Библиографическая работа детских библиотек


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Библиографическая работа детских библиотек



Библиографическая работа детских библиотек


Составитель –
Сотникова Елена Анатольевна,
заведующая справочно-библиографическим отделом
АОДБ имени А.П. Гайдара

Анализ деятельности детских библиотек области по информационно-библиографическому обслуживанию пользователей подготовлен на основе их ежегодных отчетов. Раздел «Информационно-библиографическая работа» выделен практически во всех отчетах, за исключением нескольких библиотек.
Подробные сведения о библиографической работе с детьми в этом году представили центральная детская библиотека «Коряжемская ЦБС», Виноградовская ДБ, детская библиотека филиал № 1 МБУК «Библиотечная система Коношского района», Ленская межпоселенческая библиотека, Ровдинская библиотека-филиал МБУК «Межпоселенческая библиотека Шенкурского района им. М.П. Шукшина», Устьянская районная детская библиотека.
В 2015 году библиографическая работа библиотек области осуществлялась по следующим направлениям: предоставление информационных ресурсов по наиболее актуальным проблемам, совершенствование поискового аппарата в традиционной и электронной формах, организация справочно-библиографического обслуживания и информирования, формирование информационной культуры читателей.
Как и прежде, большое внимание уделялось работе с каталогами и картотеками, т.к. традиционный справочно-библиографический аппарат (СБА) по-прежнему востребован. Тем более это актуально в библиотеках, где отсутствуют его электронные составляющие. В течение года все библиотеки регулярно проводили текущее редактирование СБА, а также своевременно пополняли систематические и алфавитные каталоги карточками на новую литературу.
В ряде библиотек, помимо алфавитных и систематических каталогов и систематической картотеки статей – традиционного набора СБА, ведется работа с тематическими картотеками различной направленности. Существуют такие картотеки в Виноградовской ДБ, ЦГДБ и библиотеке-филиале № 7 города Котлас, детской библиотеке Новодвинской ЦБС.
Во многих отчетах даются сведения о периодических изданиях, получаемых библиотеками. Из представленных сведений можно сделать вывод, что в 2015 году практически все библиотеки пострадали от того, что бюджет на подписку был урезан. В результате количество получаемых изданий значительно сократилось. А ведь качественное состояние картотек во многом зависит от репертуара периодики, которым располагает библиотека.
В данном контексте хотелось бы напомнить, что если библиотека испытывает финансовые трудности, связанные с подпиской, то необходимо более серьезно подходить к выбору репертуара периодических изданий. В первую очередь следует учитывать их содержание. Это должны быть издания, которые выполняют не только развлекательную функцию, но полезны читателям: обогащают их духовный и интеллектуальный багаж.
Не лучше обстоят дела и со справочно-библиографическими фондами. Они почти не пополняются новыми изданиями, что создает трудности в организации библиографической деятельности. Однако, с теми справочными изданиями, которые уже имеются в библиотеках, работа ведется самым тщательным образом. Так, например, в Ленской межпоселенческой библиотеке справочные и библиографические издания выделены в отдельный фонд, который находится в открытом доступе. Единственные экземпляры используются только в стенах библиотеки.
Справочные издания на электронных носителях доступны, в основном, центральным библиотекам. Сельские филиалы ограничены в техническом оснащении, или не имеют его вовсе. Это, безусловно, влияет на качество справочно-библиографического обслуживания (СБО), которое должно представлять динамичную систему взаимодействия с другими информационными системами. Её задача – поддержание соответствия между информационными потребностями пользователей и способностью удовлетворять их.
За отчетный период объем справочно-библиографического обслуживания библиотек снизился, о чем можно судить по данным о количестве выполненных справок. Одной из причин снижения запросов читателей многие наши коллеги называют компьютеризацию населения с возможностью доступа в Интернет. Современные пользователи, помимо библиотечных ресурсов, имеют доступ к альтернативным источникам информации и активно используют возможности, предоставляемые Интернетом. Об этом пишут в своих отчетах библиотекари поселка Шипицино Котласского района, Мезенской детской библиотеки, Ленской межпоселенческой библиотеки, библиотеки Приморского района.
В библиотеках, где имеются электронные составляющие поискового аппарата, библиографические и фактографические справки в значительной мере выполняются на их основе. Безусловно, в выигрышном положение оказываются более крупные библиотеки. Здесь можно привести пример библиотек ЦБС городов Архангельска. В них практически каждая справка выполняется с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ): Интернета и электронных баз данных. Библиотеки ЦБС отмечают высокий процент адресных справок, но, как сообщается в отчете, «адресная справка теперь не просто проверка издания на наличие в ЦБС». Библиотекари смотрят, в какой библиотеке города можно найти книгу, а также выясняют возможно ли скачать нужный источник в Интернете. Выполнение запросов часто сочетается с консультацией по поиску.
Высок процент адресных справок и в Коряжемской ЦДБ (57% от общего числа). Здесь тоже имеется электронный каталог, который насчитывает 6172 записи. Вместе с тем, благодаря электронным информационным ресурсам расширяется информационная база для выполнения всех типов библиографических справок.
Сельские библиотеки по характеру и содержанию запросов ведущее место отдают тематическим справкам. В некоторых библиотеках они составляют более 60% от всех выполненных запросов (Коношский, Котласский, Устьянский районы).
Уже отмечались технические сложности большинства библиотек области. Однако, некоторые из них, наряду с традиционным поиском информации, имеют возможность пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), в основном – Интернетом. Это Верхнетоемская, Виноградовская, Красноборская детские библиотеки и некоторые другие. Причем, названные библиотеки используют также социальные сети для общения и распространения информации – созданы группы ВКонтакте. Есть такая группа и в Онежской библиотечной системе.
Кроме сайтов и страничек в социальных сетях, для библиографического информирования используются также электронная почта, телефон и личный разговор. По сложившейся традиции оно ведется в трех направлениях: массовое, групповое и индивидуальное. Библиотеки стараются удовлетворить как учебные, профессиональные, так и досуговые потребности, четко определяя основные категории пользователей. Так в Вельской ДБ для такой группы пользователей, как родители, подготовлены информационные листки: «О пользе семейного чтения», «15 заповедей родительства», «Будь посредником, а не арбитром».
Информирование населения о новых поступлениях, о материалах посвященных знаменательным датам и событиям, о лучшей литературе осуществлялось посредством информационных списков и стендов, которые имеются во многих библиотеках. На информационном стенде Верхнетоемской детской библиотеки, наряду с информацией о новых событиях и творчестве писателей, имеется рубрика «Советуем почитать», где размещаются отзывы читателей на понравившуюся книгу. Для читателей, которые хотят поделиться мнениями о любимых книгах, существует «почтовый ящик». Оформлены информационные стенды и в Каргопольской ДБ «Мы читаем круглый год» и «Библиомир», в Коношской ДБ «Знакомьтесь: современные авторы» и «Время читать», в Виноградовской ДБ «Детская библиотека предлагает». Кроме этого, в этой библиотеке имеется справочно-библиографический уголок «Для тех, кто ищет…». Здесь находятся:
• библиографические пособия;
• тематическая картотека «Золотая библиотека, или что читали ваши родители»;
• картотека планов чтения «Советчики, помощники, друзья»;
• выставка-признание «Читатель сказал «Браво!».
Групповое информирование ведется с помощью выставок-просмотров, обзоров, Дней информации, ставших уже традиционными. Тематика Дней информации разнообразна: «Мой отчий край ни в чем не повторим» (Приморский район), «Открой свою книгу» (Виноградовский район), «По страницам книжных сенсаций» и «Хорошие книги есть, их нужно прочесть» (город Мирный), «Знакомство с журналом «Мурзилка» и «Новогодний серпантин» (Ленский район).
Похвально стремление библиотек использовать оригинальные формы информационного обслуживания. Интересная программа мероприятия по теме «День славянской письменности и культуры» была представлена в Ровдинской библиотеке. В неё входили:
• одноименная книжная выставка;
• выставка-просмотр книг и журналов 19 века из личной коллекции;
• библиографические обзоры у выставок;
• беседа о Кирилле и Мефодии, создателях старославянской азбуки и языка;
• викторины и конкурсы с использованием электронной презентации.
• Это мероприятие заявлено как День библиографии. Но его лучше характеризовать как День информации, поскольку, судя по отчету, в данной программе отсутствует компонент популяризации библиографических знаний. Такими компонентами могут быть:
• - Обзор конкретного библиографического пособия (группы пособий) и рекомендуемой в нем (в них) литературы. К обзору оформляется книжная выставка. Такой обзор, проводимый на «фоне» библиографического пособия, вызывает у читателей интерес к самой литературе и вырабатывает навыки работы с библиографическими пособиями.
• - Беседа-обзор, посвященный справочной литературе: энциклопедиям, словарям, справочникам. К таким обзорам также оформляется книжная выставка.
• - Литературные игры, викторины, ответы на которые читатели должны найти в представленных на книжной выставке изданиях. При этом необходимо акцентировать внимание на использовании библиографических пособий как способе выбора книг.
• Все библиотеки продолжали работу по формированию информационной культуры. Формы и методы данного направления библиографической деятельности отработаны годами и являются традиционными. Это экскурсии, библиотечные уроки и часы библиографии, индивидуальные консультации. Тематика подобных мероприятий разнообразна: экскурсии «Здравствуй, Книжкин дом!», «Путешествие в Библиоград», «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья»; уроки по теме «Выбор книг в библиотеке» – «Маленькие секреты интересного чтения», «Книжный городок»; занятие и библиографические игры по структуре книги «Путешествие по книге», «Поле чудес», «Умелый читатель»; обзоры справочной литературы «Твои первые словари и справочники», «Игры со словарями»; ознакомление с основными правилами поведения в Интернете «Час безопасного Интернета».
Большое и радостное событие произошло в Новодвинской детской библиотеке в декабре 2014 года. Там состоялось открытие компьютерного зала. Теперь читателям предоставляется бесплатный доступ к сети Интернет с использованием системы контентной фильтрации. Для удобства на всех компьютерах установлены популярные и полезные программы для детей и родителей.
С октября 2015 года в компьютерном зале проводятся занятия с детьми по образовательной программе «Азы информатики». Данная программа предназначена для учащихся 8-10 лет. Знания, приобретенные на этих занятиях, помогут при подготовке публичных выступлений по любой тематике. Учащиеся смогут самостоятельно напечатать текстовой документ, содержащий рисунки, таблицы, списки; произвести элементарную обработку графических изображений (фотографий, рисунков); создать мультимедийную презентацию, используя MS PowerPoint. Ребята смогут сохранять свои данные в нужном формате на имеющийся носитель. Курс рассчитан на 34 часа по 1-2 занятия в неделю.
Ну и, конечно, практически во всех библиотеках особое внимание уделяется самым маленьким читателям – дошкольникам и первоклассникам. Трудно не согласиться с коллегами из Верхнетоемской ДБ, что «приобщить человека с самых юных лет к книге, библиотеке, научить ориентироваться в потоке информации, одна из первостепенных задач».
В любом случае, работа по информационному обучению пользователей должна быть четко организована. Основными принципами ее являются планомерность, поэтапность и дифференцированность.
Еще одно направление библиографической деятельности – создание рекомендательных библиографических пособий. Библиотеки области выпускают в основном пособия малых форм: рекомендательные списки, дайджесты, информационные закладки, памятки. Тематика их разнообразна: «Читаем книги о войне», «Книги-юбиляры 2015 года» (Вельская ДБ); «Правила пользования книгой», «Мужества вечный пример» (Верхнетоемская ДБ); «Верный сын Верколы», «Новый год к нам мчится» (ДБ филиал № 7 города Котлас), «Безопасный интернет», «Читая книги, я расту!» (Устьянская районная ДБ). В ЦДБ города Коряжмы в целях расширения читательских интересов, ведется активная работа с планами чтения. В 2015 году были разработаны планы чтения для различных возрастных групп по творчеству Н. Сладкова, Ф. Абрамова, Г. Цыферова и Н. Носова.
Рекомендательная библиография сегодня может играть важную роль в формировании культуры информационной безопасности, в духовно-нравственном развитии детей и подростков. Тем более это актуально в условиях всеобщего пользования интернет – технологий. Главными критериями качества при разработке рекомендательных библиографических пособий являются следующие: актуальность тематики, творческий подход, соответствие формы пособия читательскому адресу, профессионализм исполнения с точки зрения библиографии, занимательность и лаконичность аннотаций. К сожалению, ни в одном из отчетов нет информации, которая позволила бы судить о данных критериях. Хотелось бы знать, аннотированные эти пособия или нет, каков их объем, оформление и так далее.

Подытоживая сказанное, хочется еще раз отметить общее стремление библиотек к развитию и укреплению своего статуса как информационного центра, дальнейшему совершенствованию традиционных и инновационных видов услуг, необходимых для расширения доступа к информации. Сегодняшние читатели оценивают качество предоставляемых информационных услуг по иным параметрам, чем в прежние годы. Важное значение теперь имеют оперативность выполнения запросов, полнота и личностный подход, комфортные условия работы.
В ближайшие годы можно уверенно прогнозировать значительное расширение задач, стоящих перед детской библиотекой. Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, детская библиотека все больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга. И библиографическую функцию в данных процессах переоценить трудно.



Назад в раздел