Итоги


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги



В 2013 году АОДБ имени А.П. Гайдара провела анкетирование «Проектная деятельность детских библиотек», которое помогло представить целостную картину этой деятельности. Всего в анкетировании приняло участие 18 детских библиотек и 2 детских отдела при центральных библиотеках из Архангельска, Котласа, Коряжмы, Устьянского, Вилегодского и Котласского районов, Вельска, Мезени, Верхней Тоймы, Каргополя, Коноши, Карпогор, Няндомы, Яренска, Красноборска. Всего 50 % от общего количества детских библиотек (отделов) Архангельской области.

Большинство опрошенных библиотек (80 %) занимаются проектной деятельностью. В год каждая из 16-ти библиотек разрабатывает 1-2 проекта и только одна — более 3 проектов. Вообще не занимаются проектной деятельностью 3 библиотеки. Проекты, разработанные библиотеками, обычно получают поддержку на областном, районном и муниципальном уровне. Только два из них были отмечены международными и всероссийскими грантами. Но даже конкурсы муниципального и районного уровня стимулируют проектную деятельность библиотек. В тех районах (городах), где такие мероприятия проводятся уже не один год, у библиотек больше опыта написания проектов и они чаще выигрывают гранты (п. Шипицыно, г. Коряжма).

Три вопроса в анкете были посвящены партнерским отношениям. Считаем их очень важными, потому что во многих детских библиотеках (не говоря уже о сельских) работает всего 1-2 человека. Придумать, написать и реализовать проект в таких условиях очень сложно. Проект — это командная работа. Умеем ли мы объединять вокруг себя людей или, наоборот, нам легче присоединиться к кому-то? Только в 31 % опрошенных библиотек не только сами пишут проекты, но и участвуют в проектах, разработанных другой организацией. Среди партнёров называют Центральную библиотеку, общеобразовательную школу и школу искусств, Дом детского творчества и Дом культуры, общественные организации.

Гораздо шире круг партнёров, которых уже сами библиотекари привлекают для реализации своих проектов. Чаще всего это педагоги общеобразовательных школ и дополнительного образования, психологи и специалисты медицинских учреждений. Многие проекты детских библиотек осуществляются при содействии сотрудников взрослых, школьных и сельских библиотек. Три библиотеки среди своих помощников назвали подростков и волонтёров. Для проведения мероприятий в рамках проектов детские библиотеки также привлекают сотрудников музеев, детских садов, МВД и МЧС, ветеранских организаций, отделов по делам молодёжи, музеев, русской православной церкви.

И это неудивительно, так как направления проектной деятельности детских библиотек многочисленны и разнообразны: продвижение книги и чтения, организация досуга детей и подростков, краеведение, здоровый образ жизни, патриотическое и нравственное воспитание, правовое и экологическое просвещение. Согласитесь, что если в теме чтения библиотекарь чувствует себя уверенным и компетентным, то информация о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях молодых убедительней звучит из уст профессионалов. Задача библиотекаря в этом случае не просто организовать встречу с таким человеком, а дополнить ее библиотечной составляющей (выставкой, обзором книг и периодики по теме и т.п.).

Среди главных причин, которые мешают заниматься проектной деятельностью, сотрудники библиотек называют недостаток опыта и навыков написания проектных заявок и нехватку свободного времени. Отрадно, что никто из опрошенных не страдает от отсутствия идей. Только в двух библиотеках сотрудники сомневаются, что получат деньги на реализацию проекта. К ним можно отнести и ещё один ответ, в котором библиотекарь сетует на то, что количество денег, выделяемых по гранту, не соответствует вложенным в проект силам и количеству его участников (5 тысяч на 1000 участников мероприятия).

Что даёт библиотеке проектная деятельность? Среди самых популярных ответов: возможность улучшить МТБ и фонд библиотеки, увеличить количество пользователей, получить положительную оценку профессионализма библиотекарей со стороны власти. Важно и то, что в ходе реализации проекта библиотека приобретает новые знакомства, у нее могут появиться партнеры. Всё это влияет на формирование позитивного образа библиотеки.

Что движет библиотекарями, создающими проект? Для большинства (80 %, или 16 библиотек) это желание создать что-то новое, начать развивать неразработанное направление. Такое же количество библиотекарей (80 %) занимаются проектной деятельностью для того, чтобы библиотека получила дополнительное финансирование. Оба ответа отражают желание сотрудников внести положительные изменения в деятельность своего учреждения, создать комфортные условия для пользователей.

4 библиотеки занимаются проектной деятельностью, чтобы улучшить жизнь местного сообщества. Радует, что для 11 опрошенных проектная деятельность стала частью работы. Для 8 — это просто дополнительная нагрузка, а для 3 – стрессовая ситуация.

Задавая последний вопрос, мы хотели узнать, чем может помочь коллегам наша библиотека. Для активизации проектной работы среди детских библиотек областной ДБ необходимо организовывать больше обучающих семинаров и тренингов, чаще проводить индивидуальные консультации, активнее информировать о проводимых конкурсах, инициировать корпоративные проекты с участием детских библиотек области.

Выводы:

  • У детских библиотекарей Архангельской области есть желание заниматься проектной деятельностью, они полны идей. Реализовать их мешает недостаток опыта и навыков написания проектных заявок, недоступность информации о проводимых конкурсах, а также загруженность на работе. Организовать обучающие семинары и тренинги по проектной деятельности и активизировать информирование о конкурсах по силам методистам центральных районных и областных библиотек. Однако помочь библиотекарям найти в своём плотном графике свободное время для создания и осуществления проектов может только материальное стимулирование. Это должно стать одним из критериев оценки труда библиотекаря.
  • Сотрудники библиотек осознают, что проектная деятельность дает очень много как самой библиотеке, так и библиотекарю в его профессиональном росте. В условиях недофинансирования библиотек это порой единственный выход улучшить материально-техническую базу учреждения, пополнить его фонд. Ещё одна важная сторона этой работы, которую отметили многие опрошенные — возможность получить положительную оценку своего профессионализма со стороны власти.
  • Анкетирование показало, что только 4 опрошенных библиотеки рассматривают реализацию библиотечного проекта как способ улучшить жизнь местного сообщества, решить какие-то его насущные проблемы. Зачастую мы не осознаём, что библиотека — в первую очередь социальное учреждение. Всё, что мы делаем должно приносить пользу людям, которые живут рядом с нами. Поэтому прежде чем писать проект, нам необходимо изучить проблемы местного сообщества.

Итоги анкетирования были представлены на областной творческой мастерской «Проектная деятельность детских библиотек: социальная значимость, эффективность, успехи» в Каргополе в ноябре 2013 года. 



Назад в раздел