Итоги



Номинант конкурса

Итоги



5 мая 2015 года сразу в нескольких уголках Архангельской области прошла акция «Строки памяти», площадкой для которой стали школы, муниципальные и школьные библиотеки, культурно-спортивный центр из Архангельска, Котласа, Коряжмы, Мирного, Каргополя, Приморского, Виноградовского, Устьянского, Онежского, Няндомского районов. В этот день взрослые читали детям «Медное колечко» и другие рассказы Фёдора Абрамова о Великой Отечественной войне. Результатом эмоционального, творческого прочтения стала и беседа с детьми, и творческое задание – плакат «Я помню о войне».

Самой массовой стала акция в Коряжме (Котласский район): сотрудники МУ «Коряжемская ЦБС» прочитали «Медное колечко» 386 школьникам. Всего в акции приняло участие 1400 детей младшего и среднего школьного возраста.

Столь широкие возрастные рамки стали возможны благодаря выбору произведения (рассказ «Медное колечко» универсален по содержанию), а также благодаря сценарию-конструктору, когда библиотекари и педагоги могли собрать из предложенной разработки занятие, рассчитанное на аудиторию любого возраста.

В год 95-летия Фёдора Александровича Абрамова мы не могли не предложить для областной акции произведения великого земляка, оставившего нам так много горьких, трагических, проникновенных строк о войне. Выбор пал на рассказ-миниатюру «Медное колечко», в котором скорбно звучит тема Памяти. Мы подумали, что смыслы этого очень короткого и очень ёмкого произведения могут быть считаны и младшими школьниками, и подростками, и старшеклассниками.

Дети 7–10 лет способны представить жизненную ситуацию, описанную в рассказе, и ответить на вопрос, почему Марья не согласилась отдать колечко, важный для понимания смысла произведения. Ребята постарше могут поразмышлять, сравнивая красивый, но «пустой» портрет и простое медное колечко – «живую памятку». Самым взрослым участникам мы предложили сформулировать проблематику произведения, отвечая на вопрос, согласны ли они с утверждением, что рассказ Абрамова – о войне. Разумеется, мы ориентировались на абстрактного ребёнка, сценарий носил рекомендательный характер.

В двух отчётах отмечалось, что рассказ Фёдора Абрамова «Медное колечко» слишком сложен для младших школьников. В то же время во всех остальных случаях, когда в акции участвовали дети этого возраста, проблем с пониманием не возникало. Опытным педагогам и библиотекарям прекрасно известно, что одно и то же произведение может быть воспринято и понято в разных группах детей одного возраста совершенно по-разному. У всех была возможность подстроить сценарий под свою, известную им, аудиторию. Хотя, конечно, даже в этом случае результат бывает самым непредсказуемым.

Но в целом приведённые в отчётах высказывания детей убеждают, что выбор произведения был удачен: рассказ «задел за живое», дал толчок работе воображения и мысли. Приведём лишь несколько реплик.

Это очень короткий рассказ, но в нём очень много переживаний.

Очень важно помнить о прошлом. Именно память делает человека человеком.

…рассказ о любви, которую обе женщины пронесли через всю жизнь.

Вспомнилось стихотворение Константина Симонова «Жди меня», это рассказ о верности.

Слова «Вот я и жду» натолкнули ребят на мысль, что Марья всю жизнь ждёт своего Ивана, ведь похоронки иногда присылались по ошибке, бывали случаи, когда возвращались после войны из плена или после долгого лечения в госпиталях…

Кольцо Ваня сделал своими руками и вложил часть своей души. Это когда люди дарят от души, а потом смотришь на подарок и вспоминаешь хорошее об этом человеке. Героиня смотрела на кольцо и верила, что Ваня жив.

Марья не соглашается отдать медное колечко Анне Афанасьевне не потому что ей жалко, а потому что ей самой дорога память о женихе, хоть и подарок был простенький.

С подсказкой, но ребята заметили, как символично зовут героев этого маленького рассказа, разлучённых войной – Иван и Марья.

Если бы не было войны – всё было бы по-другому, все бы были живы. Война повлияла на судьбы людей, многие потеряли своих близких, свои дома, не сбылись мечты.

«Юных читателей беспокоило то, что у Анны Афанасьевны ничего не осталось от младшего брата Вани, они глубоко и искренне, со слезами на глазах, ей сочувствовали», - читаем в отчёте из г. Мирного. Во многих других отчётах также говорится о сильном эмоциональном воздействии рассказа. Поэтому вряд ли кому-то покажется нелепым или неуместным желание детей разрешить конфликт, подарить Анне Афанасьевне немного радости.

Колечко можно было распилить на две половинки и носить на груди, на цепочке, тогда бы у обеих женщин была память об Иване.

Медное колечко можно было держать по очереди: сначала у Марьи, потом у Анны Афанасьевны, чтобы у каждой из женщин была память о любимом человеке.

Как и предполагалось, детям оказалась непонятна фраза о «выкуренном письме», она потребовала разъяснения. Многие участники  акции, как, например, Л.Н. Кашина (Квазеньга, Устьянский район) не только объяснила ребятам, что такое самокрутка, но и рассказала о письмах с фронта. Кто-то из участников акции посчитал необходимым разъяснить и другие детали, создающие образ эпохи и места действия. Например, А.Г. Ракитина (Конецгорье, Виноградовский район) предложила ребятам подумать, кто и почему доносил Ванину одежду, каким способом изготовлялось колечко из монеты в деревенской кузнице. Ребята даже представляли, что могла бы отдать Анна Афанасьевна Марье из своего «хозяйства» в обмен на колечко.

Для погружения в эпоху, для создания атмосферы многие из участников использовали соответствующий предметный ряд. Г.А. Кудинова (Катунино, Приморский район) оформила книжно-иллюстративную выставку, где, наряду с книгами писателя, поместила «треугольники писем, открытки… предметы военной поры из музея: гильза, граната, котелок, ложка». О.С. Барган (Каргополь-2, Няндомский район) экспонаты для мини-музея предоставил местный поисковый клуб «Витязь» и краеведческий отдел Няндомской центральной библиотеки. Ольга Станиславовна провела небольшую экскурсию по музею, особенно заинтересовали ребят настоящее письмо с фронта, каска и граната-лимонка.

Многие из участников акции очень удачно вписали произведение Абрамова в контекст истории своей малой родины: о жизни села, деревни, города в годы войны рассказывали как взрослые, так и дети. В примерном сценарии рекомендовалось «связать с жизнью» «Медное колечко», дав детям задание рассказать о «живых памятках» своей семьи. Приём оправдал себя, история горемычных Марьи и Анны Афанасьевны обрела личностный смысл. У О.С. Барган (Каргополь-2, Няндомский район) дети не просто готовили рассказ о воевавших бабушках и дедушках, но и вместе с родителями писали сочинения на эту тему. Лишь в одном отчёте звучит печальная нотка: «Благодаря акции, мы сделали для себя вывод, что наши ребята плохо знают историю своей семьи». Что ж, ситуацию можно исправить, сейчас многое зависит от нас, взрослых. И многие дети – участники акции осознали и свою ответственность, свою причастность к сохранению памяти о войне. Вот что пишет Н.Л. Синицкая (Кидюга, Устьянский район): «Сделали вывод, что, сохранится ли память о войне, зависит от нас. Если мы сами будем хранить в своей душе и сердце память о той страшной войне и рассказывать о ней своим детям и внукам, то человечество не забудет и, самое главное, не допустит повторения тех ужасов, которые пришлось пережить людям за четыре военных года».

Обязательным условием акции было чтение рассказа «Медное колечко», но, по желанию участников, можно было побеседовать и о других произведения Фёдора Абрамова о войне. Некоторые воспользовались этой возможностью и прочитали детям  «Вкус победы», «Офимьин хлебец», «Валенки», «Зарок блокадницы», «Отрыжка войны», «Бабий разговор».

Как показали отчёты, не все участники акции удовлетворены результатами выполнения творческого задания – нарисовать плакат «Я помню о войне». Е.А. Попова (Строевское, Устьянский район) пишет о том, что ребятам более понятно и доступно «простое иллюстрирование»; Р.И. Кожевникова (Заостровье, Виноградовский район) посетовала на то, что не все дети умеют рисовать; И.И. Бушманова (Вычегодский, Котласский район) предлагает производить отбор «наиболее достойных» рисунков.

Но мы прекрасно знаем, что методика творческого чтения и не предполагает «красивый рисунок» как самоцель задания по прочитанному.  Главное здесь – внутренняя работа, которая идёт в ходе выполнения задания, воплощение в образах творческого прочтения книги. Поэтому здесь не бывает хороших и плохих, красивых и некрасивых работ. Все они прекрасны, если «сработали» на синтез осмысления и эмоционального восприятия произведения. Без специального научного анализа по детской работе, наверное, невозможно определить, какое зёрнышко заронило произведение в разум и душу. Поэтому не спешите судить строго и детей, и себя, и организаторов, дающих «непонятные задания».

Кто-то из участников акции пустил детей в свободное творческое плавание, кто-то посчитал нужным сделать выполнение задания осознанным, сопроводить его самоанализом, рефлексией.  

М.В. Порядина (Уйма, Приморский район) перекинула мостик  от беседы к творческому заданию с помощью вопроса: «Что ещё помогает сохранять память о войне? Как бы вы рассказали о войне будущим поколениям? Ведь именно вам выпадет быть свидетелями 100-летнего юбилея Победы». В итоге у каждого из ребят «родилось своё изображение, обращённое к будущим поколениям». Интересно, что большинство изобразило не саму войну, а то, как сохраняется память о ней (обелиски, памятники, вечный огонь, салюты, солдатские награды).

Нельзя не отметить работу О.П. Чесноковой (Коряжма, Котласский район): на её занятиях ребята не только рисовали плакаты, но и создавали из цветного песка, а также в технике аппликации. Сильное впечатление производит плакат, на котором изображён вечный огонь из детских ладошек. Многие детские работы отличает глубина: чувствуется, что Ольге Павловне удалось «зажечь» детей, направить детские размышления и эмоции в нужное русло. 

В посёлке Сельменьга Виноградовского района дети создали два коллективных плаката, которые стали плодом совместных размышлений и потому получились по-настоящему «концептуальными»: «На первом плакате изобразили памятник и салют. Это означает, что 9 мая все люди идут к памятникам, возлагают цветы и чтут память погибших. А салют символизирует радость, что больше нет войны и на надо ничего бояться. На втором плакате нарисовали комнату. На стене висит портрет погибшего прадедушки, а рядом письмо-треугольник с надписью «Жди меня». Но прабабушка так и не дождалась своего мужа, и остался от него, как память, этот треугольник. Значит, всем нам нужно помнить своих родственников, не вернувшихся с войны».

Все плакаты вы можете найти в фотоальбоме на сайте нашей библиотеки. Все они разные: картины военных действий, картины противопоставленной ей мирной жизни, атрибуты и символы. За каждым плакатом – работа мысли и непосредственность эмоций, рождённые художественным словом и диалогом с мудрым взрослым.

Отрадно, что не только взрослые помогли детям совершить открытия: об истории своей страны, своей семьи, тайнах человеческой души. Открытия совершили и взрослые. В.В. Окулова (Заостровье, Приморский район) пишет: «Когда я читала, в классах стояла такая тишина, что мурашки побежали по рукам. Настолько дети прочувствовали эти маленькие рассказы. Дети были очень активны и разговорчивы. Я многих детей открыла для себя с неожиданной стороны. Особенно когда они стали рассказывать о хранящихся дома реликвиях и своих знаниях о воевавших родственниках. Ребята у нас просто замечательные, я горжусь ими!» Пусть слова эти прозвучат в пику всему, что сейчас говорится о потерянном поколении, о современных Иванах, не помнящих родства…

Итак, акция состоялась. Обещаем учесть все ваши замечания и предложения, благодарим за тёплые слова, которые, конечно, вдохновят нас на организацию новых подобных акций! 



Назад в раздел