Конференция "Современная художественная литература и проблемы социализации подростков"


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Конференция "Современная художественная литература и проблемы социализации подростков"



5–6 апреля 2010 года в Архангельской областной детской библиотеке проходила конференция «Современная художественная литература и проблемы социализации подростков». В её работе приняли участие библиотекари муниципальных библиотек из Архангельска, Онеги, Каргополя, Вельска, Новодвинска, Пинеги, Коноши, Шенкурска, Коряжмы, Лешуконского, Приморского и Ленского районов, а также библиотекари школьных библиотек г. Архангельска, студенты Поморского государственного, Северного медицинского университетов, Архангельского областного колледжа культуры и искусств.

Перед собравшимися выступили: кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Марина Сергеевна Костюхина (г. Санкт-Петербург); писатель, лауреат премии «Заветная мечта» Эдуард Веркин (г. Иваново), преподаватели Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Гостями конференции стали ведущие специалисты Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака, Мурманской областной детско-юношеской библиотеки, Волгоградской областной детской библиотеки.

Прежде чем приступить к всестороннему рассмотрению заявленной в конференции проблемы, участникам необходимо было чётко определить для себя понятие «социализация». В этом помог доклад старшего преподавателя кафедры педагогики начального образования Поморского государственного университета Галины Александровны Ципилевой «Социализация как педагогическое явление». Старший преподаватель кафедры литературы Поморского государственного университета Алёна Владимировна Давыдова в своём докладе «Художественная концепция личности в подростковой прозе второй половины XX века» раскрыла поэтико-смысловые особенности отечественной подростковой прозы 60-х – 80-х годов прошлого века, определившие литературную традицию, которая стала основой для новейшей российской детской литературы.

Марина Сергеевна Костюхина в своём обзоре «Проблемы подростков в переводной и отечественной литературе» представила произведения подростковой литературы последнего десятилетия, созданной как российскими, так и зарубежными писателями. Обличительный тон, жёсткость, агрессивность, свойственные, по мнению докладчика, ряду российских книг для подростков (произведения Железникова, Лиханова, Вознесенской), не могут позитивно повлиять на социализацию личности читателя, ибо не создают гармоничный образ мира, необходимый подростку. В целом Марина Сергеевна отметила более низкий уровень развития отечественной подростковой литературы по сравнению с западной.

Второе выступление М. С. Костюхиной «Детское читательское сообщество и его читательские вкусы» было посвящено массовой детской литературе в чтении современных подростков. Марина Сергеевна выделила ключевую проблему – отношение (предвзятое, негативное) взрослых к популярной подростковой книге. К конструктивному диалогу с подростками взрослых приведут только умение ориентироваться в мире современной массовой детской литературы, понимание её законов. Наиболее общие из этих законов были раскрыты в ходе доклада: отсутствие чёткого возрастного адреса, существование книги внутри мультимедийных проектов, жёсткие жанровые форматы и другие.

Доцент кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета Анна Николаевна Соловьёва в своём докладе раскрыла возможности художественного слова в приобщении подростков к такой сложной и актуальной моральной категории как этническая толерантность.

Завершала первый день конференции встреча с современным российским писателем, автором ряда произведений для подростков, лауреатом премии «Заветная мечта» Эдуардом Веркиным. Эдуард Николаевич представил своё видение проблемы «Современная художественная литература и социализации личности подростка». Позиция молодого писателя, человека, находящегося «внутри» литературного процесса, оказалась достаточно неожиданной: Эдуард Веркин не признаёт большой социализирующей роли художественной литературы. В завершение встречи писатель ответил на вопросы участников конференции.

Если в первый день конференции заявленная проблема рассматривалась в филологическом, психолого-педагогическом, социальном аспектах, то второй день имел практическую направленность. Психолог Татьяна Резовна Низовцева представила обзор итогов ряда исследований чтения российских подростков, а также дала ряд практических советов взрослым по приобщению подростков к книге и чтению. Ведущий методист Светлана Андреевна Чаусова в своём выступлении «Контакт? Есть контакт!» познакомила участников конференции с результатами масштабного анкетирования школьников, их родителей, а также педагогов и библиотекарей Архангельской области, проведённого нашей библиотекой совместно с Поморским государственным университетом в 2009 году. Анализ анкет привёл докладчика к ряду интересных выводов: семья, школа и библиотека не утратили роли руководителей детского чтения в наши дни; большой пропасти между реальным кругом чтения подростков и желательным (каким его хотят видеть взрослые) нет, а значит, нет непреодолимых преград между миром подростков и миром взрослых.

Главный библиотекарь Архангельской областной детской библиотеки им. Гайдара Ольга Леонидовна Мымрина и ведущий методист Анна Николаевна Макурина представили участникам конференции электронное библиографическое пособие «Когда дождь внутри». Идея, лежащая в основе создания пособия, по словам составителей – рекомендовать подросткам актуальную художественную литературу, которая поможет им справиться с психологическими проблемами трудного возраста. Галина Алексеевна Тонкова, главный библиотекарь по научно-исследовательской работе Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака, поделилась опытом совместных с подростками и юношеством размышлений о художественных книгах, получивших статус культовых в молодёжной среде. Представитель Мурманской областной детско-юношеской библиотеки Светлана Владимировна Трухина рассказала о работе отдела новой художественной литературы, существующего в библиотеке вот уже несколько лет.

В завершение конференции состоялся круглый стол «Мой читатель подросток», на котором прозвучали размышления участников о социализирующей роли художественной литературы, о различии в отечественной и западной литературных традициях подростковой литературы. Кроме того, участники поделились опытом по организации встречи подростка с хорошей книгой и своими впечатлениями о конференции. Один из важнейших выводов, к которому пришли участники круглого стола: в приобщении подростков к чтению качественной художественной литературы неоспорима роль личности библиотекаря, его заинтересованности и желания помочь ребёнку.



Назад в раздел