библиотекой МУ «Корткеросская ЦБС» (Республика Коми), Ю.О. Стриканова, рассказала о модернизации библиотеки, совсем недавно ставшей модельной. Модельная библиотека – это не только новые книги, красивые интерьеры и современное оборудование. Юлия Олеговна рассказала о том, как реализуются идеи, заложенные в новую концепцию библиотеки, в основе которой – интересы пользователя, комфорт и условия для саморазвития и самореализации. Новая модель читателя – это ребёнок, посещающий библиотеку с самого рождения, приходящий сюда не только сдать или взять книгу для урока в школе, а просто посидеть, пообщаться, заняться тем, что ему интересно.

Развить интерес к чтению и мотивацию к посещению библиотеки – сверхзадача любого библиотечного проекта, самые яркие, смелые и «креативные» из которых были представлены в выступлениях участников семинара. В «Яковлевский книговорот» (название проекта) были вовлечены буквально все жители одноимённого городского округа (Строитель, Белгородская область). Секретами успеха проекта поделилась заместитель директора по работе с детьми Яковлевской ЦБС В.В. Звягинцева. Это разнообразие практик продвижения чтения, вовлечение в творческую читательскую деятельность всех членов семьи, внимание к актуальным потребностям детей (разработка компьютерных игр, литературные фанфики, квесты…). О самых востребованных проектах ЦБС №1 г. Губкина (Белгородская область) рассказала заместитель директора по работе с детьми И.М. Сорокина. Главная составляющая успешности здесь – сотрудничество и сотворчество с читательским активом. Когда девчонки и мальчишки снимают видео с занимательными опытами, читают в радиоэфире любимые книги или рассказывают о них перед камерой – не стоит сомневаться, как это подействует на их сверстников!

Рассказать о прочитанной книге, стоя на большой сцене, не побоялись мурманские подростки 14–17 лет. О проекте «Говорящий Дронт» рассказала Е.В. Гизун, главный библиограф Мурманской областной детской библиотеки имени В.П. Махаевой. Прочитав книгу, подросток должен был поделиться своими эмоциями и размышлениями в формате «стендап». Лучших выбирало компетентное жюри, но библиотекари называли ребят, не только прочитавших книгу, но и «отрефлексировавших», творчески переработавших прочитанное, настоящими супергероями.

Помимо проектов с успехом продвигают чтение всевозможные акции. Сегодня термин «сетевые акции» имеет двойное значение, отсылающее нас и к совокупности библиотек региона, и к интернет-пространству. На нашем семинаре понятие звучало в обоих смыслах. Об областных читательских акциях, предполагающих громкое чтение литературных произведений, их обсуждение и выполнение творческого задания, рассказала главный библиотекарь методического отдела АОДБ им. А.П. Гайдара А.Н. Макурина. Начальник координационно-методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки, Е.Г. Смутнева, рассказала о сетевых акциях, проводимых в вики-среде, на созданной несколько лет назад платформе «ВикиСибириаДа». Сетевая акция – это своего рода коллективная творческая деятельность в Интернете, результат которой – электронный продукт, созданный читателями самостоятельно или в сотрудничестве с библиотекарями, которые в связи с развитием информационного общества утрачивают роль абсолютных носителей знаний, но становятся проводниками, кураторами, фасилитаторами. Интернет-сервисы (при правильном их использовании) – эффективный инструмент гуманитарных технологий, благодаря которому создаются виртуальные книжные выставки, литературные карты, копилки цитат и другие оригинальные медиапродукты.

Но прежде чем дорасти до такого сложного вида деятельности, читатель «приручается» к библиотеке и книге. Замечательная тенденция последних лет – внимание библиотек к детям раннего возраста. Работе с самыми юными были посвящены два выступления. Городская детская библиотека им. П.П. Бажова (Ревда, Свердловская область) рассчитана на читателей до 5 лет и их родителей. Библиотекарь К.Ф. Юсупова рассказала о реализации программы поддержки семейного чтения «Книжкина гостиная», направленной на повышение читательской активности семей с детьми от 0 до 5 лет. Интерактивность, установка на активное участие детей, разнообразные игровые приёмы, художественное творчество – всё это способствует эффективности творческих занятий с детьми и родителями. Уделяем внимание этим моментам при организации творческих занятий и А.С. Лапина, библиотекарь методического отдела АОДБ им. А.П. Гайдара, руководитель клуба «Книжки-малышки» для детей 1,5–3 лет и их родителей. Анна Станиславовна раскрыла методику проведения занятий, остановилась на критериях оценки хороших книг для самых маленьких. Самый важный итог работы клуба – формирование интереса к чтению у детей, которые становятся постоянными читателями библиотеки и активно участвуют в библиотечных мероприятиях.

Завершающим ярким аккордом первого дня семинара стало выступление Д.А. Воркуевой, психолога отдела поддержки творческих инициатив Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Дарья Андреевна рассказала о геймификации как эффективном способе привлечения читателя-подростка в библиотеку. Геймификация – это гораздо больше, чем превращение библиотечного занятия в весёлую игру. С помощью игровых приёмов, например, можно заинтересовать старшеклассников «скучной» темой профориентации. Дарья Андреевна не только рассказала об опыте работы библиотеки в области геймификации, но и провела мастер-класс по созданию уникального онлайн-квеста на примере собственной разработки «Детектив Картер».

Второй день семинара, посвящённый работе библиотек с удалённым пользователем в условиях карантинных ограничений, открывало выступление С.В. Медведевой, заместителя директора АОДБ им. А.П. Гайдара. Основываясь на итогах работы библиотеки за последние полгода, а также на результатах анкетирования коллег, Светлана Валерьевна обозначила основные принципы, проблемы и болевые точки дистанционной работы с читателем. Многое удалось, но над чем-то ещё предстоит работать, например, над привлечением школ к проведению трансляций библиотечных мероприятий. Участники небольшого опроса высказывались о приобретённых за период пандемии умениях. И это не только технические навыки, но и коммуникативные, связанные с иным уровнем общения с пользователем, а также умения организационные. Светлана Валерьевна призналась, что в период карантина царила лёгкая растерянность, приводящая к дублированию тем интернет-публикаций и нечёткому представлению о том, каким должно быть библиотечное онлайн-мероприятие.

Такая растерянность посетила многих, но из этого состояния все быстро перешли к поиску новых путей взаимодействия с пользователем. Прошло достаточно времени, чтобы осознать этот опыт: сразу в нескольких выступлениях семинара был сделан аналитический обзор деятельности детских и работающих с детьми библиотек в период введения карантинных мер. Выяснилось, что все мы шли примерно одним путём. Искали оптимальные способы перевода запланированных мероприятий в онлайн-режим, изучали новые для себя программы и сервисы для создания современных информационных продуктов, вырабатывали критерии оценки библиотечного интернет-контента. И, конечно, придумывали и реализовывали самые смелые проекты!

А.А. Коломиец, заведующая Центральной детской библиотекой г. Арсеньева (Приморский край), рассказала об успешном опыте проведения онлайн-игр с детьми, созданных на несложных для освоения технических платформах. Е.В. Бурцева, библиотекарь Детской библиотеки г. Каргополя (Архангельская область) представила онлайн-проекты, результатом которых становилась оригинальная видеопродукция. Семейный конкурс по созданию рекламных роликов о любимой книге, видеовопросы от лица литературных героев, разнообразные видеообзоры современной литературы, «букблоги» от активных читателей…

Всё гениальное просто! Это выражение можно отнести к двум следующим проектам. В ЦБС Петроградского района Санкт-Петербурга придумали субботние вечерние чтения с фонариками – на платформе ZOOM. Оказывается, что и в интернет-пространстве можно устроить уютный уголок, в котором царит магия живого чтения, живого общения… О реализации идеи, подводных камнях и технологии подготовки мероприятия рассказала методист Н.В. Куракина. А в библиотеке «Ковчег» г. Северодвинска (Архангельская область) придумали видеоцикл мастер-классов для дошкольников «Зоопарк на столе». Казалось бы, что здесь такого необычного, нового? Секрет успеха северодвинских коллег – в тщательной проработке сценария, оптимальном сочетании развивающего, эстетического и творческого компонентов. Проект представила ведущая видеозанятий библиотекарь Е.В. Берёзкина.

В период пандемии многим библиотекарям предстояло пройти краткий интенсивный курс по освоению интернет-сервисов, различных компьютерных программ, техники видеосъёмки, записи звука и т.д. Неудивительно, что участники семинара высоко оценили выступления, носившие практический характер. И.Н. Панфилова, заведующая библиотекой-филиалом № 5 ЦБС г. Арсеньев (Приморский край), раскрыла возможности самых доступных интернет-сервисов для создания виртуальных экскурсий, выставок, интерактивных презентаций. Заведующая отделом обслуживания ЦБ городского округа Рефтинский (Свердловская область), М.А. Негребицких, рассказала о методике проведения интеллектуальной онлайн-игры на платформе ZOOM по образцу всем известного «Морского боя».

Сразу в нескольких выступлениях звучали рекомендации по созданию библиотечного видео. Н.А. Гладышева, библиотекарь библиотеки «Кругозор» г. Северодвинска (Архангельская область), подробно раскрыла технологию создания видеоролика по книге на примере успешно реализованной программы «Книжная Вселенная». Секрет успеха – в тщательно продуманном сценарии, установке на нестандартный подход к подаче книги и в соблюдении принципа «кратко и по делу». Личная подача материала, внимание к выбору образа ведущей, смена планов съёмки – эти и другие полезные советы по созданию книжного видеообзора дала А.О. Устимец, главный библиотекарь ЦГБ г. Нижний Тагил (Свердловская область). О критериях качества библиотечного видеоконтента, о том, чем можно удивить зрителя и потенциального читателя, говорила и О.Ю. Молчкова, редактор и специалист по связям со СМИ Самарской областной детской библиотеки. Ольга Юрьевна также дала ценные рекомендации и представила опыт создания библиотечного телевидения, которое в период пандемии стало одним из основных каналов общения с читателями.

Т.П. Козяр, специалист по связям со СМИ ЦГБ г. Нижний Тагил (Свердловская область), представила опыт реализации успешных проектов, основанных на аудио- и видеозаписи библиотечного контента. В библиотеке уже несколько лет существует профессиональная студия звукозаписи, есть и хорошие оборудование для видеосъёмок. Однако, как утверждает Татьяна Павловна, снимать хорошее видео и быть интересным читателю можно и без больших материальных затрат – если изучить возможности самых обычных гаджетов и если правильно распределить роли в работе по созданию контента. И это оптимистичное заявление поставило прекрасную точку, завершив работу семинара.

Надеемся, что материалы семинара расширят профессиональный кругозор библиотекарей, обогатят их интересными идеями и вдохновят на новые проекты и мероприятия.

Анализируя проведенное мероприятие, хочется отметить:

  • Удачной можно назвать форму проведения семинара – видеовыступления, а не онлайн-трансляция. Это позволило стать участниками семинара большому кругу библиотекарей, живущих в разных часовых поясах Российской Федерации. Благодаря этому на семинаре прозвучал интересный опыт библиотек практически всех федеральных округов.

  • Семинар стал площадкой профессионального общения для библиотекарей, работающих  в специализированных детских, школьных, сельских, городских и областных библиотеках.

  • Некоторые выступления были интересными и яркими по форме подачи информации, что было по достоинству оценено участниками семинара.

  • Практическую направленность большинства выступлений. Библиотекари не просто выступали с «отчётами о работе», а активно делились практическими советами и рекомендациями по созданию интерактивного и видеоконтента для интернет-представительств библиотек.

  • Достойно на семинаре была представлена работа Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара (3 выступления) и библиотек Архангельской области (3 выступления).  

Мы попросили участников заполнить анкеты, в которых они оценили работу семинара. Мы прочитали много слов благодарности, выступления были интересными и полезными, по мнению большинства респондентов. Не прозвучали актуальные темы: работа библиотек в условиях возрастных ограничений, литературная жизнь регионов и семейные клубы, библиотечная работа с особыми детьми, проблемы комплектования фонда, информационная перенасыщенность интернет-пространства и место в нём библиотек, навыки работы в видеоредакторе и методика проведения онлайн-уроков, статистический учёт посещений онлайн-мероприятий, а также некоторые другие. Мы обязательно учтём предложения участников семинара при подготовке профессиональных форумов и постараемся осветить эти вопросы. Учтём и все замечания, касающиеся организационно-технической части семинара, и в следующем году пригласим коллег к участию в плодотворном профессиональном общении!

 

 



Назад в раздел