Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2021 году


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2021 году



Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2021 году

Составитель — Яковлева Елена Витальевна,

заведующая методическим отделом

АОДБ им. А.П. Гайдара

Цифровые данные детских библиотек приводятся без учёта показателей государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара».

Детское население Архангельской области обслуживают 458 муниципальных общедоступных библиотек, из них 35 детских библиотек (11 в сельской местности), 2 детско-юношеские библиотеки (Северодвинск и Коряжма), 3 детских отдела при центральных муниципальных библиотеках (Ленский, Плесецкий, Шенкурский районы); 341 библиотека образовательных учреждений (школы, детские дома, школы-интернаты) и государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара».

В 2021 году библиотеки продолжили работать в условиях карантинных ограничений, которые стали менее жёсткими по сравнению с 2020 годом. Этот фактор и появление у библиотекарей опыта работы в «пандемийных» условиях способствовали тому, что  многим детским библиотекам удалось или полностью (15 ДБ) или частично выполнить плановые задания. Только 12 детских библиотек Архангельской области в отчётном году не справились с выполнением основных статистических показателей.

2018

2019

2020

2021

К пр. году

читатели

89 082

90 441

66 817

71 535

+ 4 718

посещения

747 834

761 538

455 783

599 945

+144 162

книговыдача

1 723 672

1 769 794

1 018 626

1 305 998

+287 372

Как видно из таблицы, в 2021 году все основные статистические показатели деятельности детских библиотек Архангельской области стали лучше по сравнению с прошлым годом, но до цифр «допандемийного» 2019 года они ещё не дотягивают. Повышению книговыдачи способствовала эффективная выставочная работа (онлайн и офлайн), проведение обзоров. Активным продвижением книг в виртуальном пространстве занимались Устьянская, Шангальская, Шипицынская детские библиотеки, детский отдел Плесецкой ЦБ.

Справиться с плановыми заданиями по посещениям библиотекарям помогло проведение групповых занятий для детей и подростков. Многие из этих встреч были организованы в стенах школьных и дошкольных образовательных учреждений, на улицах и в парках. Детские библиотеки организовали 13 внестационарных пунктов выдачи литературы (Вилегодская, Виноградовская, Коношская, Шипицынская, Лешуконская, Заостровская, Рикасихинская детские библиотеки, ГДБ города Котласа и Приморская ЦДБ). Активно работали ДБ и в летний период: проводили мероприятия для детских оздоровительных лагерей (Коношская, Вельская, Шангальская, Лешуконская детские библиотеки, ДБ № 13 города Архангельска), организовывали летние читальные залы (ДБ № 11 города Архангельска, Мезенская ДБ, Карпогорская ДБ), открывали летние клубы (Няндомская ДБ). Количество мероприятий, проведённых вне стен библиотеки в 2021 году, – 2527. Это на 220 мероприятий больше, чем в 2020 году (2 307) и на 1 513 больше, чем в 2019 году (1 014).

Всего же за 2021 год детские библиотекари провели 7 510 мероприятия (2020 г. – 6 942; 2019 г. – 10 876). Их участниками стали 190 807 человека (2020 г. – 132 727; 2019 г. – 242 939). Посещения массовых мероприятий составили в 2021 году 32 % от числа всех посещений детских библиотек.

Число читателей в детских библиотеках также увеличилось по сравнению с прошлым годом. Среди читателей детских библиотек – дошкольники, младшие школьники, учащиеся средних классов, руководители детского чтения и немногочисленная молодёжная аудитория. Анализ состава читателей показал, что основные пользователи – дети в возрасте от 7 до 10 лет. Только в Рикасихинской ДБ самая многочисленная группа читателей – дошкольники (42 %). Это стало возможным благодаря открытию пункта выдачи в детском саду.

К сожалению, подростки – не самые активные читатели. Только у Шангальской, Онежской, Каменской и Лешуконской детских библиотек эта группа – самая многочисленная среди всех пользователей. Несколько лет назад онежские коллеги поставили цель – увеличить количество читателей-подростков. Для этого они внесли изменения в тематику и формы массовых мероприятий, сделали их более актуальными для современных детей. Вот что пишут они в своем отчёте: «В 2021 году было много интересных мероприятий, на которые стремились попасть средние классы школы. Очень большой популярностью пользовалась квест-игра «Александр Невский. Шаг в бессмертие». На этом мероприятии мы не ставили цель проверить знания ребят, нам хотелось приблизить, сделать более понятным образ великого князя, от которого нас отделяет восемь столетий. С удовольствием подростки посещали и другие мероприятия: уроки памяти «У войны не женское лицо», «Дорогой горечи и славы» и квест-игру «Космическое путешествие».

Конечно, чтобы вернуть подростков в библиотеку, необходимы не только интересная массовая работа, но и современный дизайн помещений и их техническое оснащение, и книги, которые интересны тинейджерам (графические романы, комиксы, литература современных авторов, молодёжная периодика). К сожалению, большинство детских библиотек Архангельской области таких ресурсов не имеют, поэтому в первую очередь нацелены на работу с дошкольниками и младшими школьниками.

Материально-техническая база

Общая площадь занимаемых детскими библиотеками помещений – 8 172 300 кв. метров (2020 г. – 7 064,5; 2019 г. – 7 330,30). Большинство библиотек имеют в распоряжении площади для обслуживания читателей и хранения фондов. Специального помещения для хранения фондов нет в Верхнетоемской ДБ. Всего в детских библиотеках 1 243 посадочных места для читателей (в среднем на одну библиотеку  – 34 места).

Большинство детских библиотек (33) расположено в помещениях, находящихся в оперативном управлении. В арендованном помещении находится Шангальская ДБ.

Согласно «Своду годовых сведений о муниципальных библиотеках и государственных центральных библиотеках Архангельской области», здания Вилегодской и Карпогорской ДБ нуждаются в капитальном ремонте.

В 2021 году в Емецкой, Заостровской, Красноборской детских библиотеках, ЦДЮБ города

Коряжмы, ДЮБ города Северодвинска и детском отделе Плесецкой ЦБ были проведены косметические ремонты.

В отчётном году сразу три детских библиотеки Архангельской области стали победителями конкурса на создание модельных библиотек в рамках национального проекта «Культура» и получили на модернизацию по пять миллионов рублей. Деньги были направлены на создание комфортного внутреннего пространства, приобретение новых книг и современного оборудования, обеспечение доступности библиотеки для посетителей с ограниченными возможностями здоровья.

В здании Коношской ДБ был произведён капитальный ремонт полов, осуществлены покраска стен и монтаж освещения, заменены межкомнатные двери. Благодаря финансовой поддержке регионального бюджета Архангельской области и депутата Архангельского областного Собрания депутатов И.С. Фролова, преобразились фасад библиотеки и территория вокруг неё. Для облицовки  фасада была использована плитка красного и синего  цвета, установлен  пандус. Его перила украшены художественной ковкой – фигурами в виде самолёта, дирижабля, кораблика и ракеты. Перед библиотекой появился уютный дворик со скамейками, беседкой, цветниками и арт-объектом в виде книги. Установлено освещение и видеонаблюдение. Сотрудники библиотеки планируют проводить здесь различные уличные игровые программы, открыть летний читальный зал.

В Вельской ДБ был проведён косметический ремонт всех помещений библиотеки: выравнивание и покраска стен, замена линолеума, реставрация межкомнатных дверей. Два    служебных помещения были переоборудованы: в одном разместилась Литературная гостиная, во втором – туалет для посетителей (произведены укладка плитки, установка сантехники, расширение дверных проёмов для маломобильных групп населения). Во всех помещениях произведены электротехнические работы, установлены светодиодные светильники. Своими силами библиотекари покрасили оконные рамы и входную зону, крыльцо.

Преобразилась и Городская детская библиотека № 1 имени Е.С. Коковина ЦБС города Архангельска. За счёт средств городского бюджета был произведён капитальный ремонт. Федеральные средства библиотека использовала для проведения косметического ремонта и создания современного открытого пространства, разделённого на зоны для различных групп пользователей. В библиотеке оборудован зал для проведения крупных массовых мероприятий, обновлено помещение музея Е.С. Коковина.

Средства, полученные в рамках национального проекта, позволили этим трём библиотекам обновить и материально-техническую базу. Была приобретена новая мебель, закуплены современная техника и оборудование. В библиотеках появились проекторы, интерактивные доски и столы, мультстудии, шлемы виртуальной реальности, интерактивные глобусы, планшеты, 3D-принтеры, робототехнические конструкторы и т.д. Благодаря такому обновлению у юных жителей Архангельска, Коноши и Вельска появилось место притяжения, где комфортно читать, отдыхать, познавать новое, общаться с друзьями, встречаться с интересными людьми. 

Новые оборудование и мебель появились и в других детских библиотеках Архангельской области.

  • ДЮБ города Северодвинска – каталожный шкаф, шкаф-пенал, компьютер, МФУ, радиотелефон.

  • Лешуконская ДБ – демонстрационный стеллаж для проведения мероприятий, цветной принтер, мультимедиапроектор.

  • Устьянская РДБ. В зал для дошкольников приобретены столы-ромашки и стулья. В зале для подростков появились новые столы и стулья для работы за компьютером. В Событийный зал закупили складные стулья и ноутбук для проведения мероприятий. Приобретены новые кафедры для библиотекарей.

  • Виноградовская ДБ – принтер, стулья для работы на компьютере, пуфы для игровой комнаты.

В 2021 году проект «Удивительные КРАЙности» стал победителем конкурса президентских грантов на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Благодаря этому в Красноборской ДБ появилась краеведческая медиастудия, оборудованная пятью ноутбуками, интерактивной доской и книжным сканером. Возможность создавать мультфильмы есть и у читателей Вельской, Коношской, Шипицынской детских библиотек и ГДБ № 1 города Архангельска. Ещё одно актуальное направление работы современной библиотеки – рисование песком. Соответствующее оборудование есть в Емецкой, Онежской, Красноборской детских библиотеках и ДБ № 11 города Архангельска. Мобильный планетарий, приобретённый для Шипицынской ДБ, даёт возможность сотрудникам организовывать кинопоказы на тему «Космос».

Во всех детских библиотеках есть копировально-множительная техника, большинство библиотек телефонизировано.

Создание условий для обслуживания маломобильных групп пользователей

Состояние организации обслуживания маломобильных групп пользователей в детских библиотеках Архангельской области неоднородное. Есть библиотеки, которые стали доступны для людей с разными физическими возможностями благодаря участию в государственных программах:

  • В ЦДЮБ города Коряжмы пандус с поручнями, широкий дверной проём для заезда инвалидов-колясочников, сигнальные знак появились благодаря государственной программы «Доступная среда».

  • ГДБ города Новодвинска оборудована пандусом, перильными ограждениями и противоскользящим покрытием. Все работы выполнены в рамках государственной программы Архангельской области «Социальная поддержка граждан в Архангельской области (2013–2020 годы)», а также благодаря целевой субсидии на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счёт средств местного бюджета.

  • Устьянская РДБ в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» оборудована пандусами, поручнями и кнопкой вызова персонала.

Хорошие условия для маломобильных посетителей созданы в ДБ города Мирный. Согласно «Своду годовых сведений о муниципальных библиотеках и государственных центральных библиотеках Архангельской области», учреждение доступно для лиц с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Библиотека оборудована пандусом, бегущей информационной строкой, электронным ручным видеоувеличителем, тактильно-звуковым информатором НОТТ, световым маяком (для обозначения габаритов дверного проема помещения). Безбарьерная среда создана для читателей Коношской, Вельской модельных детских библиотек, ГДБ № 1 города Архангельска. Эти библиотеки оборудованы и специальной навигацией.

К сожалению, большинство детских библиотек только в начале пути по созданию комфортных условий для всех групп пользователей. Отдельными элементами доступности оборудованы: ДО Плесецкой ЦБ (тактильное объявление о работе библиотеки, кнопка вызова помощи), Няндомская ДБ и ДБ № 7 и № 6 города Котласа (пандус), ДЮБ города Северодвинска (визуальная навигация), ГДБ города Котласа (пандусы, широкие дверные проемы), ДБ № 3 города Архангельска (пиктограммы на входных проемах), ДБ № 8 города Архангельска (контрастная маркировка на стеклянных дверях для слабовидящих), ДБ № 9 города Архангельска (пандус, пиктограмма на входных дверях), Приморская ЦДБ (пандусы, широкие дверные проемы, кнопки вызова помощи, элементы доступности в санитарно-гигиеническом помещении).

Большие сложности с созданием условий для маломобильных групп пользователей испытывают детские библиотеки, расположенные на вторых этажах зданий (Виноградовская ДБ, Верхнетоемская ДБ, ДО Шенкурской ЦБ, Холмогорская ДБ). Специальные подъёмники, ступенькоходы – дороги. Оптимальным выходом в этом случае является кнопка вызова помощи на входе в библиотеку и организация обслуживания особых категорий читателей на первом этаже.

Совсем не оборудованы элементами доступности: Емецкая, Шангальская, Лешуконская, Шипицынская, Рикасихинская, Каменская, Мезенская, Пинежская детские библиотеки и ДБ № 11 города Котласа.

Информационно-коммуникационые технологии

На сегодняшний день все детские библиотеки компьютеризированы и имеют доступ в Интернет. 32 детские библиотеки имеют компьютеризированные посадочные места (всего 62 места) для пользователей с возможностью доступа к электронным ресурсам библиотеки. В большинстве случаев это один компьютер. Только в Коношской, Вельской, Устьянской детских библиотеках, ГДБ № 1 города Архангельска, ДБ города Мирный, ГДБ города Новодвинска есть возможность для организации групповых занятий на ПК. В этих библиотеках оборудовано от 3 до 7 компьютеризированных посадочных мест. У читателей семи детских библиотек нет возможности для самостоятельной работы в Интернете (Верхнетоемская ДБ, Виноградовская ДБ, Каргопольская ДБ, ДБ № 6 и ДБ № 7 города Котласа, Каменская ДБ, Емецкая ДБ).

Качество интернет-связи у большинства детских библиотек хорошее. Из-за невысокой скорости Интернета в Мезенской и Емецкой детских библиотеках возникают проблемы при проведении онлайн-встреч, телемостов, вебинаров.

Наличие необходимого оборудования, стабильного Интернета позволило детским библиотекам расширить перечень предоставляемых услуг. Читатели практически всех библиотек имеют возможность сканировать материалы, делать цветные или чёрно-белые копии документов, распечатывать информацию с электронных носителей, набирать текст на компьютере, осуществлять поиск информации и др. Сотрудники Пинежской и Карпогорской детских библиотек помогут зарегистрироваться на портале «Госуслуги».

В большинстве детских библиотек компьютеризированные посадочные места обеспечены контент-фильтрацией, и юные пользователи имеют безопасный доступ в Интернет. Нет необходимой компьютерной защиты в Емецкой, Няндомской, Каменской, Мезенской, Лешуконской, Виноградовской детских библиотеках и ДБ № 6 и ДБ № 7 города Котласа.

К сожалению, сотрудники детских библиотек нашего региона мало внимания уделяют теме безопасного поведения детей и подростков в виртуальном пространстве. В 2021 году для читателей были проведены:

  • беседа-консультация «Безопасность детей и подростков в сети Интернет» (ДБ города Мирный);

  • онлайн-викторина «Что такое Интернет?» (Няндомская ДБ);

  • беседа-презентация «В Интернете, как и в мире, есть и добрые и злые» (ГДБ города Новодвинска);

  • урок безопасного поведения «Интересная штука – Интернет» (ЦДЮБ города Коряжма).

Больше всего внимания этой актуальной теме было уделено в Устьянской РДБ. Для школьников были проведены час информации «Прямо по курсу – Интернет!» и беседа о полезных и безопасных детских сайтах «Знакомьтесь, «ВебЛандия!». К мероприятиям была оформлена книжная выставка и подготовлена памятка «Безопасному Интернету – ДА!».

Библиографическая работа

Библиографическая работа многопланова и включает в себя различные процессы и операции: формирование информационной среды, библиографическое информирование, справочно-библиографическое и информационное обслуживание, формирование информационной культуры и др.

Одна из действенных форм информирования – размещение библиографической информации на специальных стендах. В фойе Виноградовской ДБ читателей встречают сразу два информационных стенда: «Домовёнок Библик рассказывает...» (афиши мероприятий, правила пользования библиотекой) и «Новости читального зала» (подборки информации по актуальным темам). В фойе ДБ № 11 города Архангельска установлена демосистема, где ежемесячно выкладывается информация о книгах (новинки, тематические подборки). В зоне ожидания обновлённой ГДБ № 1 города Архангельска нашлось место и для стенда с печатными рекомендательными указателями, и для современного LED-телевизора, транслирующего видеопрезентации с обзорами художественной и научно-популярной литературы.

В большинстве других детских библиотек информационные стенды оформлены в читальных залах, на абонементах и кафедрах выдачи: «Ориентир в мире информации» в ЦДЮБ города Коряжмы, «Библионовинки» в Няндомской ДБ, «Книгоград» в ДБ № 13 города Архангельска и других. На таких стендах размещаются информация о будущих и проведённых мероприятиях, книжных новинках, а также библиографические списки и другие материалы. Например, яркий раскладной информационный стенд в Пинежской ДБ учит читателей правилам работы с библиотечными каталогами.

Раскрыть богатство книжных фондов, познакомить читателей с литературными новинками помогают библиотекарям интересные книжные выставки. Среди наиболее удачных хочется выделить следующие. 

  • Выставка-сюрприз «Книжный кот в мешке». Сотрудниками Вельской ДБ были отобраны самые интересные, красочно оформленные издания, как популярные среди читателей, так и незаслуженно забытые. Выставка открылась 1 сентября, в День информации «Город школьного времени», и работала в течение месяца. На младшем абонементе были приготовлены восемь «волшебных чемоданчиков», в которых лежали книжки на определённую тему: «Наша школьная страна», «В гостях у рукодельницы», «Моя профессия – моё будущее», «Детектив идёт по следу» и другие. Чемоданчик выдавался на неделю, кроме книг ребята находили в нём творческое задание, за выполнение которого полагался приз.

На старшем абонементе разместились десять таинственных мешочков с книгами, на каждом – подсказка, о чём книга, которая находится в мешочке. Выставка создавала обстановку праздника, обращала на себя внимание каждого посетителя, заходящего в библиотеку. Принять участие в акции можно было неограниченное количество раз. Книжная выставка большой резонанс, желающих принять участие было много, библиотека получила положительные отзывы от детей и родителей.

  • Выставка «Вязаная сказка» Холмогорской ДБ. На ней были представлены герои из разных сказок, связанные крючком или на спицах местными мастерицами, и книги, в которых «живут» эти персонажи. Читателям предлагалось выбрать наиболее понравившийся экспонат, найти и зачитать в книге отрывок об этом герое. Практически каждый раз после выполнения задания читатель брал книгу домой.

  • Выставку «Мисс Кис-Кис и мистер Мяу» сотрудники ГДБ города Котласа приурочили к Международному дню кошек. Экспозиция не просто знакомила читателей библиотеки с художественной и познавательной литературой об этих домашних животных, но и ставила своей целью информировать посетителей библиотеки о городском туристическом маршруте «Кот-пешеход». Посетители библиотеки знакомились со схемой расположения скульптурных арт-объектов, в том числе с Котом-поэтом, установленным у Городской детской библиотеки, выполняли игровые литературные задания, выбирали книги. Каждый желающий мог сфотографироваться у выставки в «кошачьих» атрибутах.

  • Выставка-исследование «Увидеть слово» в ДБ № 9 города Архангельска приглашала читателей в путешествие по «Толковому словарю живаго Великорускаго языка», составленному В.И. Далем. Открывало выставку обращение к читателям: «Загляните в словарь, узнайте, как он устроен. Попробуйте найти, например, значения слов карамазый, тетёха, клёвый, побаска. Узнайте, кого кличут «пацю-пацю-пацю», что такое ноги льда или стрекава». Библиотекари предложили школьникам несколько заданий. Например: «Братья бывают разные. При помощи толкового словаря Даля вы можете узнать, кто такие молочный брат, крестовый брат, привенчанный брат, одноутробный брат, названый брат». «Продолжите пословицу: палка о двух концах…, дорога ложка к обеду…, губа не дура…, гора с горой не сходится, а …, чудеса в решете…, собаку съел, а…, утро вечера мудренее…» Благодаря интерактивному характеру выставки было выдано 16 экземпляров книг.

Для привлечения внимания к выставке «Знакомьтесь, Змей Горыныч Поляков» по книгам Е.В. Казакевич сотрудники Онежской ДБ использовали в оформлении 3D-детали. Экспозицию дополняли читательские отзывы о сказках автора из сообщества социальной сети «ВКонтакте». К услугам читателей были и раскраски по мотивам книг Елены Казакевич. С выставкой поработали с соблюдением всех правил.

Выставку рекламировали посредством индивидуальных бесед с читателями и размещения анонсов в сообществе библиотеки в социальной сети. Экспозицию включили в массовую работу: проводились беседы и громкое чтение. В «Дневнике работы» в отдельную графу ежедневно записывали количество документов, выданных с выставки. Соответствующие пометки делались и в формулярах. После завершения экспонирования выставки подвели итоги, вычислили коэффициент эффективности, который составил 10,7.

Эффективный способ информирования читателей о выставке – проведение обзоров. Из-за того, что в некоторых детских библиотеках региона не осуществляется учёт этой работы, нет возможности сказать точное число проведённых в 2021 году обзоров. Лидерами по проведению этой, пожалуй, старейшей формы библиотечной работы стали: ГДБ № 1 города Архангельска (66 обзоров), Лешуконская ДБ (28), Приморская ЦДБ (26),  ДБ № 11 города Архангельска (25), Виноградовская ДБ (17). Библиотекари рассказывали о книгах как в режиме офлайн, так и онлайн.

Важнейшей функцией любой библиотеки является справочно-библиографическое обслуживание – обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации. В 2021 году значительно увеличилось количество справок, выполненных сотрудниками детских библиотек области, их число составило 62 174  (2020 г. – 55 926; 2019 г. – 55 930; 2018 г. – 60 456; 2017 г. – 50 460). 11 % справок в 2021 году было выполнено в удалённом и внестационарном режимах – через социальные сети и по телефону. Чаще всего сотрудники детских библиотек выполняют адресные справки: ДБ № 8 города Архангельска (77 % от общего количества справок), Няндомская ДБ (37 %), Красноборская ДБ (72 %), Виноградовская ДБ (66 %).

Всего одна детская библиотека (г. Мирный) оснащена современной ИБС. В этой библиотеке в автоматизированном режиме осуществляется обработка новых поступлений, ведение электронного каталога, учёт книговыдачи и обслуживание пользователей. Доступ к электронному каталогу своей библиотечной системы есть у 14 ДБ: все детские библиотеки города Архангельска, Верхнетоемская, Вельская, Коношская детские библиотеки, ЦДЮБ города Коряжмы, ЦГДБ города Котласа, Приморская ЦДБ и детская библиотека города Мирного. Читатели 9 детских библиотек имеют возможность познакомиться с ресурсами Национальной электронной детской библиотеки: ДБ № 1, № 3, № 9, № 11, № 13 города Архангельска, ЦДЮБ города Коряжмы, Вельская и Коношская детские библиотеки, Приморская ЦДБ.

У большинства детских библиотек справочно-библиографический аппарат представлен карточными алфавитным и систематическим каталогами (Пинежская, Емецкая, Карпогорская, Няндомская, Вельская, Шангальская, Лешуконская, Устьянская, Виноградовская и  Холмогорская детские библиотеки, ДБ № 7 города Котласа, ДЮБ города Северодвинска). В ряде библиотек ведется только алфавитный каталог, а систематический каталог законсервирован (Онежская ДБ, ДБ № 11 города Котласа, все детские библиотеки города Архангельска).

Широко представлены в детских библиотеках и различные картотеки:

  • краеведческая (Емецкая, Мезенская, Холмогорская, Няндомская, Онежская, Лешуконская детские библиотеки);

  • методическая (Няндомская, Шипицынская, Онежская, Лешуконская и Мезенская детские библиотеки);

  • систематическая картотека статей (Няндомская,  Мезенская, Шипицынская и Верхнетоемская, Рикасихинская и Заостровская детские библиотеки);

  • картотека стихов (Няндомская ДБ); 

  • картотека заглавий художественных произведений (Каменская и Виноградовская детские библиотеки);

  • картотека отказов (Виноградовская детская библиотека).

Библиографическая работа – важная составляющая деятельности любой библиотеки, требующая специальных знаний. К сожалению, только в одной детской библиотеке Архангельской области (ГДБ города Котласа) в штате есть должность библиографа. В других библиотеках региона этой работой занимаются библиотекари, некоторые из них не имеют специального профессионального образования. Отсутствие профильного образования сказывается на качестве выполнения задач, стоящих перед современной библиотекой.

Формирование фондов

Фонд документов является основой функционирования любой библиотеки и главным источником удовлетворения читательских потребностей. Именно от ассортимента изданий зависит, станет ли посетитель постоянным читателем, разовьётся ли у него интерес к книге и чтению.

Совокупный фонд детских библиотек Архангельской области (книги, аудиовизуальные материалы, издания на электронных носителях) на 1 января 2022 года составил 686 140 экземпляров (2020 г. – 725 993 экземпляра), что составляет 9 % от всего фонда муниципальных библиотек Архангельской области (7 314 194).

В отчётном году продолжилась тенденция снижения суммарного объёма фонда специализированных детских библиотек. В 2020 году совокупный фонд детских библиотек Архангельской области по сравнению с прошлым годом уменьшился на 39 853 экземпляра (2020 г. – 5 893; 2019 г. – 9 563). Большую работу по изучению и списанию литературы провели библиотеки, выигравшие конкурс на создание модельных детских библиотек (ДБ № 1 города архангельска, Вельская ДБ, Коношская ДБ), и те, кто планирует принять участие в национальном проекте (ГДБ Котласа, Каргопольская ДБ, Приморская ЦДБ, Устьянская РДБ). Всего этими библиотеками было списано от 1 500 до 11 477 экземпляров ветхой, невостребованной и устаревшей по содержанию литературы.

Сотрудники других детских библиотек также ведут систематическую работу по изучению фондов. В 2021 году Красноборская ДБ выявляла востребованность литературы в разделе «История», Рикасихинская ДБ оценила состояние изданий в разделах «Образование. Педагогические науки» и «Экономика. Экономические науки», ГДБ города Новодвинска анализировала состояние книг по литературоведению и искусству. В ходе изучения фонда новодвинские коллеги не только выявили морально устаревшую и ветхую литературу, составили список актуальных запросов на комплектование на будущий год, но и определили книги, которые незаслуженно забыты. Работу с этими изданиями ГДБ города Новодвинска запланировала на 2022 год. В ДБ города Мирный в рамках инвентаризации проведено изучение фонда «Анализ состояния и расстановки книжного фонда». Его результатом стали подготовка документов на списание литературы, внесение изменений в организацию расстановки ряда отделов, формирование рекомендаций по корректировке текущего комплектования библиотеки на 2022 год.

Ситуация с комплектованием фондов специализированных детских библиотек остаётся одной из главных проблем для области. К сожалению, в 2021 году объём поступлений в фонды детских библиотек по сравнению с прошлым годом уменьшился. Всего в детские библиотеки Архангельской области поступило 20 349 экземпляров (2020 г. – 24 838). Таким образом, выбывшей из фондов детских библиотек литературы в три раза больше, чем поступившей. Это влияет на надёжность фонда библиотеки, так как обеспечить её можно только в том случае, когда имеется стойкая тенденция к преобладанию объёма ввода изданий над объёмом вывода.

На протяжении последних лет процент выбывших документов из фондов ДБ Архангельской области выше, чем процент поступивших. В 2021 году такая ситуация наблюдалась у 24 ДБ (65 %), в 2020 г. – у 18 ДБ (49 %), в 2019 г. – у 23 ДБ (62 %). Только у 13 ДБ (35 %) процент поступлений изданий больше, чем процент выбытия: ДБ № 8 и ДБ № 9 города Архангельска, Вилегодская, Виноградовская, Шипицынская, Красноборская, Онежская, Рикасихинская, Шангальская детские библиотеки, ДБ города Мирный, ГДБ города Новодвинска, ДБ № 7 города Котласа, ДЮБ города Северодвинска.

По международным стандартам ИФЛА обновляемость фондов должна быть не ниже 5%. В отчётном году только у 7 (19 %) библиотек процент обновляемости был 5 и более процентов: Вельская, Коношская, Красноборская, Устьянская, Шангальская детские библиотеки, ДБ № 7 и ДБ № 11 города Котласа. Соответствующими стандартам ИФЛА статистическими показателями комплектования в 2021 году могут похвастаться Шангальская и Красноборская детские библиотеки – обновляемость выше 5 % и процент поступлений больше, чем процент выбытия (6,7 % и 6,4 %; 5 % и 2,9% соответственно).

В среднем в 2021 году на одну детскую библиотеку поступило 613 книг, это меньше, чем в 2020 году (671). Средств, выделяемых местными бюджетами на комплектование, недостаточно, что негативно влияет на качество и количество поступлений. Из-за недофинансирования ДБ пытаются задействовать различные каналы благотворительной помощи. На сегодняшний день дары (благотворительных фондов, авторов, депутатов и т.д.) являются важным источником пополнения фондов для большинства детских библиотек.

Периодические издания – важная составляющая фонда любой библиотеки. В отчётном году в среднем в детские библиотеки региона было выписано по 10 и более периодических изданий. Менее этого количества поступает в фонды Рикасихинской, Заостровской, Карпогорской и Няндомской детских библиотек.

Хочется, чтобы финансирование комплектования фондов детских библиотек было регулярным и полноценным, что позволило бы книжным фондам соответствовать международным и российским базовыми нормативами, а библиотеки ушли бы от политики «народного комплектования», при котором почти нет возможности влиять на репертуар попадающих в фонды изданий.

Кадры детских библиотек

В 2021 году в детских библиотеках Архангельской области работало 143 библиотекаря (2020 г. – 140; 2019 г. – 140; 2018 г. – 140; 2017 г. – 142; 2016 г. – 140). Сохраняется тенденция старения библиотечных кадров. Ежегодно количество сотрудников в возрасте от 30 до 55 лет в детских библиотеках увеличивается. Именно они составляют основной контингент сотрудников детских библиотек: 2021 г. (73 %); 2020 г. 71 %; 2019 г. – 61%. Вторая по численности возрастная группа сотрудников – библиотекари пенсионного возраста: 2021 г. – 21 %; 2020 г. – 24 %; 2019 г. – 26 %. Самая малочисленная категория – это сотрудники до 30 лет: 2021 г. – 6 %, 2020 г. – 4 %,  2019 г. – 12 %.

Большая часть библиотекарей имеют стаж работы более 10 лет – 57 % (2020 г.– 61 %, 2019 г. – 59 %; 2018 г. – 59 %). 15 % библиотекарей работают в библиотеке не более 3 лет, и 27 % имеют стаж от 3 до 10 лет.

По уровню образования сотрудники библиотек распределяются следующим образом: с высшим образованием – 81 человек (57 %), в т. ч. с библиотечным – 21 (17 % от всех библиотекарей); со средним специальным – 59 (41 %), в т. ч. со специальным библиотечным – 37 (26 % от всех библиотекарей); среднее образование имеют 3 человека (2 %). Таким образом, профессиональное библиотечное образование имеют 43 % сотрудника детских библиотек (2020 г. – 45 %; 2019 г. – 44 %; 2018 – 43 %; 2017 г. – 42 %).

Быть библиотекарем сегодня непросто. Необходимо постоянно познавать новое, осваивать современные технологии, соответствовать возрастающим запросам своих читателей. Желая обновить профессиональные знания, повысить уровень компетентности в области информационных технологий, современных форм и методов работы с детьми и подростками, сотрудники детских библиотек активно принимали участие в работе мероприятий по повышению квалификации.

Базовый курс обучения в области корректного общения с людьми с инвалидностью и углублённый курс в области корректного общения с людьми с ментальной инвалидностью (организаторы Еврейский музей и центр толерантности) прошли библиотекари Заостровской и Коношской детских библиотек. Сотрудники детских библиотек № 6 и № 11 города Котласа прошли обучение по вопросам, связанным с предоставлением услуг людям с ограниченными возможностями.

Многим библиотекарям удалось принять участие в интересных посвящённых актуальным вопросам библиотечного обслуживания мероприятиях, организованных в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»: Пинежская, Карпогорская, Емецкая, Онежская, Няндомская детские библиотеки, ЦГДБ города Котласа, ГДБ города Новодвинска и др.

Пользовались популярностью и профессиональные мероприятия, организованные Архангельской областной детской библиотекой имени А.П. Гайдара:

  • Областной семинар «Погружение в историю с книгой» прошёл в онлайн-формате. Его участниками стали 71 библиотекарь из Архангельска, Котласа, Коряжмы, Няндомы, Холмогорского, Каргопольского, Устьянского, Приморского, Пинежского, Лешуконского, Коношского и Виноградовского районов.

  • С целью знакомства библиотекарей с современными книжными изданиями и методиками работы с литературой «визуального нарратива» был организован областной семинар «Иллюстрация в детской книге: проблемы и перспективы». Мероприятие удалось провести в режиме офлайн. Его участниками стали 47 библиотечных специалистов из Архангельска, Северодвинска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Холмогорского, Приморского, Красноборского, Котласского, Пинежского, Ленского, Лешуконского, Шенкурского и Коношского районов Архангельской области.

  • Сегодня как никогда детские библиотеки нуждаются в специалистах высокой профессиональной квалификации, реагирующих на вызовы времени, глубоко понимающих роль и значение детской библиотеки.

Несмотря на то, что в 2021 году библиотеки продолжили работать в условиях карантинных ограничений, многим детским библиотекам области удалось или полностью или частично справиться с плановыми заданиями. Надеемся, что в следующем году мы сможем вернуться к прежней жизни и библиотеки выйдут на уровень статистических показателей  2019 года.

Радует и активное участие детских библиотек области в национальном проекте «Культура». Сразу три детских библиотеки в 2021 году были модернизированы и получили статус модельных. В 2022 году в их ряды вольются Центральная детская библиотека Приморского района и Каргопольская детская библиотека.

Детская библиотека онлайн

Макурина Анна Николаевна,

главный библиотекарь методического отдела

Архангельской областной

детской библиотеки имени А.П. Гайдара

В 2021 году детские библиотеки Архангельской области активизировали работу онлайн. Для общения с удалёнными читателями почти все использовали самую популярную социальную сеть России – «ВКонтакте». Библиотеки проводят онлайн-мероприятия разнообразных форм, не только лекционного, монологического характера, но также интерактивные, предполагающие обратную связь, активность пользователя: онлайн-конкурсы, акции, викторины. Часто обращаются к семейной аудитории. Это связано, во-первых, с тем, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не самостоятельны в виртуальном пространстве. Во-вторых, современная детская библиотека чаще всего позиционирует себя как пространство для семейного досуга. Отметим, что вопрос взаимодействия детских библиотек региона с подписчиками требует отдельного изучения.

Подавляющее большинство детских библиотек (31) обслуживают удалённых пользователей через социальную сеть «ВКонтакте». ЦДЮБ города Коряжма размещает материалы в сообществе библиотечной системы. Ни у одной из 37 детских библиотек региона нет веб-сайта, у 15 (41%) – своя страничка на сайте библиотечной системы. Свой канал на YouTube – только у ДБ №7 города Котласа. 7 детских библиотек Архангельска пользуются каналом библиотечной системы.

Детские библиотеки региона освоили разнообразные формы онлайн-мероприятий. 78% библиотек создают викторины и виртуальные выставки. На втором месте – видео мастер-классы и акции (56%). Активно создаются также видеообзоры книг, проводятся онлайн-конкурсы (49%). 40% библиотек выкладывать в своих пабликах «видеочтения». Небольшое количество библиотек проводят квесты, опросы и челленджи. Записывают подкасты в четырёх библиотеках. Посмотреть видеоинтервью с интересными людьми предлагают своим подписчикам лишь в двух детских библиотеках. Если подкасты – это достаточно новая форма, которую только осваивают библиотекари, то видеоинтервью – давно известный жанр. Грамотно сделанная видеозапись беседы с интересным человеком привлекает внимание и к библиотеке, и к книгам.

Стоит учитывать, что библиотеки лишь недавно стали активно работать онлайн, чёткой терминологической системы по формам онлайн-мероприятий пока нет, поэтому, например, границы между акцией и челленджем, конкурсом и квестом могут быть весьма условны.

В 2021 году наиболее востребованными, популярными стали мероприятия, посвящённые Дню народного единства и Дню победы. Так, сотрудники Коношской ДБ разместили     в социальной сети «ВКонтакте» цикл интерактивных историй о героях Великой Отечественной войны «Мы помним». Читатели листали страницы интерактивной книги и узнавали больше о людях, чья самоотверженность восхищает до сих пор. Онлайн-игра «Большая страна» проходила в группе социальной сети «ВКонтакте» Емецкой ДБ в начале ноября 2021 года. Каждый день пользователей ждало новое задание, в котором по пяти подсказкам им было необходимо определить название одного из народов России. В качестве иллюстрации выступали куклы в национальных костюмах.

Популярны также и онлайн-мероприятия краеведческой тематики. Более четырёх тысяч просмотров всего за несколько дней набрали видеоролики, снятые сотрудникам Онежской ДБ в рамках проекта «Моя Онега». Более 70 человек приняли участие в онлайн-викторине «Знаешь ли ты имена улиц Плесецка?», разработанной сотрудниками детского отдела Плесецкой библиотеки.

Практика показывает, что наиболее популярными у подписчиков становятся не «электронные аналоги» информационных часов, обзоров и бесед, а интерактивные формы, предполагающие активное участие пользователей, живую обратную связь. Как уже говорилось выше, детские библиотеки региона активно проводят онлайн-конкурсы и акции. Челленджи и квесты в виртуальном формате проводятся гораздо реже.

Большинство подписчиков библиотечных сообществ в социальных сетях – взрослые, родители и педагоги. Не случайно поэтому самыми востребованными становятся конкурсы и акции, рассчитанные на семейную аудиторию. Онлайн-квест Мезенской ДБ носил название «Счастье моё – семья» и собрал шесть команд, которые делились традициями, рецептами, фотографиями, обменивались идеями. Обязательным условием было участие всех членов семьи, поэтому игра и сближала и создавала интересный и полезный семейный досуг. Воскресные онлайн-викторины, еженедельно размещаемые на страничке «ВКонтакте» Виноградовской ДБ, также были адресованы семейным командам.

Традиционный районный краеведческий семейный конкурс, проводимый Приморской ЦДБ, в 2021 году был посвящён поморской сказительнице Марфе Крюковой и впервые прошёл в онлайн-формате. Соревновались семейные команды из пяти населённых пунктов Приморского района. Конкурс начался с показа на страничке библиотеки «ВКонтакте» заранее подготовленных видеороликов, в которых каждая семья представляла себя. Затем в прямом эфире была показана игра, состоящая из трёх туров.

Не обошли вниманием детские библиотеки и такие важные семейные праздники как День матери и День отца. В Шипицинской ДБ публиковались видеозаписи чтения стихов о маме в исполнении читателей. А Виноградовская ДБ провела онлайн-акцию «Красота своими руками», собрав и разместив фотографии творческих работ, сделанных мамами юных пользователей. Папам были посвящены фотовернисажи, разместившиеся на страничках Няндомской и Виноградовской детских библиотек.

Для проведения семейного онлайн-марафона «Каникулы с библиотекой» сотрудники детской библиотеки №7 города Котласа создали отдельную страничку «ВКонтакте». Мероприятия проходили с дни зимних каникул. Участники марафона знакомились с новогодними и рождественскими традициями, выполняли интересные задания, слушали сказку на ночь «с продолжением», снимали видеоролики с рекламой детских книг.

115-летнему юбилею классика детской поэзии был посвящён проводимый Коношской ДБ фестиваль-конкурс «Барто-fest». Семьи с детьми, педагоги и воспитанники готовили поэтические композиции и снимали их на видео. Всего было представлено более 40 видеороликов.

35 человек приняли участие в семейной онлайн-игре «…Вы это знаете!», устроенной Лешуконской ДБ. В течение недели участники получали задания, связанные с литературой: угадать героя по одежде, узнать писателя по детским фотографиям и др. Участникам онлайн-акции ГДБ города Котласа «Рассказ с продолжением» предлагалось заглянуть в свою домашнюю библиотеку и составить связный рассказ из названий произведений. Свои необычные рассказы представили 28 семей – в виде фотографий и видеосюжетов.

Проводят библиотеки и интерактивные онлайн-мероприя, рассчитанные не на семейную аудиторию, а непосредственно на юных читателей или подписчиков (или организованные группы опосредованно через педагогов). Чаще всего это акции и конкурсы, направленные на продвижение книги и чтения. «Что сегодня я читаю» – так называлась онлайн-акция Холмогорской ДБ. Её целью было выявить активных читающих подписчиков и мотивировать остальных на чтение. После публикации поста о результатах акции многие подписчики в комментариях стали добавлять фото книг, которые они читают, акция продолжилась после её окончания.

ЦДЮБ города Коряжма успешно реализовала проект «Книжный ХИТ». Группе читателей был предложен комплект познавательных книг издательства «Настя и Никита», познакомившись с которыми, ребята самостоятельно подготовили небольшие видеоролики с рекламой и читательскими впечатлениями. 10 лучших были размещены  в сообществе «Библиотеки Коряжмы» социальной сети «ВКонтакте».

Онлайн-акция «Космос рядом», организованная ДБ №11 города Котласа, посвящалась 60-летию первого полёта человека в космос. Участникам необходимо было прочитать отрывок из книги «Незнайка на Луне» Николая Носова и проиллюстрировать его. Все работы, а их было более 50, были размещены в сообществе «Книги. Время. Мы» социальной сети «ВКонтакте».

Популярны акции, связанные с чтением стихов «на камеру». ГДБ города Котласа организовала поэтический челлендж «Будь в тренде – читай стихи». Участникам предлагалась записать видеоролик с прочтением любимого стихотворения и разместить его на своей странице под хештегом #читайстихибудьвтренде. Акция посвящалась Всемирному дню поэзии, в ней приняло участие 40 человек. Шипицынская ДБ проводила подобную акцию к юбилею Николая Рубцова. В Няндомской ДБ состоялся марафон стихов «Любимые строчки». Детей попросили записать чтение стихотворений Агнии Барто на диктофон. Записи были смонтированы в видеоролик, размещённый затем на страничке библиотеки «ВКонтакте».

Видеоинтервью с местными писателями, интересными людьми города (посёлка, села) не могут не привлечь внимания подписчиков. ДЮБ города Северодвинска в рамках акции «Ночь искусств» организовала «Ночь неожиданных встреч» в формате блиц-интервью с танцовщицей Анной Малковой и ученицей детской художественной школы №2 Анастасией Красниковой. Видеоинтервью с кандидатом филологических наук, доцентом САФУ Р.В. Поповым увеличило спрос на созданный им словарь «Как это будет по-северодвински».

Сотрудники Шипицынской ДБ взяли интервью у поэта, художника, экскурсовода Г.А. Подойницыной, сняли на видео и разместили в сообществе «ВКонтакте» Котласской ЦРДБ. Галина Александровна рассказывает о себе и читает свои сказки.

Стоит отметить, что в отчётах из Северодвинска и Шипицыно эти мероприятия ошибочно именовались онлайн-встречами. Онлайн-встреча предполагает формат прямого эфира, видеозапись беседы – это видеоинтервью.

Организация встреч с писателями – один из эффективных способов приобщения детей к чтению, и библиотеки активно приглашают местных авторов. А встречи читателей с писателями из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов часто остаются только мечтой. Однако в последнее десятилетие появились технические возможности для онлайн-встреч. Отрадно, что в некоторых библиотеках есть опыт проведения таких телемостов. Например, в Вельской, Холмогорской, Коношской детских библиотеках. К сожалению, во многих детских библиотеках региона из-за отсутствия оборудования и низкой скорости Интернета проведение онлайн-встреч невозможно.

В 2021 году Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара начала проводить цикл онлайн-встреч с популярными детскими писателями, приглашая к беседе читателей библиотек области. В телемостах с Юлией Ивановой, Екатериной Тимашпольской, Анастасией Строкиной, Еленой Габовой принимали участие целый ряд детских библиотек региона: Вельская, Красноборская, Плесецкая, Емецкая, Холмогорская, Устьянская детские библиотеки, ДБ города Мирный, Приморская ЦДБ. В телемостах участвуют в основном организованные группы (классы), иногда собирается читательский актив. Библиотекари заранее готовят аудиторию: рассказывают о писателе, выдают книги (при необходимости заказывают по МБА в АОДБ им. А.П. Гайдара), помогают выбрать лучшие вопросы. В целом отзывы положительные: такая форма встреч интересна детям и библиотекарям. Многие из постоянных участников выражают желание продолжить онлайн-встречи.

Показатели по числу подписчиков у всех библиотек, предоставивших соответствующую статистику, выросли в 2021 году. У ГДБ города Котлас – более трёхсот новых подписчиков в сообществе, у Вельской ДБ и ДБ № 15 города Архангельска – более двухсот. Это свидетельствует о том, что работа детских библиотек региона в социальных сетях востребована читателями и подписчиками и приносит свои плоды. Технологии SMM – достаточно новый термин для детских библиотек, которые лишь начинают осваивать этот аспект своей деятельности. Поэтому в настоящее время трудно определить, насколько эффективна эта работа, насколько она соответствует современным требованиям. С уверенностью можно сказать о том, что в целом детские библиотеки Архангельской области готовы активно работать в социальных сетях, осваивать новые формы и привлекать новых подписчиков.

 



Назад в раздел