NOTA BENE


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

NOTA BENE



5-7 мая 2008 года в Архангельске прошла научно-практическая конференция детских библиотекарей Северо-Западного региона «NOTA BENE: детские библиотеки – ресурсная база для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения среди подрастающего поколения». Организатором конференции выступила Архангельская областная детская библиотека им. А.П.Гайдара при поддержке комитета по культуре Архангельской области и секции детских библиотек РБА.

В ее работе приняли участие ведущие специалисты региональных детских библиотек Москвы, Пскова, Вологды, Нарьян-Мара, Твери, Сыктывкара и библиотекари муниципальных детских и школьных библиотек 13 городов и районов Архангельской области, Матвеева Е.О., заместитель директора Библиотечно-информационного института Московского государственного университета культуры и искусств, Мяэотс О.Н., эксперт фонда «Пушкинская библиотека», Чубуков А.В., заведующий редакцией литературы издательства «Дрофа», Сушко Л.Д., ведущий специалист по информационно-методической работе ОАО «Издательство «Просвещение», преподаватели Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (ПГУ им. М.В. Ломоносова).

Участники конференции рассмотрели проблему максимально полного и эффективного использования имеющихся библиотечных ресурсов для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения среди подрастающего поколения.

Конечная цель Программы – читающий ребенок, читающая нация. Для ее осуществления библиотека обладает человеческими, информационными, финансовыми, административными, символическими ресурсами. Особая забота библиотекарей – книжный ресурс, а конкретно - та литература, которая позволит воспитать нравственно здоровую личность. Эта тема с особой остротой звучала в первый день работы конференции в выступлениях кандидата педагогических наук, профессора МГУКИ Елены Олеговны Матвеевой, кандидата филологических наук Галины Вениаминовны Поляковой и кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии ПГУ им. М.В. Ломоносова Татьяны Алексеевны Соловьевой. И в продолжение всей конференции участниками не раз говорилось о необходимости увеличения такой литературы в фондах детских библиотек. А для этого важно, чтобы издатели руководствовались не только коммерческим интересом, но и художественными достоинствами литературы. Среди участников конференции были представители издательств «Дрофа» и «Просвещение» и крупнейшего в Архангельской области издательско-полиграфического предприятия «Правда Севера», которые рассказали о своих книгоиздательских проектах для детей и юношества.

Выступающие отмечали, что библиотекари на местах сознают свою деятельность как миссию по созданию благоприятной среды для становления человека, от которого в скором времени будет зависеть судьба страны. В центре их деятельности – ребенок, конкретная личность, ребенок читающий и нечитающий, привлеченный к чтению в библиотеку и еще не познакомившийся с ее богатствами, ребенок первых месяцев своего появления на свет и тот, кто еще в материнской утробе. Понимая так свою задачу, детские библиотекари осознают, что создавать среду в одиночку – это утопия. На конференции постоянно подчеркивалось, что детский библиотекарь – это деятель, стремящийся найти себе достойных партнеров, т.е. привлечь внешние ресурсы. В выступлениях библиотекарей-практиков (Тверь, Москва, Вологда, Псков, Сыктывкар) был представлен широкий и часто неожиданный круг реальных партнеров детской библиотеки – это библиотеки всех ведомств, средняя и высшая школа, профессиональные учебные заведения, родители, писательские организации, СМИ, культурно-просветительские и медицинские учреждения, различные общественные организации, театры, иностранные посольства. В содружестве с этими партнерами детские библиотеки успешно реализуют программы и проекты по продвижению книги и чтения. С программами, направленными на популяризацию чтения, повышение социального статуса детской библиотеки как института детского чтения познакомили коллеги из Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака, Московской областной детской библиотеки, Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина.

Директором Тверского областного центра детского и семейного чтения им. А.С.Пушкина Наумовой Ниной Анатольевной на конференции была представлена областная целевая программ поддержки детского чтения. Разработка таких программ начинается с анализа настоящего положения вещей и выработки принципов, на основе которых будет строиться реальный план действий в конкретном регионе. Поэтому, решая проблемы привлечения к чтению, детские библиотеки России исследуют широкий спектр вопросов: основные тенденции детского чтения (Тверь), мнения читателей о работе библиотеки, изучение читательской аудитории библиотеки (Вологда), перспективы взаимодействия различных социальных институтов в области поддержки детского чтения (Архангельск).

Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция и многие страны ищут эффективные способы противодействия ей, реализуя собственные стратегии и программы. С большим интересом участники конференции заслушали выступление эксперта фонда «Пушкинская библиотека» Ольги Николаевны Мяэотс о польском проекте по продвижению книги и чтения и о программах фонда.

Размышляя о ресурсах детских библиотек, участники конференции признали, что наиболее важным из всех является кадровый ресурс. Именно библиотечные специалисты, владеющие профессиональными знаниями и опытом должны стать активными участниками процесса реализации Национальной и региональных программ поддержки и развития чтения. О ключевых компетенциях детского библиотекаря шел разговор на круглом столе. Его ведущая, кандидат педагогических наук, профессор МГУКИ Елена Олеговна Матвеева, начала разговор с проблем профессионального образования. Выпускники библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, умеющие обрабатывать информацию, востребованы во многих отраслях. Низкий уровень оплаты труда делают профессию библиотекаря непрестижной, поэтому рассчитывать на заметный приток молодых специалистов с профессиональным образованием в библиотеки не приходится. Сегодня в детских библиотеках работает много работников с педагогическим, психологическим образованием. Участники круглого стола сошлись во мнении, что этой категории работников необходимо получение специальных библиотечных знаний, чтобы совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в детской библиотеке. А библиотечным работникам, имеющим специальное образование необходимо постоянное обновление знаний, расширение и углубление их в связи со спецификой обязанностей, выполняемых библиотекарем.

В ходе конференции участниками были определены основные направления в работе детских библиотек по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения:

  • Организация и проведение исследований по проблемам детского чтения с участием библиотекарей, педагогов, социологов, психологов;
  • Разработка и внедрение программ по продвижению чтения детей в масштабах региона, фокусирующих свое внимание на книгах, способствующих развитию личности, самообразованию, классических произведениях мировой детской литературы;
  • Координация действий всех заинтересованных в поддержке и развитии чтения организаций (школы, театры, музеи, общественные организации и др.);
  • Повышение статуса чтения и «человека читающего» с помощью СМИ (организация детских передач с участием библиотекарей), создание социальной рекламы о важности чтения и посещения библиотек;
  • Возрождение и поддержка традиций семейного чтения, и разработка специальных программ для семей;
  • Активное использование для поддержки чтения детей и юношества информационных технологий, в т.ч. возможностей Интернет;
  • Усиление роли непрерывного образования – процесса овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности.

Участники конференции считают, совместная деятельность всех заинтересованных членов общества помогут объединить имеющиеся ресурсы в рамки единой государственной политики в области чтения и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.



Назад в раздел