Библиографическая работа детских библиотек Архангельской области


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Библиографическая работа детских библиотек Архангельской области



Сотникова Елена Анатольевна,
заведующая справочно-библиографическим отделом

Специфика библиографической работы многопланова и включает в себя различные процессы и операции: выявление и группировку документов разных отраслей знания, работу с большими массивами информации, качественный отбор документов, удовлетворение сложных или неопределенных читательских запросов, составление библиографических пособий, консультирование и информационное обучение читателей. Каждый из этих видов работы направлен на выполнение одной из главных функций библиотеки – информационной.

Создание и развитие электронных ресурсов является главной приметой времени, во многом определяющей всю деятельность библиотек в целом и информационно-библиографическую в частности. Сегодня в крупных детских библиотеках Архангельской области традиционные направления в обслуживании детей совершенствуются с помощью такого мощного инструмента, как цифровые технологии.

Главным критерием в подаче информации, наряду с полнотой и качеством, всегда являлась оперативность. Внедрение в практику работы библиотек информационных технологий позволяет, как никогда, совмещать все эти требования.И это не только доступ в Интернет. В первую очередь, это создание новых составляющих поискового аппарата библиотеки – собственных электронных ресурсов:электронных каталогов (ЭК) и баз данных (БД).

В ряде библиотек Архангельской области наряду с традиционным справочно-библиографическим аппаратом (СБА) – систематическим и алфавитным каталогами, систематической картотекой статей и целым рядом тематических картотек – идет процесс создания электронных ресурсов.

В детских библиотеках ЦБС города Архангельска использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) идет полным ходом. Расширен компьютерный парк, продолжается развитие корпоративной локальной сети, в которую входит 53 ПК. Сеть подключена к широкополосному безлимитному Интернету. Пользователям всех библиотек предоставлен доступ к базам АБИС ИРБИС. С 2008 года ЦБС на коммерческой основе получает записи по проекту МАРС на статьи из журналов, которые выписывает ЦБС. Заимствуют записи этого проекта также в МБС г. Северодвинска и в ЦБС г. Мирный.

Эти записи являются значимым информационным ресурсом, который используется в справочно-библиографическом обслуживании пользователей. На состоявшемся семинаре библиографов детскихбиблиотек России «Библиография как средство освоения детьми современного информационного пространства» (Москва, 19–23 сентября 2011 г.) отмечалось, что корпоративные проекты в области создания библиографических записей будут являться одним из магистральных направлений библиографической деятельности детских библиотек.

Работа по созданию электронных БД ведется в Котласской ЦГДБ и в Коряжемской ДБ. В последней в 2011 году было принято решение не отражать записи из ЭБД в СБА на бумажных носителях, «чтобы не дублировать работу». Законсервирована систематическая картотека статей (СКС) и в Северодвинске. Такие решения правомерны, если читатели имеют доступ к этим локальным электронным БД.

Функции библиотеки многообразны, но, безусловно, к числу важнейших относится справочно-библиографическое обслуживание (СБО) – обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации.

Единицей измерения содержания справочно-библиографического обслуживания является библиографическая справка. Технологически библиографическая справка включает в себя разовый библиографический запрос + библиографический поиск + ответ пользователю. Сегодня в большинстве библиотек чётко обозначилась тенденция на снижение библиографических запросов. Вот выдержки из отчётов о работе детских библиотек области: «Заметна тенденция в снижении спроса на справки, которая прослеживается уже не первый год. В настоящее время у многих детей имеется персональный компьютер и выход в Интернет» (ЦДБ г. Котлас); «С каждым годом все больше падает спрос на справочную литературу, хотя в последние годы в детской библиотеке был сформирован хороший фонд. Резко уменьшается количество выполненных справок. Это напрямую связано с появлением в селе Лешуконское скоростного безлимитного интернета, дети в любое время могут им пользоваться» (Лешуконская ДБ).

О снижении показателей СБО свидетельствуют и цифры. Существует формула, по которой можно рассчитать относительный показатель (коэффициент – К) СБО:

К = сумма справок за год: сумму читателей (по итогам года).

Коэффициент СБО только по сравнению с 2010 годом снизился с 0,53 до 0,49 (2010 год – всего читателей-детей по области 72532, справок – 38428; 2011 год – читателей 74976, справок – 37125). Но, тем не менее, именно справочно-библиографическое обслуживание, сегодня испытывает наибольшее влияние информационных технологий и интенсивно меняется под их воздействием.

В детских библиотеках города Архангельска (АОДБ им. А.П. Гайдара и ЦБС) уже внедряется такая услуга, как виртуальная справка, позволяющая обеспечить информационную поддержку удаленным пользователям вне зависимости от их местонахождения. В тестовом режиме работает эта справочная служба и в Северодвинске. Виртуальное справочное обслуживание (ВСО) по сути – то же традиционное СБО. Отличается оно лишь техникой исполнения. Это обслуживание удаленных пользователей посредствам глобальных информационных сетей.

Полнота, оперативность и точность выполнения справок помимо квалификации библиотекаря зависит от качества справочно-библиографического аппарата библиотеки (СБА) и возможностей использования сетевых информационных ресурсов, как локальных, так и Интернета. При этом, как положительный момент, следует отметить, что во многих библиотеках (ДО ЦБ Красноборского района, Виноградовской и Вельской ДБ), упор при осуществление СБО делается на собственные информационные ресурсы, что способствует их лучшему изучению и раскрытию фонда.

Придавая большое значение своевременному и полному удовлетворению разнообразных разовых запросов, необходимо уделять внимание и тем читателям, которые постоянно (или в течение длительного периода) интересуются одной и той же темой (проблемой). В этих случаях читатели нуждаются в ином типе обслуживания – в систематическом обеспечении их информацией. Реализуя эту функцию, библиотека осуществляет библиографическое информирование.

В ряде библиотек массовое информирование о новой литературе осуществляется на основе регулярно выходящих изданий: ежеквартальный бюллетень «Новые книги» и «Сводный список периодических изданий, выписываемых библиотеками ЦБС г.Архангельска; «Каталог периодических изданий Коряжемской ЦБС» по полугодиям; информационный бюллетень «Новые книги, поступившие в МУК «Ленская межпоселенческая библиотека» (6 выпусков); ежеквартальный бюллетень «Новые поступления МБС» в печатном и в электронном виде на сайте библиотеки (МБС г. Северодвинска).

Возможности сайта библиотеки можно эффективно использовать для привлечения детей, молодежи к чтению. Это – главная задача группы «Детская библиотека № 3» в социальной сети «Вконтакте» (ЦБС г. Архангельска). На их Веб-странице созданы альбомы группы «Новые книги: премьерный показ!», «Книга на все времена», «Журнальный перекресток», где можно узнать о книжных новинках и журналах, которые выписывает библиотека. С апреля прошедшего года существует такая страница и в библиотеке Мирного. На ней размещается информация об услугах и мероприятиях библиотеки. А в самом конце 2011 года АОДБ им. Гайдара в социальной сети «ВКонтакте» создала виртуальный клуб «Тише!!! Это библиотека!!!», который предполагает знакомства, общения, обсуждения книг.

Одна из действенных форм информирования – размещение библиографической информации на информационных стендах: «Когда уйдем со школьного двора…», «Для вас, педагоги», «Библиотечное измерение» (новые книги, новые авторы), «Новые книжки для вас, ребятишки» (в филиалах ЦБС г. Архангельска); «Имя с обложки» (Каргопольская ДБ); «Что выписывает наша библиотека» (Няндская библиотека); «Библиотека открыта для всех» (Урдомская ЦБ); «Библиобус», «Почитаем?» (Яренская библиотека) и др.

В целях ознакомления с новой литературой в библиотеках проводятся выставки-просмотры: «Книжное ассорти», «Новых книг чудесные страницы», «Новые книжки для маленьких» (Ленская межпоселенческая библиотека); «Новые книжки девчонкам и мальчишкам», «К нам новая книга идет…» (Детский отдел Межпоселенческой библиотеки Плесецкого района).

В ДБ Виноградовского района были подготовлены выставки-просмотры «Книжная радуга» и «Большое книжное дефиле». В этой же библиотеке прошел День информации «Книжные страсти, или тоска по новому автору». Он завершал Неделю детской книги. В программу этого комплексного мероприятия входили: книжная выставка «Большое книжное дефиле»; обзор новинок; анкетирование «Резонанс чувств» (где читатели раскрыли свои читательские предпочтения). Эти мероприятия освещались в газете «Двиноважье».

В Заостровской ДБ День информации» был посвященный периодике. В программе: книжная выставка «Эти разные, разные, журналы»; представление дайджеста «Как интересно!»; обзор наиболее интересных статей.

День информации в Ровдинской ДБ «Романтика космоса» и был посвящен 50-летию полета Ю.А. Гагарина. Программа этого мероприятия: книжная выставка «Первопроходцы космоса»; обзор «Тайны Вселенной»; викторина, вопросы которой составлены по книгам, представленным на выставке; конкурс рисунков на тему «Космос».

В 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество абонентов детских библиотек области, которые находились на индивидуальном информировании: 2010 год – 196 абонентов, 2011 год – 228. Индивидуальными абонентами являются различные категории пользователей: учителя, воспитатели детских садов, музыкальные работники, родители, абитуриенты. Особенно активно эта форма работы с читателями осуществляется в Емецкой ДБ, Коряжемской ЦДБ, ДБ г. Мирного, Карпогорской ДБ, Няндомской ДБ, Шипицинской ДБ, Приморской ДБ, Устьянской ДБ, Холмогорской ДБ.

Как уже говорилось выше, школьники сегодня в решении образовательных задач часто предпочитают искать материалы по заданной теме самостоятельно. Однако, в условиях реальной доступности информации наблюдается неумение самостоятельно осуществлять ее поиск, анализировать ее и обрабатывать, оценивать достоверность и качество интернет-ресурсов.

Работа по формированию основ информационной культуры в разных объемах ведётся во всех детских библиотеках области. В некоторых библиотеках мероприятия этой тематики проходят уже с использованием компьютеров и мультимедийных проекторов. Электронные презентации, слайд-беседы, интерактивные уроки, виртуальные путешествия, которые проводятся в детских библиотеках наглядны, красочны, современны и вызывают наилучшие отклики у читателей. Тематика их самая разнообразная: беседа с элементами игры «От наскальных рисунков до ребусов», мильтимедиаурок «Планета Журналия», электронные презентации «Структура книги. Поиск книг в библиотеке» и «Откуда книга пришла», слайд-лекция «Информация. Письменность. Книга» (МБС г. Северодвинска и Няндомская ДБ).

Наряду с традиционной тематикой библиотечно-библиографических занятий, в Коряжемской ЦДБ было подготовлено и проведено занятие с элементами электронной презентации «Есть такая профессия» (о работе библиографа). Цель данного занятия: знакомство с библиографией как наукой и со спецификой деятельности библиографа. Содержание занятия составляли: беседа об истории библиографии и профессии библиограф; обзор рекомендательных библиографических изданий; практическое задание (поиск книг в открытом фонде, по алфавитному, систематическому и электронному каталогам); закрепление информации (решение кроссворда); подведение итогов.

О работе библиотекаря и о том, где можно получить специальное библиотечное образования рассказывали старшеклассникам и в Верхнетоемской ДБ. Сегодня, когда многие библиотеки испытывают нехватку молодых профессиональных кадров, такая тематика представляется очень актуальной.

Обучение пользователей основам информационной грамотности оказывает положительное влияние на продвижения библиографической продукции, созданием которой занимаются многие библиотеки. Эта работа играет большую роль для успешного решения стоящих перед библиотекой задач по обеспечению культурных потребностей читателей, формированию социально значимых интересов, расширению кругозора, осмыслению прочитанного. Рекомендательные пособия, которые создаются в библиотеках области, разнообразны по содержанию, а по типу – это, в основном, рекомендательные списки: «Любимые книги детства» (Вельская ДБ); «Под чистым светом Рождества», «Для вас, мальчишки», «Человек открывает Вселенную», «Символы России» (Коряжемская ЦДБ); «Просто фантастика!», «Веселые истории», «Лето – время читать хорошие книги» (Няндомская ДБ), «Смешные рассказы о школе», «Сказки о принцессах» (Холмогорская ДБ).

Библиотечно-информационная деятельность требует материально-технических и интеллектуальных ресурсов. Последние включают знания и умения, общую и профессиональную культуру конкретных библиотекарей, от которых зависит качество и эффективность обслуживания. В кадровом составе практически всех детских библиотек должность библиографа отсутствует (за исключениемКотласской ЦГДБ, Коряжемской ЦДБ). Вот фрагменты отчетов из области: «К сожалению, на сегодняшний день в библиотеке отсутствует должность библиографа, это сказывается на информационно-библиографической деятельности библиотеки. Недостаточно внимания уделяется составлению пособий малых форм» (Онежская ДБ); «…отсутствие профессиональной помощи библиографа и недостаточное количество библиотечных специалистов в детской библиотеке не лучшим образом сказывается на качестве информационного и справочно-библиографического обслуживания читателей. Тем не менее – это направление остается одними из наиболее важных в деятельности библиотеки» (Новодвинская ДБ);

Как показал анализ отчетов, детские библиотекари осознают всю значимость справочно-библиографической работы и уделяют ей самое пристальное внимание. К сожалению, развитие электронных технологий в библиотеках области идет недостаточно интенсивно. А ведь именно информационные технологии и компьютерные сети связи позволят внедрить программное обеспечение в процессы библиографирования и библиографического поиска, кардинально изменят представления пользователей о фонде и СБА библиотеки, о её возможностях в обслуживании читателей. Это позволит детским библиотекам занять достойное место в формирующейся структуре информационных коммуникаций.



Назад в раздел