О временах и нравах

О временах и нравах

О временах и нравах


Время всегда хорошее, независимо, продвинутое оно в сфере техники или нет… Ведь главное, чтобы люди общались, веселились и умели говорить, а не сидели, уткнувшись в экран компьютера или телефона и общались только по смс-кам и электронной почте… Книга научила меня верить, что, несмотря не нехорошие моменты жизни, можно всегда найти что-то приятное для себя… Если честно, я даже не представлял, что за такой короткий промежуток жизнь так сильно поменялась…

Задуматься о жизни, времени и себе побудила школьников небольшая по объёму, но очень ёмкая по содержанию книга – фантастический роман Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Снежным октябрьским вечером за 6 лет до описанного в книге «будущего» радетели собрались, чтобы поделиться впечатлениями, поспорить (чуть-чуть) и, конечно, поностальгировать.

Писательский дуэт Жвалевский/Пастернак стремительно ворвался в отечественную детскую литературу в 2007 году (сказка «Правдивая история Деда Мороза») и сразу же обратил на себя внимание критиков и читателей. С тех пор из-под пера белорусских (кстати) авторов вышло ещё 5 книг. Роман «Время всегда хорошее» издан в 2009 году и, без сомнения, является визитной карточкой писателей. Книгу, в которой «смешались» два времени: 80-е годы 20 века и недалёкое будущее – 2018 год – с упоением, взахлёб читают «и стар и млад». Среди радетелей были те, кто застал 80-е годы ребёнком или взрослым. Были и «рождённые в СССР» на самом закате Империи. И, на наше счастье, был самый главный адресат романа – «цифровой ребёнок», родившийся в веке 21.
Старые чёрно-белые фотографии (пионеры, октябрята, отличники, хорошисты и троечники, лица совсем другие!) навеяли ностальгические настроения. Чего же не хватает «рождённым в СССР» в современной жизни? Времени, которое течёт медленно. Внимания родителей, ещё не придумавших отговорку: «А я деньги зарабатываю». Отчаянных и диких детских игр на улице. Кукольных домиков, сделанных своими руками, а не купленных в специальном отделе магазина. Дружных подъездов и целых дворов. Коллективных дел. Наивности, чистоты, доверия к миру. Так всё-таки раньше жизнь была лучше? Хм… А ведь вспомнилось не только хорошее. Обязаловка, превращающая те самые коллективные дела в фарс; фарисейские ленинские зачёты; удушающие комсомольские собрания и другие «прелести» той эпохи. Радетели поймали себя на том, что восприятие советской действительности во многом зависит от личного опыта каждого из нас. Отсюда и высказывания в Интернете, обвиняющие Жвалевского/Пастернак в том, что они либо слишком «сгладили углы», либо «нагнали мраку», описывая восьмидесятые. Радетели узнали множество милых примет той эпохи (колготки в гармошку, очереди за колбасой, казаки-разбойники…) и решили, что некую утрированность (если она есть) авторам легко можно простить.
С современностью (= недалёкое будущее) было сложнее! Советское время прошло, и о нём можно спокойно размышлять, а здесь… Здесь авторы явно сгустили краски! Современные дети совершенно нормально общаются «вживую», бегают по школьным коридорам, а некоторые даже читают. Наш «цифровой ребёнок» горячо отстаивал «нормальность» своих сверстников. А если присмотреться внимательно, очень внимательно? Не потому ли дети стали колючими и замкнутыми, что открываться они привыкли в виртуальном мире, где не надо смотреть другу другу в глаза, и потому проще и легче общаться. Не потому ли они ТАК привязаны ко всем этим гаджетам, что телефоны, плееры, айпады, заполняя время и пространство, позволяют не оставаться наедине с собой, своими мыслями и чувствами (на эту тему – любопытный эксперимент Е.Мурашовой). А как у нас в школах с устными ответами и сочинениями? Как обстоят дела с умением не просто скачать информацию из сети, но и обработать её? Я честно пыталась сосредоточиться, но смысл того, что говорила русичка, от меня ускользал. Зачем мне запоминать стихи, если на Гугле я найду их в три секунды? Зачем самой придумывать все эти красивые слова, если они уже давно все написаны и выложены, украшенные разными шрифтами? Ответы известны всем, кто хоть что-то слышал о проблемах современной системы образования.
В конце концов, верно схваченную современную действительность почувствовали и оценили сами подростки. Радетелям очень повезло: среди них были педагоги, принесшие детские отзывы о романе. Отзывы, прошу заметить, написанные не из-под палки и даже не ради оценки, а по велению души. Почти в каждом отзыве звучит слово «понятно». Современные отечественные авторы, пишущие для подростков, в большинстве своём разговаривают с ними либо с позиции «А вот в наше время…», либо неуклюже панибратствуют. Жвалевский/Пастернак понятно рассказали о «далёких советских временах» (глазами современного ребёнка – приём отстранения – ого!) и правдиво  показали времена нынешние (глазами ребёнка из прошлого). Конфликт между временами снят, и дети смотрят на взрослых другими глазами – без предубеждения и… с интересом.
В книге описывается правда жизни, что для детей нашего времени самым главным является компьютер, а для детей прошлого самым главным является дружба, надежда, вера и любовь. По отзывам чувствуется (хоть многие авторы отзывов прямо об этом и не говорят), что очень сильно поразила современных детей в детях 80-х способность к «самой крепкой дружбе, какая только есть на земле» и «нежной, романтической глупости». Молодое поколение нынче обвиняют в цинизме и практицизме. Но не есть ли это бронь, иглы дикобраза, выставленные для защиты нежного брюшка? Могут ли они сегодня позволить себе открыть створки своей раковины, и что мы, взрослые, делаем, чтобы они чаще «открывались»? Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак угадали отчаянную тоску ребёнка 21 века по чистоте, открытости, наивности и романтике. И когда Оля, вечно настороженная замкнутая девочка, вдруг превращается в нежное создание с воздушными шариками внутри…
Одним словом, детская литература наконец обрела авторов, которые не читают морали, но и не заигрывают. Они просто понимают подростков и умеют понятно рассказывать истории, как о будущем, так и о прошлом. Кроме того, эта книга очень простая для чтения, но содержит очень глубокий смысл, который так просто не понять. Вот и ответ взрослым, которые, признавая «увлекательность» сюжета, считают книгу пустоватой и поверхностной.
Главная мысль книги заявлена в заглавии. Судя по отзывам, дети «усвоили» эту мысль очень хорошо. Но, возможно, напоминание о том, что время всегда хорошее, даже больше нужно взрослым. Взрослым, которые очень любят смотреть/читать новости и ужасаться: «О времена! О нравы!»
Фото: