Областной семинар «Иллюстрация в детской книге: проблемы и перспективы»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Областной семинар «Иллюстрация в детской книге: проблемы и перспективы»



Кандидат педагогических наук, преподаватель Московского городского педагогического университета Е.А. Асонова возглавляет лабораторию социокультурных педагогических практик МГПУ, едва ли не единственную институцию в России, всерьёз занимающуюся исследованиями в области детского чтения. В своём выступлении Екатерина Андреевна, можно сказать, развенчала стереотипное представление о преимуществе линейного текста над визуальным. «Чтение картинки» тоже бывает медленным и глубоким, и его нельзя сравнивать с традиционным чтение по степени простоты и сложности, оно – другое. Этот тезис был доказан в ходе увлекательного практикума.

Заведующая отделом Ярославской областной детской библиотеки Е.В. Гайнуллина рассказала о проектах, направленных на работу с иллюстрацией и визуальной литературой. Картинки Екатерина Вячеславовна рассматривает не только вместе с детьми, но и с родителями. Рассматривает и учит замечать детали и находить дополнительные смыслы. В ходе практикума участники семинара подробно познакомились с методикой, «прочитав» иллюстрации Бориса Покровского к стихотворению Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» и книжку-картинку Томи Унгерера «Эмиль. Добрый осьминог».

По словам Екатерины Вячеславовны, в наши дни издаётся множество прекрасных иллюстрированных книг, достойных такого совместного углублённого прочтения. Среди них одно из ведущих мест занимают шведские книжки-картинки, которым было посвящено выступление О.П. Плахтиенко, кандидата филологических наук, преподавателя Северного Арктического федерального университета.  Ольга Павловна познакомила участников семинара с историей вопроса и подробно остановилась на творчестве Свена Нурдквиста, создателя историй про Петсона и Финдуса.

Как привлечь читателя с помощью иллюстрации, оформления, обложки? Некоторые секреты раскрыл коммерческий директор издательства «КомпасГид» Г.Б. Кочнев. Шеф-редактор «Манн, Иванов и Фербер» А. Сиваева не только представила выпускаемые издательством комиксы, но и эмоционально рассказала об их развивающем потенциале, о любви читателей к графическому роману. Анна убеждена в том, что многие родители находятся во власти стереотипов и исключают комикс из круга чтения своего ребёнка. Но как бы ни «старались» родители – дети, вырастая, всё чаще выбирают графическое повествование. Не случайно в Российской Государственной библиотеке для молодёжи, оперативно отвечающей на запросы современности, несколько лет назад появился Центр рисованных историй и изображений. Перед участниками семинара выступил руководитель этого подразделения библиотеки А.И. Кунин, который представил историю комикса и современные формы работы с ним. 

Успех комиксов в молодёжной среде натолкнул библиотекарей Северодвинска на идею создания беспрецедентного издания – «Непро100 Абрамов», сборника рисованных историй по мотивам рассказов Фёдора Абрамова.  Этот опыт представили заведующая отделом  библиотечного развития Северодвинской МБС М.А. Филина и библиотекарь Л.В. Солтанова, которая также стала одним из художников проекта. Над каждым рассказом работала пара: филолог и художник, за первым – анализ текста и его раскадровка, за вторым – поиск изобразительного языка и визуализация. Лилия Вячеславовна призналась, что поменяла своё отношение к комиксу, который может быть глубоким, на серьёзные темы.

К сожалению, многие родители подростков и педагоги так не считают. Для них комикс – это примитивное чтиво, убивающее время. К такому выводу пришли методисты Гайдаровки, которые весной 2021 года провели исследование «”Визуальный нарратив” в круге чтения современного ребёнка». Отношение к книжке-картинке у взрослых респондентов более лояльное, но зачастую феномен смыслообразующей, а не дополняющей текст функции иллюстрации не осознаётся. Не вполне доверяют визуальной литературе, особенно комиксу, и некоторые библиотекари. Но основная проблема – это отсутствие или малое количество в фондах библиотек книжек-картинок и графических романов. Итоги исследования представила главный библиотекарь методического отдела АОДБ им. А.П. Гайдара А.Н. Макурина.

Семинар доказал очевидность необходимости «перезагружать» профессиональное сознание, новыми глазами смотреть на визуальную литературу и иллюстрацию. Такой была одна из задач областного профессионального конкурса «Поэзия книжной страницы», участники которого представляли лучший опыт работы с иллюстрированной книгой для детей. Итоги конкурса подвела заведующая методическим отделом Гайдаровки Е.В. Яковлева.

Семинар, посвящённый иллюстрации и визуальной литературе, не мог обойтись без встреч с художниками книги. Т.А. Ермакова, художник, преподаватель Архангельского колледжа культуры и искусства, рассказала о своей работе над иллюстрациями к сборнику «Рассказы» Фёдора Абрамова, изданному к юбилею писателя и получившему региональную премию «Книга года». Участники семинара имели возможность познакомиться с живописными оригиналами, которые экспонировались в фойе библиотеки. Татьяна Александровна рассказала, что перед началом работы над иллюстрациями, ездила в Верколу, чтобы проникнуться красотой Пинежья.

Дмитрий Трубин известен далеко за пределами Архангельска, однако информацию о художнике в Интернете приходится собирать по крупицам. Сотрудники Гайдаровки решили восполнить этот пробел и создать виртуальную выставку «Дмитрий Трубин – художник детской книги», вместившую в себя не только ссылки на иллюстрации Трубина и критические статьи о художнике, но и отрывки из интервью, в которых Дмитрий Александрович рассказывает о своей работе над той или иной книгой. Интервью было подготовлено и снято самими библиотекарями. Презентация выставки состоялась на семинаре, а приятным «бонусом» стала творческая встреча с самим художником.

Дарья Герасимова, поэт, художник, иллюстратор детских книг из Москвы – признанный мастер, обладатель множества премий, среди которых и «Алые паруса», и «Образ книги». Дарья Сергеевна не только представила свой опыт работы над иллюстрациями к произведениям ведущих современных авторов, но и рассказала о своих уникальных авторских книгах, в которых выступает одновременно писателем, художником и дизайнером. Тема авторской книги давно интересует художницу. По её мнению, в Россию эта мода пришла относительно недавно и, возможно, бытование этих книжек будет иным, поскольку наша страна – «текстоцентричная». Художницу радует явный прогресс в сознании российских книгоиздателей, признавших необходимость разнообразия изобразительных техник и художественных манер в детской книге.

Завершила семинар презентация выставки лучших детских книг мира «Из коллекции IBBY». Как известно, в России хранителем уникальной коллекции является Центральная городская детская библиотека имени А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Гайдаровке выпала честь принять у себя эти чудесные книжки. Полина Александровна Торопчина, библиотекарь сектора международных проектов отдела культурных программ ЦГДБ им. А.С. Пушкина, представлявшая экспозицию, сделала акцент на книгах без слов или почти без слов – книгах, которые понятны без перевода детям всего мира.

Обсуждение тем и проблем, связанных с иллюстрацией в детской книге и «визуальным нарративом», получилось если не всесторонним, то весьма «объёмным»: слово получили библиотекари, педагоги, филологи, художники и издатели. Хочется верить, что организаторам удалось обратить внимание профессионального сообщества на эту важную тему. Жизнь идёт вперёд, издаётся очень много детской литературы с «визуальным нарративом», дети любят книжки-картинки и комиксы, а многие взрослые по-прежнему не доверяют таким книгам. Современный библиотекарь должен воспринимать визуальную литературу всерьёз и стараться убедить родителей не делать поспешных выводов. Пусть героями наших мероприятий, проектов, исследований будут не только писатели, но и художники-иллюстраторы, а мы будем искать смыслы не только в текстах книг, но и в «картинках».

 

 



Назад в раздел