Библиографическая деятельность детских библиотек Архангельской области в 2013 году


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Библиографическая деятельность детских библиотек Архангельской области в 2013 году



Сотникова Елена Анатольевна,

заведующая справочно-библиографическим отделом
АОДБ имени А.П. Гайдара

Анализ отчетов детских библиотек области за 2013 год показал, что библиографическая деятельность занимает весомое место в их работе. Она складывается, как известно, из следующих направлений: ведение справочно-библиографического аппарата (СБА), справочно-библиографическое обслуживание (СБО) и информирование, создание пособий рекомендательной библиографии, информационное обучение. К сожалению, не во всех отчётах отражен каждый вид библиографической деятельности.

Ведение СБА – важнейшее направление работы библиотеки. В библиотеках, кроме традиционных каталогов и СКС, существуют картотеки персоналий, заглавий художественных произведений, тематические картотеки, архивы справок, организация которых требует значительных временных затрат. В Виноградовской ДБ с Архивом справок ведется постоянная работа – при его редактировании информация о новых поступлениях отраслевого фонда отражается в этой картотеке.

На 1 января 2014 года все детские библиотеки области оснащены компьютерной техникой. Информационные технологии интенсивно внедряются в библиографическую деятельность. Это касается и создания электронных баз данных (БД). На сегодняшний день они существуют в нескольких детских библиотеках области.

В ЦДБ Коряжемской ЦБС ведется тематическая электронная полнотекстовая картотека, куда вносятся тексты стихов, загадок, пословиц и поговорок, частушек по различным темам. Эта картотека востребована как читателями–детьми, так и руководителями детского чтения. В этой же библиотеке создаются электронные каталог и базы данных на основе АБИС ИРБИС. В этой информационной системе работают и детские библиотеки города Котласа. Используются новые технологии в организации поискового аппарата в Мирном, идет работа над созданием электронных БД в Новодвинской ГДБ.

Современные электронные технологии необычайно расширяют информационные возможности библиотек ЦБС города Архангелька. Все библиотеки системы используют в работе электронный каталог («Книги») и электронные базы данных («Русский Север», «Статьи», «Ломоносов»).

Особое внимание в отчетах уделяется анализу справочно-библиографического обслуживания (СБО). СБО является обязательной функцией каждой библиотеки. Именно в процессах СБО наиболее полно используется накопленный потенциал библиотеки, проявляется уровень культуры библиотечного труда, степень профессионализма библиотечного персонала.

Некоторые библиотеки области в своих отчётах провели анализ справочной работы за истекший период: проанализировали выполнение справок в количественном соотношении, по видам, по отраслям знаний; назвали категории потребителей информации. Например, такой подробный отчёт в процентном соотношении представила ЦГДБ «Котласская ЦБС». К сожалению, качественный анализ справок присутствует не во всех отчётах, а ведь он необходим для серьёзного исследования спроса и потребностей пользователей, эффективности использования информационных ресурсов.

При этом некоторые наши коллеги отмечают снижение уровня запросов читателей. «Как и в прошлом году стремительно уменьшается количество выполненных справок. Это связано с появлением скоростного Интернета. В школах оборудованы компьютерные классы», – констатируют в своём отчете коллеги из Лешуконской ДБ. Однако это явление нельзя назвать общей тенденцией, т.к. во многих других библиотеках количество выполненных справок возрастает. В библиотеках ЦБС города Архангельска количество выполненных справок значительно выросло, налажен их учёт. Была проделана большая работа в этом направлении: разработана методичка по учету справок, приняты единые формы. Была проведена учеба для сотрудников, также проводились индивидуальные консультации.

У библиотек, имеющих выход в Интернет, есть возможность использовать удалённые электронные источники информации в повседневной библиографической работе, тем самым значительно дополняя и расширяя свой информационный потенциал и перечень предоставляемых читателям услуг. Но расширение видовой и содержательной ресурсной базы, изменившие возможности поиска, не влечёт за собой появления принципиально новых форм обслуживания пользователей. При использовании и электронных составляющих поискового аппарата, и интернет-ресурсов общепринятая цепочка «пользователь – запрос – библиотекарь – поиск информации – ответ» остается неизменной.

В последнее время стало популярно такое направление, как веблиография (рекомендательный список сайтов как средство ориентирования в электронной среде). Можно рекомендовать библиотекарям вести картотеки адресов наиболее интересных сайтов, которые оказывают помощь в справочно-библиографическом обслуживании.

Библиографическое информирование прочно вошло в практику библиотек. Его цель – оперативное доведение до читателей разных категорий новой, интересующей их информации. Конечно, в большей степени этот вид деятельности присущ библиотекам, обслуживающим взрослых читателей. В детских библиотеках на индивидуальном информировании в основном состоят педагоги дополнительного образования, учителя, воспитатели и методисты детских садов, школьные библиотекари. Надо отметить, что эта работа приобретает всё более активные формы; обратная связь с абонентами позволяет корректировать запросы, уточнять их и эффективно выполнять. Ведётся эта работа во многих библиотеках области: Вельской ДБ, детском отделе Ленской межпоселенческой библиотеки, Онежской ДБ, Устьянской ДБ и т.д.

Формами коллективного библиографического информирования являются книжные выставки и обзоры литературы – тематические, новинок, периодических изданий. Активно используются обзоры у книжных выставок в Новодвинской ГДБ: «Свет Вифлиемской звезды», «Наши руки не для скуки», «Игры, игры, игры», «Лето – это маленькая жизнь».

В Коношской ДБ была подготовлена и проведена выставка-реклама книжных новинок «Книжная россыпь». В этой же библиотеке взяли на вооружение такую форму библиографического информирования как презентация книг:

– «Подружись с хорошей книгой» – книги современных детских писателей для учащихся 3-4 классов;

– «Писатели XXI века» – рассказ о 10 писателях и их увлекательных книгах для учащихся 5-х классов (Д. Емца, В. Крапивина, Е. Габовой, С. Брюссоло, Д. Пеннака, Ж. Уилсон, С. Франческа, И. Амбьёрсена, К. Хагерюпа);

– «С книгой в рюкзаке» – книги для летнего чтения из серий «Очень прикольная книга», «Смешные истории», «Новые сказочные повести».

В Вилегодской ДБ успешно используют библиографические обзоры художественной литературы разных жанров. Темы разнообразны – «О сверстниках и школе», о путешественниках «За тридевять земель», «О героях русской истории».

В некоторых библиотеках по-прежнему востребована такая комплексная форма библиографического информирования, как Дни информации – «Журнальная карусель» и «Знакомьтесь, новинки!» в Устьянской ДБ, «Как хорошо уметь читать» и «В судьбе природы – наша судьба» в Вельской ДБ, «Новинки из корзинки» и «Вереница чудесных книг» в Холмогорской ДБ.

Актуальным на сегодняшний день в библиотеках области является вопрос формирования информационной культуры. Хочется поблагодарить библиотеки, которые творчески подходят к популяризации библиотечно-библиографических знаний. Эта работа в настоящее время особенно важна в связи с активным внедрением информационных технологий и развивающимися потребностями в повышении информационной культуры населения.

Тематика библиотечно-библиографических занятий разнообразна (знакомство с библиотекой, выбор книг в открытом доступе, каталоги и картотеки, справочная литература) так же, как и формы их проведения: библиопутешествие «Книжный городок» в Няндомской ДБ, информина в Онежской БС, библиографические игры «В поисках тайны» в Ленской межпоселенческой библиотеке, «Турнир книгоискателей» в Шипицынской ДБ.

В Вилегодской ДБ в рамках библиотечно-библиографических занятий ребята приняли участие в подготовке устного журнала «Русь. Россия. Росинка». Они самостоятельно собирали необходимый материал, оформляли странички, составляли списки литературы.

Подробные планы 5 библиотечно-библиографических занятий представили в своем отчёте библиотекари ЦДБ города Коряжмы. Вот одно из занятий – «Выбор книг в библиотеке»:

Цель: формирование навыков поиска необходимой информации в библиотеке.

Ход занятия:

1. Повторение правил расстановки книг в открытом фонде и правил работы с каталогами и картотеками.

2. Поиск необходимых источников информации. Работа в парах. Задания:

- поиск книг в открытом фонде абонемента;

- поиск информации в справочной литературе (энциклопедиях, словарях);

- поиск информации на электронных носителях (энциклопедиях на CD-дисках);

- поиск книг и данных библиографического описания по алфавитному каталогу;

- поиск книг по определенной теме (с использованием систематического каталога).

3. Подведение итогов.

Формированию информационной культуры и положительному восприятию образа библиотеки в целом способствует хорошо продуманная информационная зона. Так в Виноградовской ДБ оформлено два стенда. Один из них называется «Новости читального зала». Здесь размещаются различные материалы:

- «Книга. Время. Мы» – творческие задания ко Дню библиотекаря;

- «Книжные тропинки лета» – фотовыставка;

- «Путешествуем с любимым героем» – творческие работы участников книгоигротеки;

- «Новогодняя мозаика на страницах газет и журналов».

Другой информационный стенд «Детская библиотека предлагает…» сообщает о проектах библиотеки. В этой же библиотеке оформлен справочно-библиографический уголок «Для тех, кто ищет…». Здесь собраны библиографические пособия: дайджесты, рекомендательные списки; картотека «Золотая библиотека, или что читали ваши родители»; выставка – признание «Я дарю книге орден».

В 2013 году новый современный информационный стенд «Библионовинки» появился в Няндомской ДБ. Пять карманов-файлов позволяют библиотекарям своевременно размещать информацию и фотоотчеты о запланированных и проведенных мероприятиях, интересных событиях.

Имеются информационные стенды и в других библиотеках: «Мы читаем круглый год» и «Библиомир» (Каргопольская ДБ). Интересный стенд был оформлен в начале 2013 года в Шипицынской ДБ - «12 событий 2012 года», где были выделены такие события года, как «Успех года», «Юбилей года», «Новость года», «Класс года», «Читатель года», «Книга года» и другие. Каждое событие было проиллюстрировано фотографиями.

Значительное место в работе библиотек занимает подготовка библиографических пособий. Их тематику определяют информационные запросы пользователей, приоритетные направления и проекты, по которым работают библиотеки. Здесь также наблюдается видовое разнообразие: буклеты, закладки, памятки, информационные и рекомендательные списки литературы. Многие из них посвящены краеведческой тематике, как например, в Приморской ЦДБ рекомендательные списки «Заповедные места Приморского района», «Держатель былинного сказа» (к юбилею Б.В. Шергина).

В этой деятельности не стоит забывать и о такой разновидности библиографической продукции, как планы чтения: информационные, рекомендательные, тематические, по смежной тематике. К таким планам можно отнести и летние списки литературы. В ЦДБ Коряжемской ЦБС активно используют эту форму популяризации книги в работе с читателями. Тематика их разнообразна: «Приключения продолжаются…», «Любимые книги девочек», «Занимательное о животных», «Школьные годы чудесные» и другие. Более широкие возможности в создании такой продукции библиотеки получили в связи с внедрением в работу компьютерной техники. Конечно, качество таких библиографических изданий малых форм иногда требует доработки: есть ошибки в библиографическом описании, порядке размещения записей. Необходимо больше внимания уделять методике библиографирования. Знание ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»» должно стать обязательным для каждого библиотекаря.

Некоторые библиотеки размещают информацию о новинках литературы в социальных сетях – на своих страничках «Вконтакте» (Виноградовская, Мезенская, Няндомская детские библиотеки), что тоже является хорошим способом рекомендации лучших изданий.

Сегодня меняются формы существования библиографической информации, увеличивается количество электронных ресурсов и услуг, предоставляемых библиотеками, расширяется их видовое и тематическое разнообразие. Но основные содержательные и функциональные особенности библиографической деятельности остаются прежними. Эта работа требует профессиональных знаний и творческого подхода, и именно она во многом определяет лицо библиотеки как информационного центра.



Назад в раздел