В период от года до трех ребенок постепенно формирует свою собственную точку зрения по многим вопросам, проявляет свои желания и требует от окружающих их выполнения. У него начинает формироваться воля. Постепенно ребенок все больше и больше стремится к самостоятельности, независимости. В этом возрасте ребенок уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых. Очень многое он может и хочет делать сам. И мы, взрослые, просто обязаны поощрять это его желание, однако необходимо помочь ребенку научиться правильно выражать его. Умение выразить себя и собственное мнение, а также умение согласовать его с точкой зрения окружающих – вот наиболее важные коммуникативные умения, которые необходимо сформировать у малыша в этом возрасте.
Как научить ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет общаться? Вот что советуют психологи.
Играйте с ребенком. Любая игра с ребенком этого возраста несет в себе коммуникативную нагрузку, то есть учит ребенка взаимодействовать с другими людьми. В ней малыш узнает мир, пытается действовать в нем.
Дети осваивают правила общения, подражая тем, кого они любят и кому доверяют. Поэтому вы являетесь для него основным образцом для подражания, и то, как вы организуете игру ребенка и действуете в ходе ее, обусловливает игровые и коммуникативные действия самого малыша.
Именно в игре ребенок начинает учиться общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, разрешать конфликты и сложные ситуации. В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.).
Читайте ребенку книги. С самого раннего возраста приобщайте к книге. Ежедневно рассказывайте и читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения.
Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместные чтения книжек. Малыши вместе с взрослыми могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать развитию не только общения, но и речи детей.
Развивайте речь. Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…»; вопросами: «Что это?», «Где?» и пр.
Не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком. Говорите так, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь.
Старайтесь создать в своей семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы грамотно и вежливо общаетесь со своими близкими. Ведь если в семье часты ссоры, упреки, разговоры на повышенных тонах, ребенок переймет именно эту манеру общения.
Поощряйте различные контакты малыша со сверстниками. Ходите с ребенком гулять на детскую площадку или в песочницу, в те места, где собираются другие дети. Знакомьте его с детьми своих друзей и знакомых, покажите и расскажите малышу, как можно самому познакомиться с незнакомым ребенком, попросить у него игрушку, поделиться своими куклами и машинками. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.).
Помогайте разрешать конфликты, которые будут возникать при взаимодействии детей. Успешное овладение ребенком первыми навыками общения – залог его будущей компетенции в общении и успешной адаптации в группе сверстников, например в детском саду.
Вспомним заповедь родителям замечательного французского писателя Эрве Базена: «Говори обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец… Разговаривайте, вызывайте детей на разговор о работе, об их труде, о домашних счетах, о беременности кузины…»
В заключение хочется добавить: слушайте внимательно и сосредоточенно, когда говорит ребенок. Слушайте так, чтобы услышать.
Список литературы по теме: