государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара»
Учим детей общаться
В период от года до трех ребенок постепенно формирует свою собственную точку зрения по многим вопросам, проявляет свои желания и требует от окружающих их выполнения. У него начинает формироваться воля. Постепенно ребенок все больше и больше стремится к самостоятельности, независимости. В этом возрасте ребенок уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых. Очень многое он может и хочет делать сам. И мы, взрослые, просто обязаны поощрять это его желание, однако необходимо помочь ребенку научиться правильно выражать его. Умение выразить себя и собственное мнение, а также умение согласовать его с точкой зрения окружающих – вот наиболее важные коммуникативные умения, которые необходимо сформировать у малыша в этом возрасте.
Как научить ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет общаться? Вот что советуют психологи.
Играйте с ребенком. Любая игра с ребенком этого возраста несет в себе коммуникативную нагрузку, то есть учит ребенка взаимодействовать с другими людьми. В ней малыш узнает мир, пытается действовать в нем.
Дети осваивают правила общения, подражая тем, кого они любят и кому доверяют. Поэтому вы являетесь для него основным образцом для подражания, и то, как вы организуете игру ребенка и действуете в ходе ее, обусловливает игровые и коммуникативные действия самого малыша.
Именно в игре ребенок начинает учиться общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, разрешать конфликты и сложные ситуации. В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.).
Читайте ребенку книги. С самого раннего возраста приобщайте к книге. Ежедневно рассказывайте и читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения.
Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместные чтения книжек. Малыши вместе с взрослыми могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать развитию не только общения, но и речи детей.
Развивайте речь. Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…»; вопросами: «Что это?», «Где?» и пр.
Не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком. Говорите так, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь.
Старайтесь создать в своей семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы грамотно и вежливо общаетесь со своими близкими. Ведь если в семье часты ссоры, упреки, разговоры на повышенных тонах, ребенок переймет именно эту манеру общения.
Поощряйте различные контакты малыша со сверстниками. Ходите с ребенком гулять на детскую площадку или в песочницу, в те места, где собираются другие дети. Знакомьте его с детьми своих друзей и знакомых, покажите и расскажите малышу, как можно самому познакомиться с незнакомым ребенком, попросить у него игрушку, поделиться своими куклами и машинками. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.).
Помогайте разрешать конфликты, которые будут возникать при взаимодействии детей. Успешное овладение ребенком первыми навыками общения – залог его будущей компетенции в общении и успешной адаптации в группе сверстников, например в детском саду.
Вспомним заповедь родителям замечательного французского писателя Эрве Базена: «Говори обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец… Разговаривайте, вызывайте детей на разговор о работе, об их труде, о домашних счетах, о беременности кузины…»
В заключение хочется добавить: слушайте внимательно и сосредоточенно, когда говорит ребенок. Слушайте так, чтобы услышать.
Список литературы по теме:
- Андросова М. Научите нас дружить! / М. Андросова // Счастливые родители. – 2006. – № 12. – С.132-138.
- Водопьянова Ю. Понять кроху без слов / Ю. Водопьянова // Мой ребенок. – 2008. – № 12. – С. 154-158.
- Галигузова Л. Как общаться с ребенком / Л.Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С.111-120.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238 с.: ил.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Игра – занятие серьезное / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с. : ил. – (Растим первоклашку).
- Константинова Л. Язык нашего тела / Л. Константинова // Обруч – 2008. – № 5. – С. 14-16.
- Монина Г.Б. Общение со сверстниками / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова // Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. – СПб., 2005. – С.59-63.
- Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М., 2009. – С. 51-96. – (Растим первоклашку).
- Спицын Н. Да послушайте же меня! / Н.Спицын // Домашнее воспитание. – 2000. – № 2. – С.127-130.
- Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений / С.С. Степанов. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224с.: ил. – (Психология для всех и для каждого).
- Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей / О.Н. Теплякова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. – 304с.. – (1000 советов от газеты «Комсомольская правда»).
- Филиппова Ю.В. Ребенок учится общаться: От рождения до 5 лет / Ю.В. Филиппова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 224с.: ил. – (Психология детства. Практикум).
- Чеховских О.Г. Почему современные дети не умеют играть вместе? / О.Г. Чеховских // Игра и дети. – 2008. - № 7. – С. 30-31.