Главная / Акции / Всероссийская акция «Историческая память. Юнги Победы»
Сценарий беседы
Юнги Победы
Беседа для учащихся 4–9 классов
Цель: расширение знаний поистории Великой Отечественной войны через знакомство с книгой В. С. Пикуля «Мальчики с бантиками».
Методы и приёмы: беседа, громкое чтение, творческое задание.
Оформление и оборудование: репродукция портрета Валентина Пикуля, книжно-иллюстративная выставка по теме беседы (например, выставка одной книги), компьютер с доступом в Интернет, проектор, экран.
При проведении мероприятия можно показывать презентацию, прилагаемую к материалам акции.
Слайд 1
Сегодня мы с вами участвуем во всероссийской читательской акции «Историческая память. Юнги Победы»», посвящённой юбилею Соловецкой школы юнг Военно-Морского флота.
25 мая 2022 года Соловецкой школе юнг исполняется 80 лет!
Школа юнг работала три года, с 1942 по 1944 годы. За три выпуска школа подготовила 4 111 юнг разных специальностей для нашего флота. Юнги несли службу и сражались с врагом на всех флотах и флотилиях страны. Каждый четвёртый выпускник Соловецкой школы юнг погиб в боях за освобождение Родины.
Сегодня мы вспомним об этой важной странице истории Великой Отечественной войны.
Кто такие юнги?
Слово «юнга» пришло из голландского и немецкого языков и означает «мальчик», или «молодой». Юнгами называют младших матросов на судне.
Слайд 2
Первую в России школу юнг открыл в Кронштадте Пётр Первый, он и сам когда-то служил на море каютным юнгой. Юнги участвовали во многих морских сражениях 18–19 веков.
Слайд 3
В советское время, в 1940 году, на острове Валаам на Ладожском озере была создана первая школа боцманов и при ней рота юнг. Валаамские юнги не успели стать настоящими матросами: почти все они погибли в боях за Ленинград, Ладогу и Волхов осенью 1941 года.
Слайд 4
В самый разгар Великой Отечественной войны, 25 мая 1942 года, вышел приказ народного комиссара Военно-Морского флота адмирала Николая Герасимовича Кузнецова о создании новой Школы юнг. Цель создания – подготовка боцманов, рулевых, радистов, электриков и мотористов. Местоположение – Соловецкие острова Белого моря в Архангельской области.
Слайд 5
Непростой жизни будущих юнг посвящена повесть Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками».
Как вы думаете, почему книга так называется?
В конце нашей встречи мы вернёмся к заглавию повести, и вы поймёте, почему автор дал книге такое название. По ходу рассказа о Соловецкой школе я буду читать вам маленькие отрывки из книги «Мальчики с бантиками».
Слайд 6
Весной 1942 года на самом севере нашей страны, в Архангельске, началась новая жизнь главного героя повести Валентина Пикуля – эвакуированного из блокадного ЛенинградаСавки Огурцова. Ему предстояло стать одним из «мальчиков с бантиками», юнг Соловецкой школы. Повесть Пикуля автобиографическая: прототипом Савки Огурцова стал сам писатель и все описываемые в книге события имеют реальную основу. Валентин Пикуль был юнгой первого набора Соловецкой школы и закончил её в 1943 году рулевым-сигнальщиком.
Слайд 7
Блокадник Савка Огурцов, Мазгут Назыпов из татарского городка Касимов, москвич Женька Баранов. Их истории детства были разные, и сами они были не похожи друг на друга, но война соединила ребят в далёком северном городе Архангельске и забросила на суровые Соловки, где им предстояло научиться и морской науке, и морскому братству.
«Спору нет, народ собрался разный… В основном — горожане, дети пролетариев и интеллигентов. Как это ни странно, очень мало юнг вышло из семей моряков. Больше всего явилось из провинции, где и моря-то никогда не видели...
Были среди юнг и такие сорвигȯловы, что перешли линию фронта, чтобы не жить в оккупации. Были детдомовцы, серьёзные покладистые ребята, потерявшие родителей или никогда их не знавшие. Были и беспризорники, которых милиция подобрала на вокзалах, где они погибали от грязи и голода, попрошайничая или воруя. Наконец, был один парнишка из партизанского отряда, который уже изрядно хлебнул военного лиха, прежде чем исполнилась его мечта о море».
Для будущей Школы юнг набирали мальчишек 15–16 лет с образованием 6–7 классов. Валентин Пикуль (в повести Савка Огурцов) попал в юнги в 14 лет, его взяли, получив согласия отца. В июне 1942 года мальчишки со всей страны, из Кировской, Свердловской, Горьковской (сейчас Нижегородской), Ярославской, Московской, Саратовской, Куйбышевской (сейчас Самарской) и других областей прибывали в Архангельск, где и решалась их судьба.
Слайд 8
Ребят разместили в сохранившемся до нашего времени здании казарм флотского полуэкипажа в Соломбале, районе Архангельска. Мальчикам нужно было пройти несколько проверок (комиссий), они отвечали на разные технические морские вопросы, их проверяли на грамотность. Очень серьёзной была медкомиссия, не все получили заветную отметку «годен». Для Савки самыми сложными оказались страшное кресло-вертушка и силомер (прибор для измерения физической силы).
Вертушку Савка прошёл, а силомер… Стоя в очереди, он понимал, что необходимые семьдесят килограммов ему не выжать. «Судьба наплывала на Савку, как то вагонное колесо в ночи, безжалостное и равнодушное к его мальчишеской доле. Ближе, ближе, ближе… Сколько он выжмет? Ну, сорок. Не больше. Что делать? Как быть? Только бы не разреветься! Савка сделал шаг в сторону из очереди… Сто двадцать граммов хлеба в сутки, холод нетопленых жилищ, взрывы снарядов в соседних домах, ночные зарева пожаров — всё это, вместе взятое, ещё держало его в кольце жестокой фашистской блокады». Вместо Савки сто двадцать пять килограммов выжал здоровяк и разгильдяй Витька Синяков, за эту услугу он должен был отдать десять хлебных паек и выдраить гальюны, т. е. помыть на судне туалеты. Савка прошёл…
Слайд 9
К 1 сентября 1942 года в школу юнг было направлено 1192 человека. В августе будущие юнги прибыли на Соловки. Часть юнг осталась в Соловецком кремле, другие отправились в Савватиево, где располагался монастырский скит (поселение монахов). «Флот предлагал лопату и тачку как пропуск в морской мир!» Юнгам выдали робу, форму они могли надевать только по праздникам и заступая в караул.Первым юнгам в Савватиево предстояло многое построить самим. Под учебные корпуса отвели здания Савватьевского скита, а вот строить кубрики (жилое помещение для матросов), камбуз (кухня на судне), столовую будущие юнги должны были сами.
«Школа юнг строилась на голом месте и голыми руками. Командование верно рассудило, что юнга должен уметь делать всё, и потому слова «я не умею» не принимались во внимание. Если уж ты пришел на флот, так будь любезен делать, что тебе велено… Юнги пальцами соскребали в лесу подушку мха, и под ним обнажалась земля – сочная, перевитая корнями деревьев, унизанная прожилками червяков. Особая команда юнг наловчилась корчевать пни – без трактора и даже без рукавиц. На одном мальчишеском задоре вытягивались из земли корни, помнившие первых новгородцев... В землю, освобождённую от корней и камней, вонзались лопаты других юнг: копали глубокий котлован для будущего кубрика. Кубрики строились из расчёта, что в них будет жить по пятьдесят человек. Увы, кубрики строились в виде землянок (как на фронте).
Слайд 10
Каких только работ не выполнял Савка Огурцов! Он набивал матрасы водорослями, был водопроводчиком, участвовал в работе группы «разрушителей», которые выдёргивали решётки из окон бывшей тюрьмы…
Испытаний и трудностей у юнг в суровых условиях северного острова было немало!
Слайд 11
«У многих юнг из разодранной обуви вылезали пальцы… Они глотали суп пополам с дождём. Они ели кашу, присыпанную снегом. Чёрные низкие облака проносило над их трапезой...
Барак санчасти уже был забит простуженными, придавленными в лесу. От холода и грязи юнги покрывались фурункулами, у многих болели зубы. Всех лечили и возвращали в строй.
Раньше они – за папами и мамами! – жили припеваючи, как за стенами крепости. А теперь, милый друг, ты обязан и себя обслужить. Бельишко своё, будь любезен, постирай-ка в озере, студя руки в ледяной воде, и тогда поймёшь, сколь неблагодарен труд матерей и бабушек. Надо заготовить дровишки на зиму, и никто, кроме тебя, этого уже не сделает. Давай пили! Давай коли!»
К ноябрю 1942 года строительство в основном завершилось. Были возведены землянки-кубрики, учебные корпуса, баню, прачечную, камбуз, хлебопекарню, санитарную часть, жилой дом для офицеров-наставников. 7 ноября 1942 года первый набор соловецких юнг торжественно принял воинскую присягу.
Слайд 12
Начались будни.
Юнги вставали в 6 утра, совершали пробежку, делали зарядку, заправляли койки, умывались, прибирали кубрики и территорию, затем завтракали. До 13 часов в расписании юнг были общие и специальные занятия, строевая подготовка, рукопашный бой, изучение автомата, пулемёта, метание гранаты, занятия по химической защите, санитарное дело. С 14 до 16 – практические занятия, морское дело и шлюпочные занятия. С 17 до 19 часов ребята занимались общественно полезным трудом и самоподготовкой. Два раза в день юнгам предоставляли свободное время (с 16 до 17 часов и с 20 до 22.30). Отбой был в 22.30.
Слайд 13
Каждый набор юнг проходил годовое обучение. Учиться было нелегко. Зимой, когда не хватало дров и в классе было холодно, замерзали чернила. Учебников всем не хватало, часто по одному учебнику занимались 20–25 человек. Почти все старались учиться хорошо. Специальная комиссия перед началом учёбы проверяла ребят и распределяла их по специальностям.
Школа юнг готовила для флота боцманов, рулевых, радистов, мотористов, электриков, сигнальщиков.
Давайте разберёмся, что это за специальности.
Боцман – это младшая офицерская должность на судне. Он отвечает за все хозяйственные работы на корабле.
Слайд 14
Рулевой – специалист, отвечающий за управление рулём, он удерживает заданный курс корабля.
Сигнальщик принимает и передаёт сигналы с помощью определённого положения рук с флажками. Он должен знать специальную семафорную азбуку.
Слайд 15
Радист отвечает за работу судовой радиостанции, передаёт и принимает сообщения с помощью азбуки Морзе.
Моторист обслуживает двигатель корабля и другие механизмы.
Слайд 16
«Офицеры как бы прощупывали каждого юнгу на смышлёность, особо отмечали любовь к технике. Савка показал на комиссии свои сочинения, и ему сказали:
– Школа станет готовить мотористов-дизелистов, боцманов торпедных катеров, радистов-операторов и рулевых-сигнальщиков. В боцмана ты не годишься: слишком хрупок, а там работа тяжёлая. Слух у тебя неважный. Вот и выбирай сам…
Ясно! Кто стоит на мостике? Кто больше всех видит?
– Конечно, рулевым! Конечно, хочу сигнальщиком!
– Ну, так и запишем…
Вышел он, счастливый до изнеможения:
– Я в рулевые… вот здорово!
– Еще один извозчик, – засмеялись радисты».
Кроме учёбы у юнг были ещё дежурства на камбузе, складах, в пекарне. Регулярно они несли и караульную службу. Немцы знали о Школе юнг. Были случаи обнаружения диверсантов на Соловках. Юнги должны были быть готовыми к любым ситуациям.
Слайд 17
«…среди прочих обязанностей была и караульная служба – чёткая и строгая. О заступлении в караул юнги предупреждались заранее, чтобы могли привести себя в порядок. Утюгов не было, а от брюк требовалось соблюдение идеальных складок. В таких случаях брюки клались под матрас, и когда выспишься на них, складки отпечатывались сами собой в надлежащем виде…»
Слайд 18
«Среди ночи юнг часто поднимали по тревогам с оружием. Они проделывали длинные марши бегом по пересечённой местности. Порядок при этом был такой: попалось на пути озеро – не обходить его, а переплывать любое, какое бы ни встретилось на пути. Это были необычные ночные марши: авангард роты уже выходил из воды на берег, когда конец колонны ещё только начинал заплыв, держа над собой карабины». (Карабин – винтовка с укороченным стволом).
Мальчишки-юнги были, по сути, ещё детьми. Война разделила их жизни на «до» и «после», лишила мирного детства. Строгий распорядок жизни, военная дисциплина, работа, учёба не всегда были спасением от грустных мыслей.
Слайд 19
«Хотя в юности хандрить и не принято, но иногда (чаще по воскресеньям) тоска всё же одолевала. Печально шумел по вечерам чёрный осенний лес, затёкший дождями, и ты казался себе маленьким, заброшенным на край света, всеми забытым… Остров! Географическое понятие суши, окружённой со всех сторон водою, иногда всё же сказывается на психике. И очень редко, в исключительных случаях, начинал работать маяк на Секирной горе – яростные проблески света, отрывисто посланные в безлюдность осеннего моря, только усиливали одиночество».
Слайд 20
Жизнь юнг была наполнена учёбой, работой, службой, но находилось время и для отдыха, досуга, нехитрых развлечений. Конечно, писали письма родным. Многие занимались спортом: бокс, гимнастика, футбол, волейбол, баскетбол; зимой – лыжи. Ставили концерты и спектакли, слушали музыку...
«Новые кинофильмы доставлялись в Савватьево редко, зрелищами юнг не баловали... Иногда по вечерам далёкая Москва транслировала на Соловки отличные концерты. Над святыми озерами, над усопшими в древности скитами, над землянками юнг разливалась бравурная хабанера Бизе, звучала патетическая Арагонская хота Глинки, печали и восторги жизни пробуждал гениальный Чайковский… Музыка обретала особую красоту.
– Вот ведь как! – говорили юнги. – Плевать я раньше хотел на эту музыку. А сейчас она всю душу переворачивает, даже непонятно: что со мною? Слезы сами выжимаются…
В клубе юнг появилась самодеятельность – слабенькая, потому что юнги нажимали на учение, а в самодеятельность шли больше лентяи; пристроился туда и Витька Синяков, лихо работавший ногами – чечёточник! Но зато рота радистов уже породила своего поэта – Эс Васильева, и по Школе юнг блуждали нездоровые, панические слухи, будто поэту на камбузе дают по три порции…»
Слайд 21
За год обучения школа стала родным домом для юнг. Многие жизненные уроки они усвоили именно здесь. Их стало объединять и море, хотя не все его до Соловков видели. Савка Огурцов не умел плавать и боялся даже признаться в этом товарищам и воспитателям. Но ему удалось преодолеть свой страх и в одиночку совершить свой первый заплыв. Возможно, с этого момента его уже можно было считать настоящим юнгой.
«Любовь к воде стала у юнг доходить до смешного. Как только подавался звонок на перемену, юнги швыряли на столы свою робу, голые сыпались изо всех окон и – в воду! Десять минут плавали, а когда гремели звонки к уроку, они уже чинно сидели за столами, наспех вытирая лбы подолами голландок. Море из затаённой опасности превращалось в дружескую стихию, вода становилась родной колыбелью! Юнги ещё не думали, что море способно обернуться для них иной стороной – трагической…»
Шаг за шагом, постепенно юнги становились моряками. А какой же моряк без брюк клёшей!
Слайд 22
«Клёш — не роскошь, а необходимость. Для чего, спрашивается, во всём мире шьют морякам широкие брюки? Самим покроем они приспособлены для быстрого снимания их в воде. Никаких ширинок с пуговицами — один клапан! Если матрос упал за борт, клапан открывается, а клёши, намокнув и отяжелев, своим ходом снимаются с моряка и тонут. А попробуй-ка ты в воде стащить с себя узенькие брюки — не получится! Захлебнёшься и потонешь, как дурак, в штанах!»
В конце года обучения, до экзаменов, юнгам выдали погоны – чёрные квадраты без окантовки с большой буквой «Ю». Но самым долгожданным было вручение на торжественном построении новеньких ленточек для бескозырок. Неожиданной для юнг оказалась длина ленты: она была укорочена! Косиц, как у матросов, юнгам было иметь не положено, поэтому ленточка завязывалась на бескозырке сбоку в виде бантика. Отсюда и название повести Валентина Пикуля!
Слайд 23
Первый выпуск юнг состоялся в положенный срок. Экзамены были позади. Юнгам предстояло ещё одно важное событие перед разлукой со школой и товарищами – распределение на флот. Северный, Балтийский, Тихоокеанский, Черноморский, Каспийский…
Валентин Пикуль до конца войны служил на Северном флоте на эскадренном миноносце «Грозный». Его товарищей судьба разбросала по всей нашей огромной стране, и им предстояло сражаться с врагом на море наравне со взрослыми, без скидок на возраст.
«Моё дело в этой войне – маленькое, но важное. И я вполне дорос до понимания своей великой ответственности. Что я могу сделать для победы, я, конечно, сделаю. Если суждено погибнуть, я погибну. Так я решил сразу!»
Слайд 24
Многие юнги за храбрость, смелость и отвагу в годы войны были награждены самыми высокими орденами и медалями. Юнга Володя Моисеенко был удостоен за свой подвиг высшего звания – Герой Советского Союза.
Слайд 25
Многих юнг – выпускников Соловецкой школы уже нет в живых, но оставшиеся каждые пять лет традиционно приезжают на Соловки, в места своей военной юности. Их первая встреча состоялась в 1972 году.
Слайд 26
В те годы бывшие юнги на свои средства решили установить на Большом Соловецком острове памятник юнгам. Ещё один памятник соловецким юнгам появился на Соловках в 2018 году.
Слайд 27
Памятники установлены также в Москве и Архангельске – городе, откуда будущие юнги начали свой путь на Соловки, в Соловецкую школу юнг Военно-Морского флота.
Слайд 28
Творческое задание «Облако слов»
Давайте попробуем сделать своеобразный конспект из ключевых слов по теме «Юнги Победы». Вы будете называть слова, которые характеризуют военное время; жизнь юнг в школе, их чувства, эмоции. Я запишу все слова, которые вы назовёте. Они могут повторяться. Такие слова в облаке будут самыми крупными, и, следовательно, для вас главными. Когда мы впишем все слова, у нас получится уникальное облако слов по теме нашего рассказа.
Ведущий или его помощник впечатывает слова, используя ресурс для создания облака слов. Можно использовать следующие бесплатные ресурсы:
Облако слов можно показать на экране, а потом распечатать. Можно обратить внимание ребят на слова, которые получились самыми крупными, и попросить их поделиться своими переживаниями и размышлениями.